В Самарской области проживает множество разных народов. Естественно, что их обычаи, время встречи Нового года, традиции отличаются друг от друга.
Практически все жители области отмечают светский Новый год с 31 декабря на 1 января. Однако для мусульман – татар, башкир, казахов, азербайджанцев, таджиков, киргизов и узбеков — Новый год наступает по лунному календарю в день весеннего равноденствия 21 марта и называется он Навруз. Это древнеиранская (персидская) традиция, воспринятая мусульманами мира.
Главные блюда в этот день — халиса и сумаляк (они готовятся только раз в году — на Навруз). Халиса готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. А сумаляк приготавливается из проросшего зерна пшеницы с добавлением муки и сахара. И встречают Навруз не елкой, а цветущими веточками «древа жизни» — плодовых деревьев и кустарников, на которые вешают завернутые в фольгу сухофрукты, орехи, сладости.
Традиции празднования Нового года православными народами края восходят к рождественской обрядности. Рождество до 1918 г. отмечалось в ночь зимнего солнцеворота (с 24 на 25 декабря), и оно предшествовало Новому году.
«Солнце «поворачивает на лето», увеличивается световой день, — объясняет Тамара Ведерникова, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории культуры Самарского государственного института культуры. — Темное время года переходит в светлое, и здесь, на стыке тьмы и света создается «хаос» — нечисть становится доступной человеку для общения, и гадающий сознательно идет на контакт с ней, вызывает духов, обращается к предкам. В эти дни по домам ходили ряженые в козлов, баранов, цыган колядовщики — представители навьего (нижнего) мира.
Церковь, конечно, боролась, как могла с такими пережитками язычества. Колядовщиков со временем стали называть «христославчиками». Они уже ходили не ряжеными, а наряженными. Дети и подростки приходили и поздравляли с Рождеством, пели тропарь (Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава тебе!). А после говорили: «Мы вам пропели, открывайте сундучки, подавайте пятачки»
В период от Рождества до Крещения, называемый святками, девушки гадали:
«Настали святки. То-то радость!/Гадает ветреная младость,/Которой ничего не жаль,/Перед которой жизни даль/Лежит светла, необозрима;/Гадает старость сквозь очки/У гробовой своей доски,/Всё потеряв невозвратимо;/И всё равно: надежда им/Лжет детским лепетом своим» (Александр Пушкин, «Евгений Онегин»)
Отметим, что святки делятся пополам: первая неделя — «святые» вечера от Рождества до Нового года, а потом идут «страшные» (с ударением на втором слоге) вечера.
Гадания — чисто языческая традиция.
Вспомним балладу Василия Жуковского «Светлана»:
«Раз в крещенский вечерок девушки гадали; за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»
Дело было в Крещенский сочельник, в ночь перед праздником. Считалось, что нечисть убирается с первым криком петуха в утро Крещения, и гадания прекращаются.
Способов гадания было много.
Жуковский обозначает целый ряд из них:
«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»
То есть по носку сапога, башмачка или валенка угадывали, в какую сторону выйдут замуж. Дальше «снег пололи»: рыхлили снег под окном и по следам прохожего на этом снегу угадывали, куда выйдут замуж. «Под окном слушали»: прикладывали ухо к окну и слушали разговор в избе, и первое мужское услышанное имя считалось именем будущего жениха.
А дальше «кормили счетным курицу зерном». Зачем? Понять это сегодняшней молодежи, выросшей в городе, трудно. В этом гадании речь шла о будущей свекрови. Сыпали зерно, запускали курицу. Если она сытая, чванливая, на зерно и не глядит — и свекровь будет такой же. Хорошо, если курица скромно подошла к краешку кучи с зерном и клюет понемногу. А хуже всего — если курица влетает в избу, распушив перья, кокочет и размахивает крыльями. Понятно, что свекровь — хозяйка дома, а молодуха — сноха — очень заинтересована в нормальных с ней отношениях.
Что же касается строки поэмы «ярый воск топили», то это гадание широко используется и современной молодежью — капают горящим воском со свечи на холодную воду и по образовавшейся фигуре пытаются понять, что ожидает в наступающем году. Схожее гадание — сжечь газету перед стеной, так, чтобы свет на нее падал сзади от свечи, и на стене была видна тень от тлеющей газеты. По изображению определяли предстоящую на год ситуацию.
А когда гадали, чтобы узнать характер жениха, то брали петуха. Ставили перед ним воду, зерно, сыпали денежки. Если петух подойдет к воде — жених будет пьяницей, к деньгам — выйдет девушка замуж за богатого человека, к зерну — за трудолюбивого хлебопашца.
С чувашами дело обстоит немного по-другому. Их Новый год называется «сурхури». Предки чувашей были кочевники, скотоводы (булгары). Чувашские гадания не случайно связаны с животными. Все участники гаданий в полночь шли в овчарню и в темноте хватали овец за задние ноги, чтобы по их цвету и возрасту узнать признаки будущего супруга или супруги. От такого обряда происходит и само название праздника: в прямом переводе сурах урн означает «овечья нога». Если парню попадалась овечка, то это якобы сулило ему женитьбу в этом году. Точно также попавшийся девушке барашек предсказывал скорое замужество. Животное белой шерсти предвещало блондина или блондинку, черной — брюнета (брюнетку). Молодая овца сулила молодую жену, а старая — девушку в годах. Иногда для смеха в овчарню запирали козла или собаку, которые должны предсказывать скверный характер супруга.
Самым древним считалось гадание со свечей, пеплом, зеркалом и кольцом в бане.
«У меня была очень верующая, воцерковленная тетя, — рассказывает Ведерникова. — Она считала, что однажды она очень согрешила: погадала в бане, за что ей пришлось раскаиваться всю жизнь. В любой постройке крестьянской усадьбы (дом, хлев, амбар) могла находиться икона. Помню, как зимой мама с отцом в крещенские морозы ходили проверять, не начала ли телиться корова. Мама с иконой в хлев ходила — чтобы корова нормально отелилась, чтобы теленок родился крепким. А вот в бане — единственном строении крестьянской усадьбы — иконы быть не могло. Поэтому считалось, что именно в бане скапливается нечисть. Там-то и гадали.
Девушки-подружки оставались в предбаннике (баню предварительно протапливали), а гадающая шла в саму баню. Там ставили блюдце, стакан с водой, вокруг стакана сыпали пепел, кольцо (только обручальное!) клали в стакан. По обеим сторонам — два зеркала и две свечи. И в коридоре из зеркал, в самом дальнем отражении моя тетя увидела военного с ребенком — девочкой — на руках. Тетя рассказывала, что она очень испугалась, «с этого момента седеть начала».
Гадание реализовалось в ее жизни. Осенью тетя жала в поле, и тут бежит ее мама: «Идем, к тебе свататься пришли!». Только вошла моя тетя во двор, глянула в лицо молодому человеку, поняла, что его она видела в зеркале. Опустилась перед матерью на колени: «Он вдовый, у него ребенок есть, не отдавайте меня!». Но все-таки свадьба состоялась, а супруг оказался на самом деле вдовцом с маленькой девочкой на руках. В 1941 г. супруг ушел на войну и погиб в битве за Москву на Калининском фронте, где практически полностью полегла 355 Кировская стрелковая дивизия. Тете пришло извещение, что муж пропал без вести. А она двух своих девчонок и приемную дочь поднимала в одиночку»
Еще об одном интересном способе гадания рассказала кандидат искусствоведения, профессор Самарского государственного института культуры Наталья Бикметова.
Речь идет о таком пласте народной культуры, как подблюдные песни. Их пели во время гадания. Девушки на выданье собирались и вытаскивали мелкие предметы (перстни, сережки, украшения и пр.) из блюда, и чей предмет под конкретные строки песни вытаскивался, значит, того и ждет то, о чем поется в строках песни. Предметы были закрыты шалью или платком.
«Песни относятся к русскому фольклору, их наиболее древние варианты встречаются в Брянской, Смоленской областях, на юге. Их пели на святки до Крещения. Гадали — богатый будет жених или бедный, работящий или лентяй. И вообще — выйдет ли девушка замуж или так и останется старой девой. В основном гадали девушки», - объяснила Бикметова.
Хлебу да соли
Долог век,
Слава!
Барышне нашей
Боле того,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Слава!
Скоро сбудется,
Не минуется.
Слава!
Песня означает богатую и счастливую жизнь
Ходит старушка
Посереде,
На ней сарафан
Весь истрескался,
Изверескался.
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Илею, илею!
Означает бедность.
Летит сокол
Из улицы,
Слава!
Означает свадьбу.
Щеточка-заваляшечка
Под лавичью
Валялась.
Слава!
Кому вынется,
Верно сбудется,
Не минуется,
Слава!
Означает вечное девичество.