День весеннего равноденствия — одна из поворотных точек солярного цикла, когда световой день становится равным ночи и начинает увеличиваться. Во всех без исключения мировых культурах, на всех континентах это ежегодное событие оставило глубокий след в традициях и в мифологии.

Равноденствие — один из «системообразующих» моментов в представлениях о мироустройстве у всех народов. Поэтому не удивительно, что элементы солярной символики, в том числе связанные с весенним равноденствием, присутствующие в ритуалах древних праздников или в священных образах, могут быть очень похожими, вплоть до буквальных повторений, в разных уголках Земли.

Так, в Древней Греции в весенних праздниках изображали победу светлых сил жизни над темными — над силами смерти. Земледельцы рассчитывали на содействие богов в получении богатого урожая, скотоводы — на удачу в разведении скота. На празднествах этого типа люди приветствовали животворящие силы в форме разгула, пиршества и всяческой разнузданности. Смех, перебранка, сквернословие представлялись средствами, магически обеспечивающими победу жизни. Обычные в течение года правила приличия снимались на время этих праздников. Нельзя не отметить, праздники, длящиеся по несколько дней, такие как Дионисии. Великие Дионисии праздновались пять дней и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами и драматическими представлениями.

Большинство ритуалов в Древней Греции сопровождалось музыкой, песнями и танцами. Платон утверждал, что музыку придумали и создали боги. Как и другие народы древности, греки были уверены, что музыка, ритм и мелодия, сопровождающие пляску, приводят людей к соприкосновению божеством. Греки считали, что люди более всего сближались с богами в тот момент, когда были счастливы, а музыка и танцы способны большинство людей привести в счастливое состояние. Что являлось основным не только для древних греков, но и для других народов. Так как, приходя к состоянию счастья, люди отдыхали и восстанавливали как физические, так и духовно-моральные силы, для того, чтобы в дальнейшие будничные дни, они способны были снова заниматься своим трудом. Праздники выводили человека из состояния усталости и застойности жизни, наполняя положительными эмоциями. Платон именно в этом видел цель праздников: боги давали людям отдых от труда, чтобы они повеселились вместе с музами, Аполлоном и Дионисом.

Как и в Греции, в Древнем Риме ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев. Хорошие музыканты и певцы, пользовались в Риме большой симпатией слушателей и зрителей. Без танцоров и танцовщиц в Риме так же не обходились ни пиры, ни публичные зрелища, ни торжественные шествия, как и без музыки и пения. Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов.

Программа весенних празднеств у римлян включала в себя театральные представления, выступления мимов, танцы гетер с раздеваниями. Надо всем витал дух вольности, раскованности, пиршественного разгула: «Богиня идет в венках многоцветных. Сцена открыта опять вольностям шуток срамных», — пишет о проведении Флоралий Овидий. И все же мы знаем, что римлян куда больше, чем музыка, чем выступления танцоров и даже театральные представления, притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах.

Так как весенние праздники, основной частью, были нацелены на умилостивание богов, для будущего урожая, в них главными действующими лицами была молодежь. Часто празднества носили непристойный характер. В праздниках античного мира — это зачастую были оргии. У древних славян считалось правильным для получения хорошего урожая оплодотворить женщину на вспаханном поле. Связаны подобные обряды с древними индоевропейскими верованиями, когда для лучшей урожайности, люди воспроизводили действия богов. То есть, чтобы земля «родила», ее оплодотворяет небо. Славянский Ярилин день в проведении и разгульности был схож с празднеством дня Диониса и греков.

Также важным весенним праздником у славян, как для молодежи, так и для всех возрастов, была Масленица, которая в языческие времена называлась «Комоедица». Масленичные обычаи и обряды должны были, прежде всего, «способствовать плодородию земли и размножению всего живого». Именно поэтому основными действующими лицами в них выступали молодожены и молодежь. Парни и девушки в продолжение всей масленицы устраивали общие вечеринки и поздно возвращались домой. Масленичные обряды уже в середине XIX века приняли характер своеобразного народного гуляния с песнями, играми, плясками, в котором участвовали все сельские жители, независимо от возраста и положения, но главная роль принадлежала все-таки, как и в древности молодежи.

У кельтов также были подобные весенние праздники. Среди них можно отметить праздник Бельтан, который проводился 1 мая и был посвящен богу солнца и плодородия Беленусу, которому приносили символические жертвы друиды, кельтские жрецы. Бельтан и последующие дни и ночи были временем любовных игр и внебрачных связей. По обычаю в канун этого праздника большие группы молодежи обоего пола уходили вечером в лес и проводили всю ночь за играми, возвращаясь лишь наутро, с ворохом цветов и веток березы и других деревьев. Бельтан прославлял символическое соединение, брак женского и мужского аспектов божества и связан с началом лета. В этот день люди празднуют плодородие земли и людей, поэтому традиционны молодежные гулянки и веселье.

Подобный праздник плодородия, проводимый в феврале-марте, можно отметить и в современной Индии. Холи — это индусские сатурналии и самый популярный праздник для низших сословий (каст). Этот праздник плодородия, славящий наступление весны. Основные черты Холи — это пение непристойных песен, опрыскивание друг друга подкрашенной водой, шумные толпы и общая атмосфера вседозволенности.

Таким образом, на примере весенних праздников у различных народов, можно проследить их общность. Везде присутствовали основные элементы обряда жертвоприношений, задабривание сил природы и богов. Большую роль играли, также как и в современных праздниках — молодежь. Религиозная и сакральная суть праздников тесно переплетается с наслаждениями и удовольствиями людей. Ощущая единения и как бы приближение себя к богам, на таких празднествах, люди полностью погружались в атмосферу массового действа, что меняло привычный ход событий и помогало поднять духовно-эмоциональный настрой, после долгих трудовых дней. На подобных праздниках люди удовлетворяли свои потребности в полной мере, как физически, так и духовно, насыщаясь и обогащая свою жизнь.

Поиск

Журнал Родноверие