b509853482e1c8fa62e83e5d86ad09b41 680 400 100
Фото: big-picture-ru.livejournal.com

Пришла пора поговорить о традициях отмечаемого 21 марта Дня весеннего равноденствия, который издревле праздновали многие народы мира. Сегодня мы расскажем не обо всех, а только о славянских и удмуртских, притом наиболее ярких обычаях данного праздника.

Еще с глубокой древности людям был известен период времени из 365,25 суток, именуемый годом. Дабы подчеркнуть важность прихода Весны, что означало скорое начало весенних полевых работ, многие народы придавали весеннему равноденствию особый, сакральный смысл. Например, практически во всех исламских странах в это время совершенно официально отмечают праздник под названием Навруз. Но сегодня мы говорим об этой дате лишь как об одном из старинных языческих праздников.

Древние славяне связывали приход весны с Богом Ярило, то есть с самим Солнцем. По славянским легендам, в это время Ярило отшибает зиме рога, и та убирается восвояси. Славя победу Ярилы над зимой, славяне проводили различные обряды (включая жертвоприношения), массовые гуляния и щедрые застолья. Особое место на последних занимали блины, которые символизировали Солнце. Готовили их чаще всего незамужние девушки, которые по блинам гадали о замужестве. Первый блин комом — свадьбы в этом году не будет. Подавая блины на стол, надо было посмотреть, кто возьмет самый первый из них — если мужчина, то первым ребенком будет мальчик. Всё это напоминает февральскую Масленицу, не так ли? Так вот, во все времена и во всем мире христианская церковь действовала по одному и тому же принципу: если языческий праздник нельзя искоренить, то нужно его превратить в церковный. Так получилось и со славянской Масленицей…

И еще немного об исконных славянских обрядах. Спать в ночь на весеннее равноденствие было не принято, народ ожидал звука «ломающегося года». Одним словом, приход весны у наших далеких предков был подобен современному Новому году. А вот у более поздних поколений славян этот праздник назывался «Сороки». В старину его связывали с прилетом именно этих птиц в середине — конце марта, отсюда и название. Со временем, основным символом данного праздника стал жаворонок — в форме него выпекали обрядовое печенье, которым угощали всех, кому довелось увидеть в этот день жаворонка.

Конечно же, удмурты, которые тоже изначально исповедовали язычество, не могли остаться в стороне от празднования Дня весеннего равноденствия. В древности этот народ пользовался не солнечным календарем (как все европейцы), а лунно-солнечным, принятым у народов Волго-Камья. Для примерного определения времени года древнему удмурту было достаточно в полночь посмотреть на направление хвоста созвездия Большой Медведицы. Когда он указывает на восток, то это означает весну. Летом хвост данного созвездия поворачивается на юг и так далее. Ну, а Новый год (Выль ар) у них и завершался, и начинался с момента вступления Солнца в созвездие Овна. То есть, проще говоря, приходился на День весеннего равноденствия, когда световой день становился равен ночи.

В удмуртских деревнях весеннее пробуждение природы и начало года земледельца сопровождалось многочисленными обрядами. Одни имели очистительный смысл, другие должны были способствовать росту хлебов и размножению скота. В этот день удмурты устраивали яркие гулянья: Пoрт-маськон (ряженье), Йo келян (проводы льда), Гуждор (проталинка), Гершыд (праздник плуга). Во время этих праздников-обрядов люди готовились к радостно-напряжённой весеннее-летней страде. Ряженые обходили всю деревню, из дома в дом, потешая себя и хозяев.

Способом «очищения» были умывание, окуривание помещений и животных, а также очерчивание группы людей и/или усадьбы металлическим предметом. Кроме того, практиковалось различные обряды изгнание шайтана: Урьвöсь, Шайтан, Уллян, Сурен шуккон. Они предусматривали постукивание палкой по воротам и домам, либо стрельбу из ружей и прочие меры. Что касается увеличения приплода скота, то его следовало окликать по имени и лишний раз пересчитывать, а еще — обсыпать овец муравьями и т.д. Ну, а для сохранения здоровья членов семьи на запястье и поясницу повязывали разноцветные нитки, рябиновые прутики и так далее.

Подобно славянам, древние удмурты связывали начало весны с прилетом вполне определенных птиц. Это отразилось в устаревшем названии месяца марта — Куака толэзь (вороний месяц), тогда как сейчас принято использовать совсем другое слово – Ожтолэзь (месяц снежного наста).

Напомним, сегодня, 21 марта, отмечается День весеннего равноденствия. Однако, световой день стал длиннее ночи ещё двое суток назад. Разбираемся, почему это именно так, а не иначе.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие