Сегодня для большинства людей очевидно, что Крещение Господне, или Богоявление, – это один из великих христианских праздников, берущий начало от омовения Иоанном Предтечей тридцатилетнего Иисуса Христа в водах реки Иордан, когда на Спасителя сошёл Святой Дух в виде голубя и глас с небес возвестил его сыном божьим. С тех пор якобы и идёт народная традиция купания в прорубях, купелях или просто реках православного мира, где потеплее.
Плюсом наложился ещё и символизм смерти на кресте – по сути определённой конструкции для казни преступников, которая приобрела после Голгофы вполне очевидный символ распятия – обязательного изображения погибающего на кресте Спасителя.
Отсюда может следовать тот факт, что, вероятнее всего, этимология общеславянского слова «крест» связана вовсе не с латинским «crux» и его производными в романских языках, а к самому имени «Христос». Так, к примеру, в некоторых славянских языках первая буква в этом слове не «к», а «х».
Те, кто когда-либо заставлял себя задуматься над хронологией библейских событий, неизменно задавал себе вопрос: как некто мог крестить Христа, когда символизм креста как орудия смерти Спасителя появился лишь спустя три года после его крещения в Иордане.
Да и прозвище Иоанна «Креститель» встречается исключительно у славян. Зато другое его имя, «Предтеча», этимологически может быть связано не столько с неким предшествованием кому-то, а именно с текущей водой. На первый взгляд, абсолютная задорновщина, но всё не так просто. В славянских языках слова «крест» и «Христос» оказались созвучными, отсюда и путаница в мозгах. В греческом, например, славянское «креститель» оказывается по смыслу «погружающим в воду».
Можно до бесконечности рассуждать о происхождении имён и символов – это весьма сложная лингвистика. Сейчас интереснее попробовать копнуть в обрядовую сторону таинства водного ритуала – а это уводит во времена настолько древние, что вся евангельская тематика по сравнению с ними может показаться современной новостной лентой.
Все знают, как происходит привычный нам обряд на крещенскую дату: крестообразная прорубь, троекратное погружение с крестным знамением и после него бодрость духа и новая жизнь, из которой смыло все предыдущие грехи. Церковь, кстати, обряд не особо приветствует и участвует в нём лишь с целью возглавить процесс, который веками не в силах отменить – тут всё предельно ясно. Сама же она считает более уместным присутствие верующего на всенощной службе и литургии с последующим причащением святой водой, которая производится исключительно при помощи церковного ритуала.
Однако в народе живо верование, что вода в это время становится волшебной вне всякой зависимости участия в этом священника. Массовое же увлечение купанием в прорубях принято связывать с закалкой тела, оправданной к тому же неким очень давним событием, случившимся далеко на юге в совершенно иной культуре. Так понятнее, а потому спокойнее и увереннее.
Предшествующая нынешнему празднику Крещения святочная неделя вообще не имеет никакого отношения к христианству – это древняя языческая традиция, связанная с культом предков и Иным миром, близкая к настоящей Масленице (не той, что приурочена церковью к началу Великого поста) и прочим событиям солярного культа: осеннему и весеннему Равноденствиям и зимнему и летнему Солнцестояниям. «Святочной» она стала по той же причине, по которой был христианизирован языческий водный ритуал.
Традиция подразумевает размытие границ между нашим и Иным мирами, когда легко можно попасть отсюда туда и наоборот, общаться с предками и встретить обитателей потусторонней реальности. Отсюда все сохранившиеся в виде народных увеселений ритуалы гаданий и ряжений. На самом-то деле в основе всего этого карнавала и забавной мистики – намного более сложное устройство языческого мира, нежели пришедшего ему на смену христианского, где всё расписано, разъяснено и регламентировано. После такого «открытия границ» и нужен был обряд омовения водой, возможно, носивший название «Водокрес» – такая научная версия существует и очень популярна у современных сторонников языческих практик.
И вот, снова слово «крещение» весьма хитроумно оказалось схожим с древнеславянским словом «крес», означавшим огонь, от которого, например, произошло слово «кресало» – огниво, камень, о который высекали искры. И опять «крещение» как некая песнь льда и пламени, очищение водой и огнём, умирание и оживание, если и имеющее отношение к известному обряду в Иордане, то берущее начало вовсе не в традициях всего-то двухтысячелетней давности, а где-то на заре человечества и опять же связанное с астрономическими циклами.
Конечно, вода как субстанция, способная хранить информацию, – огромная тема, к которой только-только начали подбираться учёные. Но та самая Великая тайна воды, вероятно, куда лучше была известна древним. Например, чтобы смыть с себя эту жизнь и возродиться в новой, в общей индоевропейской традиции надо было пересечь воду: грекам – реку Океан, за которой ждёт Элизиум, индусам – омыться в Ганге, кельтам – преодолеть большую воду и отправиться в волшебный Авалон, германцам – пройти по Радужному мосту, а славянам – найти по ту сторону водоворота свой Ирий.
Кстати, вот некоторые приметы на этот праздник, такой популярный, но многим совершенно не известный:
- крещенские морозы – результат регулярных антициклонов над территорией европейской России и Северной Европы, которые в последнее время, совершенно очевидно, идут псу под хвост;
- снегопад – к богатому урожаю хлеба;
- солнце – к жаркому лету;
- мороз без ветра – к хорошему урожаю;
- купание в проруби под мухой – к большим проблемам со здоровьем;
- лезть в воду без присмотра МЧС и скорой – примерно к тому же самому.
- И вот ещё: не стоит в этот день выносить из дома воду: сам Чернобог, обернувшись нищим странником, ходит по домам и просит воды. Получив её, он заберёт с собой вашу Долю.