День памяти, который в народе называют Осенние Деды, — официальный праздник в нашей стране. Согласно календарю, отмечается 2 ноября. Но в этом году произошел редкий случай: официальная дата события не совпала с православной. Разбираемся, почему так произошло, сколько на самом деле Дедов и как их отмечали наши предки.
Души идут к Богу
Осенние Деды у православных и католиков приходятся на разные дни и не всегда совпадают с официальным Днем памяти.
Православные празднуют Дмитриевскую родительскую субботу, которая не привязана к определенной дате. Традиционно она отмечается перед Днем памяти великомученика Дмитрия Солунского. В этом году Дмитриевская родительская суббота выпала на 28 октября, поскольку на ближайшую к Дедам субботу, 4 ноября, пришелся другой важный церковный праздник — День памяти Казанской иконы Божией Матери.
- Мы верим, что после смерти люди не исчезают: тело предается земле, а душа идет к Богу и там ожидает воскресения. Мы поддерживаем с покинувшими нас близкими связь через молитвы, которые посвятили ушедшим к Богу святым, родным и близким,
— говорит настоятель храма Петра и Павла в Ружанах (Пружанский район) священник Александр Сень.
Он объясняет, что забота о почивших в христианстве занимает особое место. Об этом отец Александр напоминал прихожанам задолго до наступления Дмитриевской субботы, которую в народе называют Осенние Деды. Почему Деды?
- Потому что мы молимся, с нежностью и теплотой в сердце вспоминаем о своих дедушках и бабушках, всех ушедших наших родственниках,
— объясняет православный священник.
У католиков дата поминовения предков не сдвигается: 1 ноября — День Всех Святых, 2 ноября — Деды.
- В каждом костеле об умерших и святых молятся на протяжении восьми дней. В Трокелях мы проводим службу 1 ноября, 2 ноября — в Дворищах Лидского района,
— говорит настоятель костела Трокельской Божьей Матери в Трокелях (Вороновский район) ксендз Юрий Беганский.
Уповая на "тот свет"
Культ предков, почитание умерших — одно из важных отличий белорусских культурных традиций, уверена заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Татьяна Володина:
- Успехи в хозяйственных делах, ремеслах и промыслах, семейном благополучии увязывались с поддержкой умершими предками! Белорусы верили, что "тот свет" оказывает сильное влияние на жизнь, ведь человек не умирает насовсем — он всего лишь перемещается в другие сферы бытия, откуда выступают для живущих дарителями доброт и источником реального богатства.
Поэтому наши прадеды всегда старались почтить и задобрить предков, особенно и перед началом, и после завершения самых важных дел.
Кстати, дедами называли души всех умерших независимо от их возраста и пола. Даже детей через год после смерти причисляли к Дедам.
Зовем на "вячэру"
В Беларуси сформировалась целая система обрядов на Деды. В зависимости от местности, в году таких праздников было до девяти: Колядные, Масленичные, Радуничские, Троицкие, Спасовские, Воздвиженские, Покровские, Михайловские и самые важные — Осенние. У каждого из них были свои особенности. Например, считалось, что на Радуничские Деды живые идут к умершим, а в ряде других случаев — наоборот. Гостей, пусть даже с того света, нужно встретить честь по чести: убранным домом, банькой. Хозяин дома брал кусочек хлеба или ложку каши, подходил к дверям или к окну, звал предков: "Дзяды-дзядочкі, старыя i малыя, з усяго свету сабраныя! Ідзiце да нас на вячэру! Самi iдзiце, сваiх дзетак вядзіце, а хто ня можа iсцi — на ручачках нясiце!"
- Звали сердечно, искренне, чтобы собралось дедов побольше,
— рассказывает Татьяна Васильевна и вспоминает, как посещала деревни переселенцев из Чернобыльской зоны.
Женщины, которые в праздник зазывали Дедов, верили: души найдут путь к ним с пораженных радиацией земель, а в конце вечера вернутся на Полесье.
На стол обязательно ставили горячее блюдо. Это мог быть только что испеченный хлеб, пирог, борщ из квашеной капусты. Главное, чтобы из блюда шел пар, ведь по поверью именно он — главная еда для душ, заглянувших в дом на Деды. Для предков ставили отдельную тарелку с кусочком хлеба, едой. Уходя спать, ее оставляли на ночь на столе.
В праздничный день важно было не забыть о кутье — каше, которую варили из зерна, чье прорастание символизирует вечную жизнь. Сейчас кутья — крупяная: из риса, пшена. Также на столе обязательно должно быть мясное блюдо и сладкий напиток: в одной местности это вода с медом, в другой — грушевый компот, в третьей — солодуха.
«Если бы был еще один Дедушка, весь мир был бы побрит!»
Праздничный стол на Деды семейному бюджету обходился дорого. В Докшицах по этому поводу даже шутили: "Каб яшчэ адзін Дзед, дык згалеў бы ўвесь свет!" В других местах на праздник предпочитали не сетовать, а подчеркивать богатство угощений: "На Дзяды многа яды", "Наеўся, як на Дзяды".
- Деды — более древний праздник, чем само христианство, — подчеркивает Татьяна Володина. — Культ умерших на наших землях был настолько сильным, что его невозможно было ни запретить, ни чем-то заменить, поэтому христианство вынуждено было встроить его в структуру своих богослужений! Сегодня Деды объединяют и католиков, и православных, и представителей других конфессий, и даже неверующих людей. Это день, в который мы можем вспомнить всех умерших родственников. Несмотря на наши знания о Вселенной и мироздании, мы по-прежнему идем к родным могилам — с цветами и слезами, становимся рядом с ними и говорим: "Я к тебе пришла!"
Поверья о празднике
Если дедов не примешь и не проводишь, они будут тебе сниться и беспокоить.
За Дедовским столом нельзя поднимать то, что упало: это для дедов.