Даже в современном мире остались языческие традиции. Просто мы не задумываемся о том, что постучать по дереву или впустить кошку первой в новое жилье – это древние ритуалы, как и сжигание чучела на Масленицу и прыжки через костер.
Обозреватель «РИАМО в Подольске» приняла участие в славянском празднике Купала и выяснила, чем он отличается от Ивана Купалы, что означает и символизирует.
Купала или Иван Купала?
© РИАМО в Подольске, Леонид Галин
Сегодня, к сожалению, множество славянских праздников, обрядов и традиций утеряны, подменены или искажены, «подстроены» под христианство. Так и произошло с одним из главнейших праздников наших предков – Купала. Он отмечался в день летнего солнцестояния, который в разные годы выпадает на разные числа с 20 по 23 июня.
В самый длинный день в году славяне провожали весеннее солнце Ярилу и встречали новое солнце Купала. Женщины в это время отправлялись за травами, так как считалось, что их целебные свойства усиливались, а также заготавливали березовые веники для бань. Молодежь проходила различные обряды, в том числе свадебные.
Очень часто славянский праздник Купала путают с днем Ивана Купалы, или Купальской ночью
Давайте разбираться! Летнее солнцестояние – это день, когда ось вращения нашей планеты меньше всего наклонена по отношению к Солнцу. А значит, в это время максимальна высота подъема светила над небосклоном. Соответственно, для жителей высоких широт летнее солнцестояние – это самый длинный день и самая короткая ночь в году. Это явление чисто астрономическое, не зависящее от религий, вер, политических взглядов, да и в целом от людей.
А вот праздник Ивана Купалы отмечается 7 июля – в день рождения Иоанна Крестителя. Со славянским праздником он не имеет ничего общего. Но раз они так близко стоят в календаре, то народ стал и в Купальскую ночь прыгать через костер и пускать венки по реке.
Музей обрядов и быта
© РИАМО в Подольске, Леонид Галин
В Подольске праздник Купала отмечали вечером 21 июня в Русском музее обрядов и быта на базе сельского дома культуры «Романцево». В интерактивной театрализованной программе участвовали все желающие. Жители могли прочувствовать атмосферу и волшебство дня летнего солнцестояния, а также проникнуться славянским духом.
«Детям и подросткам на лекциях неинтересно, поэтому мы придумываем разные формы, в которых завязаны наши традиции и обычаи. Народ включается в мероприятия, участвует в играх, хорошо проводит время и при этом узнает много нового. Многие обряды, которые будут проводиться на Купалу в нашем музее, – настоящие, а некоторые надуманы. К сожалению, очень многое мы уже потеряли. Несмотря на то, что русская культура до сих пор пропитана язычеством, многие обряды совершаются лишь для того, чтобы только их совершить»,
– пояснил директор музея Михаил Арзамарцев
Мне предстоит принять непосредственное участие в славянском празднике Купала. В самом начале, еще до прихода гостей, меня переодевают в сарафан, сшитый собственноручно, а на голову надевают венок. К торжеству в образе древней славянки готова!
Древние традиции
© РИАМО в Подольске, Леонид Галин
Праздник проходит на заднем дворе музея, где потихоньку начинают собираться гости. Арзамарцев рассказывает о традициях и обрядах, которые проводили наши предки на Купалу.
«У славян было четыре магических дня: весеннее и осеннее равноденствие и летнее и зимние солнцестояние. Конечно, все праздники были связаны с плодородием. Считалось, что с 21 по 23 июня солнце «зависает», и если выйти на рассвете в поле, то солнце будет «играть». Это связано с атмосферой, и в народных песнях, связанных с Купалой, поется именно об этом. С летнего солнцестояния дни начинают укорачиваться, а урожай прибавляется»,
– отметил Михаил
На Купалу проводились различные обряды, такие как прыжки через костер. Этот день был периодом сватовства. На празднике зажигали два костра – большой и маленький, обрядовый, через который и прыгали молодые.
«Молодые, которые собирались жениться, должны были прыгнуть через костер, взявшись за руки. И если во время прыжка их руки не разъединятся, то быть свадьбе. А если разъединятся, то считалось, что огонь не дает им разрешения жениться, и делать это ни в коем случае нельзя. Это сегодня подобные обряды проводятся символически, но наши предки строго к ним относились»,
– рассказал директор музея
Помимо этого считалось, что огонь и вода очищают, а береза вылечивает тело. В эту волшебную пору женщины ходили в поле за травами, так как верили, что собранные в этот праздник растения будут лечить различные недуги весь год.
«Сегодня мы рвем веточки березы на Троицу и не догадываемся о том, что эта традиция уходит корнями именно в язычество, как и традиция запускать кошку первой в новый дом или бросать щепотку соли через плечо, чтобы не поругаться. Береза считалась очищающим деревом, которое даже лечит болезни. У нее бактерицидная кора-береста, а углем можно лечить недуги. Почему у славян не было вшей, как у европейцев? Все дело в том, что они парились в банях именно березовыми ветками, которые убивали вшей. Поэтому это дерево было возвеличено»,
– пояснил Михаил
Мне предстоит пройти обряд очищения водой, сплести венок из полевых цветов, прыгнуть через костер. Я впервые стану непосредственной участницей славянского праздника, но волнения как такового нет, зато есть огромный интерес.
Пока мы ждем начала праздника, во дворе звучит славянская музыка. Сотрудницы музея, одетые в традиционные русские наряды, улыбаются. И вся атмосфера становится настолько волшебной, что хочется поверить в то, что обряды действительно принесут удачу, очистят и исполнят мечту.
Очищение водой
© РИАМО в Подольске, Леонид Галин
Праздник начинается с приветственного слова директора музея, а также с рассказа об этом удивительном дне. На мероприятие пришли как взрослые, так дети, которые с удовольствием отвечают на вопросы ведущего и гадают, что же общего между Ярилой и Купалой, почему Иван Купала празднуется в другой день и так далее.
И вот в центр двора вышел ансамбль «Карагод», который задает ритм всему праздничному вечеру своими песнями и частушками. Участников приглашают в хоровод, и я не остаюсь в стороне – пускаюсь в пляс с гостями праздника.
Мы поиграли в игры, повеселились, после чего милые девушки в образе славянок вынесли соломенное солнце.
Настало время первого ритуала – это реконструкция обряда умывания водой через «живую» арку и обряда переплетения березы лентами. Я кружилась в хороводе, после чего он стал превращаться в очередь к умыванию. Желающих было предостаточно! Я прошла через арку и, как и многие, умылась водой, после чего мне дали несколько ленточек.
Считалось, что если завязать на березе узелок и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Причем загадать можно сразу несколько желаний – главное, чтобы хватило ярких лент. Вот такое славное поверье. Ну что же, проверим!
В обряде с удовольствием участвовали не только дети, но и взрослые. Это было по-настоящему празднично и необычно, так как все гости улыбались, умывались, завязывали ленты и загадывали желания. В это время звучала музыка, и на секунду мне даже показалось, что я действительно переместилась в какие-то далекие времена, когда еще чтили обычаи и традиции.
Плетение из трав
© РИАМО в Подольске, Леонид Галин
© РИАМО в Подольске, Леонид Галин
Следующим красивейшим номером стал показ одного из купальских обрядов «Собирание росы». Наши предки верили, что в этот день природа наделяется волшебной силой, поэтому на рассвете необходимо было умыться росой, которая обладала лечебными свойствами. Затем всех желающих пригласили за стол для плетения венков из полевых трав и цветов.
Умение плести венки у меня из далекого детства, когда все девочки собирали желтые одуванчики и плели из них яркие головные уборы. Однако плести из трав и цветов оказалось более сложной задачей. Мои руки пытались вспомнить давно забытый навык, я то и дело подглядывала за соседями и старалась повторить за ними. И все получилось! Правда, венок оказался намного большего размера, чем моя голова, но зато достаточно симпатичный. Я, как и все остальные, надела его.
В это время сотрудницы музея изготавливали из трав куклу «Ярило», после чего всех гостей праздника пригласили к реке Рогожке, где должен был пройти еще один обряд.
Венки по воде
© РИАМО в Подольске, Леонид Галин
© РИАМО в Подольске, Леонид Галин
Все вместе мы отправились к речке, а впереди шла сотрудница музея и несла куклу «Ярило». Затем чучело из трав бросили в воду, и девушки стали бросать туда свои венки из полевых цветов. Нужно было загадать желание – если венок не утонет, то желание обязательно сбудется.
Это один из древнейших славянских обрядов, в котором принимали участие юные девушки в поисках своего суженого. В древности они кидали венки в реку, а мужчины с другого берега пытались выловить их. Считалось, что чей венок молодой человек возьмет, на той и женится. Мол, река сама расставит все по своим местам и подскажет, где чья судьба.
У реки образовалась небольшая очередь, все кидали венки в воду, и они не тонули – доброе предзнаменование. Я тоже кинула свой венок и искренне порадовалась тому, что мое творение осталось на плаву, хоть и понимала, что это просто антураж одного из древнейших обрядов. Но это было красиво и удивительно: венки плыли по реке, а гости фотографировали эту красоту на память.
Казалось, в этом дне действительно есть что-то магическое и необъяснимое, и что все происходящее является настоящим, древним, а значит, подлинным.
Прыжки через костер
© РИАМО в Подольске, Леонид Галин
И вот мы поспешили обратно к музею, где нас ждало угощение. На часах было уже за 22:00, и многие успели проголодаться. Угощали нас яичницей, приготовленной на свежем воздухе, и квасом.
Когда все участники были на месте и перекусили, началось шоу с огнем. К этому моменту уже стемнело, и смотреть представление было большим удовольствием.
Нас ждал еще один древний обряд – прыжок через костер. Он имел несколько значений: очищал, придавал сил, призывал удачу.
Организаторы зажгли огонь в чаше и позвали всех желающих прыгать через нее. Импровизированный костер был небольшим и символическим, но я, честно говоря, испугалась за надетый на меня сарафан, который мог вспыхнуть как спичка. Но какой же славянский праздник без прыжков через костер! Поэтому, подняв юбку выше колена и разбежавшись посильнее, я перепрыгнула чашу с огнем.
«То, что мы сегодня воспринимаем в виде игры, тогда было очень серьезно. Молодым действительно могли не разрешить жениться, если бы они разъединили руки во время прыжка. Кстати, все слышали, как сигналят автомобилисты, когда видят свадебные кортежи. Это тоже один из языческих обрядов, который до сих пор сохранился»,
– пояснила сотрудница СДК Ирина Ахмедова
В завершение участников праздника пригласили к памятнику павшим в Великой Отечественной войне, чтобы в преддверии Дня памяти и скорби почтить их память.
Славянские обереги
© РИАМО в Подольске, Леонид Галин
По словам заведующей структурным подразделением сельского дома культуры «Романцево» Татьяны Нашивочниковой, у древних славян было множество традиций, в том числе создание оберегов. Например, когда двое женились, им дарили куколки-неразлучники – две тряпичные куклы на одной палочке. Когда в доме появлялся ребенок, то родители создавали куватки – особые обереги для малышей. Обереги вешали в красном углу в избе, и когда гость приходил в дом, то он сразу понимал, что здесь живет супружеская пара с детьми.
«Все у славян было логично и объяснимо. Мальчикам дарили куклы двух воинов с длинными руками, которые то и дело переплетались между собой. Мальчишки садились и распутывали узлы, а когда подрастали, то их руки уже были приучены и легко плели рыбацкую сеть. Девочки играли с сарафанницами – куколками с юбочками на палочке. Когда они крутили пальчиками палочку, казалось, будто куколка танцует. Когда они вырастали, то легко могли работать за веретеном, так как руки были уже обучены»,
– рассказа Татьяна
Также девочкам мамы дарили мерные куколки, чтобы с детства они приучались к приготовлению каши и другой пищи.
«Наши традиции удивительны. Ни для кого не секрет, что народный праздник –кладезь мудрости. Когда попадаешь на такое мероприятие, то неизменно сливаешься с природой, потому что все, что было в народных праздниках, было построено на природных явлениях»,
– добавила Татьяна
Поверить в волшебство
© РИАМО в Подольске, Леонид Галин
Напоследок могу сказать, что подобные праздники заставляют задуматься о себе и своих корнях, проникнуться чем-то большим, чем все мы. Хочется поверить в волшебство, во что-то магическое, что незримо окружает всех нас. В то, что было известно когда-то давно и что теперь усердно забыто.
Поэтому определенно стоит поучаствовать хотя бы в одной подобной реконструкции и проникнуться этим настроением до глубины души. А в любое другое время можно просто посетить Русский музей обрядов и быта и узнать о своих предках что-то новое и интересное.