(Иллюстративное фото/ Фото: Andrzej Sidor/FORUM )
В конце октября — начале ноября родноверы, неоязычники, культивирующие древние верования славян, проводят обряды Дзяды. В это время они собираются в специально отведенных местах и вызывают духов умерших. Эти обряды, отягощенные в католической церкви смертным грехом, отмечаются и в Белоруссии, где в настоящее время ведется работа по установлению их в качестве государственного праздника.
Этот обычай отмечался, в частности, на землях славян и балтов в дохристианские времена. Ритуалы проводились несколько раз в год, но те, о которых мы знаем из поэтического описания, сделанного пером Адама Мицкевича, приходились на рубеж октября и ноября. Язычники верили, что в это время духи умерших предков преследуют их старые дома. Чтобы задобрить их, они накрывали стол с яствами. Эти ритуалы проводились и в местах захоронения умерших. Участники ритуала клали на могилы еду или наливали напитки. После пиршества на могиле умершего предка и в доме некоторое время нельзя было проводить шумные работы. Все это делалось для того, чтобы не нарушить покой духа, который должен был бродить по миру в дедовские ночи. Эти языческие обычаи сохранились до наших дней в основном в Белоруссии и на Балканах. В Польше их практикуют местные верующие, которые часто называют Дзяды славянским Хэллоуином. Действительно, оба языческих праздника объединяют попытки связаться с неведомым миром мертвых, что иногда приводит к трагическим духовным последствиям.
Родноверы культивируют дохристианские верования славян. Они культивируют культ таких божеств, как Мокошь (мать-земля) или Перун (громовержец). Не все родноверы принадлежат к официально зарегистрированным организациям, таким как Родная польская церковь, Польская славянская церковь, Славянская вера, Родная вера. Многие называют себя приверженцами "этнической системы верований" и образуют группы, расположенные в разных регионах страны. По оценкам специалистов, в настоящее время в Польше насчитывается около двух тысяч приверженцев родной веры, и их число продолжает расти.
В этом году так называемый День осенних дураков будет отмечаться родноверами под Ольштыном и в некоторых других местах Польши, возможно, и в их новом месте поклонения — Гайовице, расположенном в Подляском воеводстве. В конце мая на частной территории, принадлежащей одному из единоверцев, верующие установили деревянную статую Святовида. Рядом с ней на дереве было повешено изображение славянского божества Мокоши. С тех пор на этом месте верующие периодически проводят собрания, посвященные языческим гуляниям.
Во время Дзяды, помимо ритуалов кормления душ умерших, новоявленные язычники жгут костры. По мнению верующих, это помогает духам найти дорогу к местам проведения ритуалов с их участием. Эти древние славянские ритуалы похожи на популярные сейчас в США и Европе кельтские ритуалы Хэллоуина, которые напоминают о языческих временах. Одно из сходств — использование страшных масок, которые у кельтов обычно делались из различных овощей, а у славян — из дерева.
Языческий праздник вместо коммунистических поминок?
Несмотря на языческий характер, "Дзяды" по-прежнему присутствуют в Беларуси. По инициативе общественного деятеля Евгения Дудкина даже ведется сбор подписей под обращением к властям с просьбой установить его в качестве государственного праздника. Он будет отмечаться 2 ноября и заменит нынешний государственный праздник 7 ноября, посвященный большевистскому перевороту.
"В настоящее время День Октябрьской революции утратил свое значение в общественной жизни, молодежь не знакома с заслугами Коммунистической партии СССР, которая, к счастью, распалась. В то же время назрела необходимость приведения в порядок могил предков в национальный праздник Дзяды",
— говорится в петиции.
Одним словом, на смену атеистическому празднику придет языческий, который будет называться национальным.
Именно поэтому католический епископат Беларуси поддержал адресованное властям обращение архиепископа Тадеуша Кондрусевича с просьбой установить 1 ноября выходным днем, когда католики отмечают праздник Всех Святых. Православные верующие, которых в Беларуси большинство, не отмечают этот день. Однако в Беларуси еще с дославянских времен существует народная традиция чествования умерших после Пасхи (Радуница или День весенних дураков) и 1 и 2 ноября (День осенних дураков). В настоящее время празднование Дзядов в Беларуси, где не так много коренных верующих, представляет собой смесь языческих обрядов и христианских традиций.
В местном фольклоре до сих пор сохранилась формула, с помощью которой ведущий пытается вызвать души предков: "Святые деды, приходите к нам на ужин, прошу вас на ужин"
Кроме того, в последнее время к осеннему Дню предков добавилось новое измерение — отдание в это время почестей жертвам советских и нацистских преступлений — так называемые марши памяти. Белорусские власти не хотят признавать Дзяды официальным национальным праздником, мотивируя это тем, что в это время часто проходят демонстрации, организованные оппозицией. Вопрос, как видите, сложный.
Однако, что касается языческих ритуалов Дзяды, то ясно одно: христиане не имеют права принимать в них участие. Ведь, согласно церковному учению, гадание и вызывание духов считается смертным грехом против Бога. Принятие приглашения на такие игры может закончиться даже духовным порабощением, что подтверждают многочисленные случаи, наиболее известные экзорцистам.