0bde97bd1e69e79b2e434620f1f92129
Сергей Глебушкин / АиФ

Все мы привыкли к определенному набору новогодних атрибутов. Елка, шампанское, оливье, мандарины, «Ирония судьбы»… Это новогодние традиции нашего времени.

А какие традиции были у наших предков, у которых не было представления ни о мандаринах, ни об «Иронии судьбы»? Как они встречали новый год без оливье? Нам такое и представить страшно. А вот они вполне нормально обходились даже без шампанского.

Мы хотим рассказать о рязанских новогодних традициях, которые существовали задолго до появления нашей традиционной «атрибутики».

Когда встречали?

Знатоки фольклорных традиций говорят, что в старину для рязанцев новый год, как и для нас, тоже был важным праздником. Правда, отмечали его совсем не первого января. Как рассказала фольклорист, ведущий методист отдела нематериального культурного наследия Рязанского края областного научно-методического центра народного творчества, руководитель и хормейстер детских фольклорных коллективов в Рязани и Рязанском районе Анна Щетинина, до XVIII века календарь был привязан к сельскохозяйственному и астрономическому циклу. Год начинался или весной, или осенью, когда подводили итоги страды — в октябре-ноябре. С принятием христианства на языческий календарь наложили церковный.

Во что наряжались?

Анна Щетинина говорит, что на три главных зимних праздника рязанские женщины наряжались в костюмы, которые они надевали на второй день своей свадьбы. Он был самым ярким: как правило, в нём преобладал красный цвет, который легче всего было получить из природных красителей. Но и это не правило — в селе Ново-Еголдаево Ряжского района, например, праздничный костюм был разноцветным. А в селе Секирино Скопинского района на годовые праздники носили исключительно «ясные» пояса — то есть жёлтого цвета.

В ту пору в каждой деревне даже повседневная одежда была особенной. Как объясняют историки, на семейный и общественный уклад влияла социальная принадлежность. Поэтому в вопросах традиционных нарядов в каждой местности были свои тонкости.

Чем угощали?

Разговлялись на Рождество после поста, поэтому на столе обязательно было мясо. Новогодний стол накрывали в зависимости от достатка. Никаких салатов и закусок наши предки не знали, а ели супы, похлёбки, каши.

Обязательной была свиная голова или молочный поросёнок, запечённый в печке. Пользовался популярностью ароматный курник — неразделанная потрошёная курица, запеченная в тесте. Обязательно ели блины: гречневые, пшеничные, пшённые. Всё это бытовало в рязанских сёлах ещё в середине XX-го века.

Как украшали?

Плетёными из соломы «люстрами» или «фонарями». На Рождество частенько внутрь ставили рукотворных ангелочков. Эта традиция сохранялась в деревнях ещё в прошлом веке. Ёлка стала новогодним атрибутом только после войны. А салат оливье и заливная рыба, пожалуй, с появлением фильма «Ирония судьбы». Только в прошлом веке в качестве украшения появились и бумажные снежинки.

Ёлочка у наших предков символизировала невесту-сироту. В качестве европейского новогоднего символа её признали лишь к концу XIX века, да и то в губернском городе, но не в деревне.

Как развлекались?

Новый год — это время вечёрочных посиделок, знакомства и сватовства молодёжи. А свадьбы играли после Крещения.

С Рождества до Нового года колядовали — то есть ходили по гостям и славили младенца-Христа. А потом до Крещения пели «овсень-таусень» — песни, которые носят смысл обновления земли и рождения нового года.

Какое значение имел новый год?

Если брать Новый год, его понимали как переходный период в жизни мира и человека, который открывает потустороннюю связь. Это отражала и обрядовая сторона праздника. Подтверждением этому может служить тот же святочный период, когда девушки гадали на суженого, чтобы узнать свою судьбу.

Новый год исстари был семейным, родовым праздником. Ценно, что сегодня возвращается именно такое к нему отношение — люди стараются собрать всех близких вместе в новогодний период.

Новый год всегда воспринимался как своеобразный рубеж, когда оцениваешь то, что сделал и чего хотел достичь, планируешь какие-то глобальные вещи на следующий год. Как и в древности, сегодня мы все так или иначе переходим в качественно новое состояние. И этот переход нужен для внутреннего равновесия. Пожалуй, стоит поучиться этому у наших предков и попробовать воспринять переход в новый год как средство достижения равновесия. И, что еще важнее, не терять его в течение всего года.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие