Именины Лешего – древний славянский праздник, отмечая который, крестьяне старались всячески чествовать и задабривать лесного духа. В период, когда на землях Руси было распространено двоеверие, то есть христианство сочеталось с язычеством, 22 августа также отмечался день Агафона Огуменника. Гуляя на этот праздник, хозяин леса мог выходить ночью из своего убежища в поля и даже на окраины деревень. Там, злой дух начинал творить всякие «непотребства»: раскидывать снопы сена по гумнам, пугать домашний скот, обернувшись в волка. Так он веселился справлял свои именины.

В Славянской мифологии Леший считается хозяином и хранителем леса. Часто можно встретить вариации произношения его имени, например, его называли Лешаком или Лесовиком. Хозяина леса по праву считали злым духом, который любил запутать и напугать путника в лесу, а иной раз мог и напакостить жителям деревень, особенно, в день своих Именин.

Считалось, что неприятных последствий разгульного празднования хозяина леса можно избежать, если предварительного задобрить его. С этой целью люди относили ему съедобные дары или яркие, необычные вещицы в лес, а также оказывали разные чествования, пели песни и сочиняли стихотворения, в которых высказывали свои добрые пожелания и просьбы, не уводить путников в чащу. Подарки обычно оставлялись на пеньке, недалеко у входа в лес или на опушке. Считается, что чем щедрее дары принесешь, тем больше потом в лесу ягод и грибов найдешь. Некоторые селяне, не желавшие идти на поводу у Лешего, в ночь на 22 августа выходили сторожить снопы сена с вилами и в одежке, вывернутой на изнанку, чтобы избежать влияния чар злого духа. С этой же целью, можно было деть тулуп задом на перед или поменять местами обувку на ногах.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие