Он проводится в первый день весны и длится целую неделю. Первый день весны устанавливается как первый день астрономической весны, и в 2017 году он приходится на 20 марта, который также является понедельником. Празднование весеннего солнцестояния может начинаться в ближайший к дате выходной день, в данном случае с 18 марта, и длиться до пятницы 24 марта, которая определяется в год, предшествующий литургическому году, главным сакристаном и советом старейшин, состоящим из яретов/яреток и влахов.

Праздник Яре должен проводиться вблизи водоема, ручья или реки. В назначенном месте, как и в любой другой славянский праздник, следует установить место для Священного огня и положить на это место дрова, приготовленные для ритуала. Перед образованием круга место проведения обряда должно быть очищено от нечистой силы с помощью соли и благовоний, приготовленных заранее. Круг, образованный вокруг Священного огня, должен быть достаточно большим, чтобы в него могло войти столько людей, сколько пришло и изъявило желание принять участие в обряде.

Перед каждым обрядом, после приветствия и разговора, необходимо проинформировать людей о том, чтобы они выключили свои мобильные телефоны (не отключили звук, а именно выключили), о празднике, о том, как они должны вести себя во время обряда, а также о том, что в круг не будет допущен человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, или если Проповедник решит, что тот или иной человек не имеет права входить в круг, что является делом Проповедника и обсуждению не подлежит.

Церемония начинается со сбора людей перед кругом, где проповедник приветствует всех и объясняет все по очереди. Затем люди входят в круг и омывают лицо и руки водой в знак смывания всех нечистот, поскольку они входят в священное место. После этого они отшелушивают себя дымом от заготовленных ранее трав.

После ритуального омовения водой и дымом все располагаются вокруг священного огня так, чтобы он был ровным и никому не мешал.

Перед началом ритуала священнослужитель также обязан подготовить место для обиаты (подношения) богам. Место должно находиться достаточно близко к Священному огню, чтобы не мешать участникам, стоящим у края круга, и достаточно далеко, чтобы и скатерть, и скатерть, на которую кладут подношения, не попали в огонь. На место, где размещаются изображения, может быть поставлена статуэтка бога, чей праздник отмечается, или божества, например Свентовита. Во время ритуала есть время для того, чтобы участники поставили свои вотивные подношения на скатерть, на которой размещены основные вотивные подношения.

Перед тем как зажечь Священный огонь, духовник сам решает, будет ли он оказывать эту честь кому-либо или зажжет Священный огонь Сваровица сам. И поэтому, зажигая его, он имеет право выбора: зажечь огонь факелом (факелами), а может быть, через огненный лук или с помощью ступки и кремня.

После зажигания огня, чтобы помочь ему разрастись, все, воодушевленные словами Жерца, берутся за руки или хлопают в ладоши и поют явно народный напев, который сохранился на долгие годы для зажигания огня в виде песнопения до наших дней:

" Gorej, gorej jasno, что б не погасло"

Проповедник также проверяет, достаточно ли прогорел костер, чтобы положить в него подношения. Огонь не должен быть слишком маленьким, так как подношения в жидком виде могут погасить огонь, что приведет к окончанию церемонии и будет очень плохим предзнаменованием — боги не хотят принимать подношения от людей, находящихся в круге.

После того как Жерка объявляет, что огонь достаточен, он приветствует Сварога, сына Сварога, в виде Священного огня, посланника богов, и щедро одаривает его дарами в виде медовухи и каши, которые тот бросает в огонь.

Затем, в зависимости от праздника, на место проведения обряда вызываются другие Боги, а также предки, чтобы сделать и без того очищенное и освященное место еще более святым. Любая информация о том, каких Богов следует или не следует призывать в те или иные праздники, будет опубликована в следующих работах.

После призыва всех богов и предков, так как это прежде всего праздник Ярилы/Яровита и Матери Мокошь — вечно влажной земли, благодарили за их прибытие на место проведения обряда и так называемое "приветствие" и помощь людям в первые дни весны, чтобы земля была плодородной, дожди обильными, а морозы полностью ушли. Прогнание Марцанны, которая также является олицетворением Девы (двойной Богини), — важный аспект праздника Яре. Поэтому также во время ритуала заранее подготовленное чучело богини Марзанны либо сжигается в священном огне, либо поджигается (или нет) и топится в ближайшем водоеме, создавая во время этой части ритуала сильный шум со всевозможными отвлекающими предметами — стуками, погремушками, палками и т.д., а также криками или пением, но громко, чтобы прогнать все, что принесла с собой зима, чтобы весна пришла во всем своем великолепии.

После этого этапа ритуала следует возвращение к Священному огню. В это время проповедник обращается к собравшимся, приглашая их возложить свое подношение на Священный огонь и уделить время размышлениям и общению с богами и предками, чтобы их вдохновение соответствовало ситуации и просьбам, обращенным через Священный огонь к богам.

За индивидуальными подношениями следует легкое очищение, чтобы люди вышли из транса. Священник берет в руки здравицу (большой рог, наполненный медовухой) и произносит свои пожелания тем, кто пришел на обряд, благословляя их и давая доброе предзнаменование, которое будет для других. Сказав слова новичкам, он выпивает часть медовухи из здравицы, выливает ее в Священный огонь во славу Богов, предков и собравшихся здесь людей и передает здравицу по порядку: следующему Зерке/Зеркерке, старейшинам, остальным. Таким образом, каждый обязан сказать хотя бы слово благодарности, а передавая посох, укрепляет связи, сложившиеся во время обряда.

После тоста за здоровье, процветание, любовь и т.д. ¯erca разрывает священный круг и приглашает людей к всевозможным гаданиям, которых существует множество в зависимости от региона Польши. Всевозможные гадания дошли до наших дней как христианское суеверие, и, не стыдясь своего происхождения, могут широко использоваться в обрядах родной веры. Одним из таких гаданий является определение того, кто из язычников будет наиболее удачлив в наступающем литургическом году. Для этого нужно стукнуть друг друга "писанками", "крашанками" и т.д., т.е. крашеными вареными яйцами, чтобы узнать, чье яйцо останется последним на "поле боя" и не тронутым. Такому человеку аплодируют, и я знаю, что в будущем боги щедро одарят его хорошим временем.

После игр, гаданий и спокойного созерцания у священного огня наступает время пира, который не менее важен, чем весь обряд, можно сказать, что это часть обряда с двумя важными упоминаниями. Во-первых, на пиру, после ритуала, вся съеденная и выпитая гостями пища и напитки становятся платой богам, что также идет на пользу всей общине. Второй аспект — сужение человеческих связей, о том, что совместное пиршество обладает таким свойством, знали еще наши бабушки и дедушки на протяжении тысячелетий.

Праздник Джаре заканчивается на следующее утро, когда гости после пьянящего ночного сна встают, завтракают, а некоторые неспешно собираются в свои жилища, взяв с собой природные амулеты, пропитанные вчерашним ритуалом и пиром, и это может быть все, что человек считает важным.

Лично я считаю, что праздник Джаре должен длиться не менее 4 дней и быть выходным, почему?

Пятница — Подготовка к празднику, заготовка дров для священного костра, подготовка ритуальной площадки, подготовка площадки для праздника, подготовка спиртного и еды для праздника;

Суббота — Непосредственная подготовка к церемонии, ритуалу, пиру, гаданию;

Воскресенье — отдых и трезвость;

Понедельник — полная трезвость, чтобы спокойно добраться до дома и не забыть о традиции Śmigus-dyngus (она тоже остается исконной).

Фотографии являются собственностью ŚGR Mir

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие