Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т. ч. и Слобожанщины, которая в XVII в. стала новозаселенной территорией, которая входила в состав Российского государства. Освоение земель "дикого поля", появление новых поселений-слобод (Чугуев, Сумы, Острогожск, Ахтырка, Харьков, Изюм, Змиев, Богодухов, Краснокутск и др.), Развитие сельского хозяйства, ремесел и промыслов происходили с сохранением старых и развитием новых праздников, обрядов и обычаев населения Слобожанщины.

Основная масса переселенцев на территорию Слобожанщины — это украинцы, которые приходили из Левобережной, Правобережной и Западной Украины, а также российское население. Долгое время они сохраняли традиции своих этнических районов, где жили раньше. Однако украинцы, живя рядом с русскими, с годами впитывали в себя русское влияния в языке, культуре, обрядности. Со временем сформировались своеобразные языковые и культурно-бытовые особенности российско-украинского приграничья. Следует отметить, что психология слобожан, их манеры поведения, обычаи трудовой взаимопомощи, отношение к религии мало чем отличались от украинцев других этнографических районов Украины.

В духовной культуре слобожан, как и в других регионах Украины, значительное место занимала религиозная сфера. Посещение церкви считалось обязанностью для каждого крестьянина. Старики и молодежь охотно шли в церковь, где они имели возможность не только участвовать в богослужении, но и общаться и услышать последние новости.

Важной составной частью жизни слобожан был общественный досуг — «улицы», «вечерницы», «рассветы». Достигнув совершеннолетия, для парня — 17-18 лет, а для девушки — 15-16 лет, молодежь объединялась в мальчишники и девичьи группы, так называемые общества. Начиная, с весны и в течение лета и осени, молодежь почти каждый вечер собиралась на «улицу» у двора одной из девушек. Здесь пели песни, танцевали, играли в разные игры. В праздничные дни "улицы" могли начинаться и среди дня: в них участвовали, как взрослые, так и дети. Самыми веселыми и многолюдными были весенние «улицы». Летом, с началом полевых работ, они проходили значительно реже, а во время жатвы часто и вовсе прекращались.

Поздней осенью, после Покрова (14 октября), когда на улице было уже холодно, молодежь собиралась на «вечернице». На Слобожанщине они назывались рассветами. С Покрова и до пилипевского Николая (27 ноября) была пора массовых браков. В народе говорили, что Покрова накрывает траву листьями, землю снегом, воду льдом, а девушек — брачным венцом.

На вечернице молодежь собиралась, как правило, в жилище одинокой женщины, солдатки или вдовы, ее называли «паниматкой». » За аренду " помещения молодежь давала хозяйке жилья часть еды (складчину), что приносили на вечерницы. Первыми на вечерницы приходили девушки, которые вместе с паниматкой готовили помещение для вечеринки, а позже приходили парни. На Покров, На Андрея, Рождество и другие праздники вечерницы проходили за праздничным столом, музыкой, танцами. В вечер перед Андреем Первозванным (13 декабря) девушки гадали о своей удаче в любви: загадывали на ночь сны, лили растопленный воск, на улице у первого встречного спрашивали имя, считая, что такое имя будет и у ее жениха. Парень с другой улицы, а особенно из соседнего села, мог участвовать в вечерницах лишь с разрешения ее организаторов. На вечерницах девушки и парни пели песни, танцевали, шутили, девушки вышивали полотенца. Именно здесь они лучше узнавали друг друга, подбирали себе пару для будущей семейной жизни.

Местом досуга слобожан были также ярмарки и базары. Люди шли сюда не только ради покупки или продажи, но и для того, чтобы посмотреть на выступления путешествующих актеров, фокусников, циркачей, вертеп, послушать шарманщиков и просто пообщаться.

Часто часы досуга, особенно в праздничные дни, взрослые и молодежь проводили в корчме. Здесь заключались и скреплялись могорычем (выпивкой) разнообразные устные сделки и ростовщические операции.

В XIX в. на Слобожанщине действовал целый комплекс календарных и бытовых праздников и обрядов, которые имели религиозный характер и согласовывались с годовым циклом праздников Православной церкви и древним земледельческим календарем. Так, в середине XIX в. в крае отмечалось 56 праздников, а с воскресеньями было 102 нерабочих дня. Особенно много их приходилось на весенне-летний цикл. Слобожане придерживались постов (Филипповка, Великий пост, Петровка, Спасовка), а также верили в различные поверья о днях недели. В понедельник пожилые люди не ели ничего скоромного — » понедельничали«, потому что считали, что»на том свете первым встречает понедельник и проведет правильно того, кто его будет почитать". С понедельника не начинать каких-то важных дел. Среда должна была уважать женская часть населения, потому что «среда — тайная девушка» ухаживает, чтобы женщины, особенно девушки, ничего в этот день не делали: не мыли головы, не чесали волосы. В пятницу нельзя было прясть, стирать, золить белье, трясти сажу, мазать печь. Летние хозяйки в ночь с четверга на пятницу, сослав стол скатерью, клали на него хлеб, соль, ложку, немного похлебки или каши — все это для Святой Пятницы, которую на Слобожанщине отождествляли с образом «судьбы». Святым днем ??слобожане считали воскресенье (от древнерусского слово — не дьедать). Работать в этот день было грехом даже более, чем в церковные праздники. Кто ее не чествует, того она не оставляет без суровой кары. В конце XIX в. Это поверье постепенно исчезает.

В Украине, в том числе и на Слобожанщине, отмечались все самые главные праздники Православной церкви. Особенно много праздников (262 в год) были посвящены культу Богородицы. Значительная часть этих праздников закреплена за конкретным числом: Рождество — 7 января, Крещение — 19 января, Сретение — 15 февраля, Благовещение — 7 апреля, Преображение (Яблочный Спас) — 19 августа и т.д. Некоторые праздники Церковь отмечает по лунному календарю, то есть они переходные. Они приходятся на весенний период. Это такие праздники, как: Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение и др. Вход в Иерусалим отмечается в воскресенье за неделю до Пасхи. В народе этот праздник называют Вербным или цветочным воскресеньем, в которое освящали в церкви веточки из ивы или лозы. Святой иве придавалась магическая сила, ее вместе с целебными травами использовали в лечении головной боли, ревматизма, лихорадки. После зимовки весной впервые выгоняли скот на пастбище святой ивой — »чтобы нечисть не приставала к животному". Иве также придавали способности отгонять всевозможную нечисть от человека, домашних животных и т.п. ивовые ветки развешивали в домах, хлевах для скота. На Слобожанщине был распространен обычай "освящать «своих детей символическим биением ивой, приказывая:» будь велик, как ива, а здоров, как вода, а богат, как земля", или не " я бью — Ива бьет, неподалеку красное яичко. За неделю Пасха".

Зимний цикл праздников и обрядов начинался с рождественских праздников. Церковь придавала и придает этому празднику исключительное значение, называя его «матерью всех праздников», «второй Пасхой» и отвела ему в своих богослужениях 12 дней. В канун Рождества, когда заканчивался Филипповский пост, слобожане, как и население других регионов Украины, отмечали «богатый святой вечер». Перед Рождеством хозяйки готовили обрядовые блюда-кутью и узвар. На епитимии клали небольшие снопы пшеницы, ржи, ячменя или других зерновых, а на Сумщине и Харьковщине накрывали их сеном, на него ставили посуду с кутьей и узваром.

К весеннему циклу народного календаря относится один из величайших праздников Православной церкви «Благовещение» (7 апреля). В этот день крестьяне не работали, поскольку считалось, что даже птицы гнезда не делают, а девушка косы не заплетают. В церкви святили Проскуры (кусочки специально выпеченного хлеба), как и Сретенскую воду ее считали целебной. Перетертую в порошок и смешанную с медом проскуру давали пчелам, чтобы лучше роились, больному лихорадкой человеку давали как лекарство. Иногда на Слобожанщине, как и на Полесье, крестьяне растертую проскуру смешивали с Землей и разбрасывали на Ниве, чтобы ее не миновала дождевая вода.

Пасхальный цикл на Слобожанщине, как и в целом в Украине, начинался с Масленицы или Масленицы. На Масленицу совершались обряды проводов зимы и встречи весны, которые сопровождались веселыми играми, шутками, зрелищами. На Украине в этот день готовили вареники, пироги, а в нашем крае-еще и блины(как и у россиян) характерным для Масленицы Слобожанщины, особенно Сумщины и Харьковщины, чего не было у россиян — это древний обряд в последний день Масленицы вязать «колодки »(небольшой кусок дерева, платок, ленту) сначала родителям, у которых были неженатые взрослые дети, а позже, с конца XIX в., вязали« колоду »лишь неженатым парням и девушкам, требуя от них выкуп (деньги, могорыч).

После Масленицы наступал сорокадневный Великий пост. Прекращались все развлекательные действа — игры, танцы, постные дни и тому подобное. Весенние обряды, связанные с подготовкой к полевым работам, были сосредоточены вокруг великого праздника — Пасхи (Пасхи). На последней неделе перед Пасхой слобожане отмечали Вербное воскресенье и» Чистый четверг " главным содержанием обрядов, связанных с этими днями, было очищение.

Главным весенним праздником была Пасха-это праздник, приуроченный Воскресению Иисуса Христа. В это время приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес», а отвечают «Воистину воскрес» и трижды целуются. Если встречался кто-то из родных, любимая девушка или парень, то давали друг другу пасхальные яйца.

Вместе с рассмотренными выше праздниками, обрядами и обычаями крестьяне Слобожанщины сохранили древние обряды, связанные с рождением ребенка, женитьбой и смертью.

Итак, празднично-обрядовая сфера как составная часть духовной жизни слобожан основывалась на унаследованных от старых поколений лучшем народном достоянии, которое в своей основе имело общеукраинские черты. Здесь, как и в других этнографических регионах Украины, наблюдаются переплетения древней языческой обрядности (выпекание обрядового хлеба, печенья, молитв, заговоров, очистительные обряды, чествование умерших, и т.п.) с христианскими традициями. Однако у слобожан были и свои особенности в празднично-обрядовой сфере, что было вызвано наличием здесь значительного количества русского населения. По сравнению с другими районами Украины, на Слобожанщине ранее утратили первоначальное значение элементы старой обрядовой системы, претерпели изменения внешней формы и характера проведения отдельных праздников и обрядов, быстрее уменьшалось количество праздничных нерабочих дней.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие