Семья — основа традиционного общества. В нее входят как те, кто еще жив, так и те, кто уже ушел в мир иной. На празднике три и даже четыре поколения семьи собираются вместе, радуются каждому пополнению, росту семьи и прощаются с теми, кто ушел из жизни. Они подтверждают свою принадлежность к семье и народу, свои связи с живыми и мертвыми, насколько позволяет семейная память.

Процветание семьи немыслимо без взаимной поддержки членов семьи. Поэтому празднование жизни человека является одновременно религиозным и социально-правовым мотивом, способствующим укреплению семейных уз и воспитанию добродетели (следованию модели социально ответственного поведения человека).

Празднование этого события выражает заботу и ответственность семьи за каждого ее члена. Самые почетные члены семьи привлекаются к выполнению особых поручений во время празднования. Приглашение принять участие в празднике считается одновременно и долгом, и честью. Главными праздниками жизни являются праздники креста, свадьбы и свадебного пира.

Все латышские праздники связаны с ритуальными действиями.

Слово "ритуал" ассоциируется с особыми событиями в жизни человека, такими как рождение, свадьба или уход из жизни.

С этой точки зрения можно сказать, что ритуал — это исторически сложившийся порядок символического поведения в латышской культуре. Его цель — создать условия для успешного проведения мероприятия, дав участникам соответствующее настроение и моральный образец.

Каждый ритуал имеет свой порядок, песни и танцы. Согласно латышскому укладу жизни, человек, принадлежащий к семье, в течение жизни периодически "перерождается" в новый социальный статус: младенец становится полноценным человеком, принадлежащим к семье, когда ему дают имя и опекунов в Шае и его семье; к ребенку начинают относиться как к самостоятельному члену семьи после отлучения (отрыва от материнской груди), когда его впервые отлучают от груди; юноша становится взрослым, когда своими делами доказал право подпоясываться поясом и носить на голове шапку; в процессе бракосочетания мужчина и женщина заявляют о своей готовности стать мужем и женой и иметь детей; человек, проживший жизнь с честью, вводится в круг предков-хранителей рода. Каждый из этих переходов необратим, почетен и предполагает, что новый почетный человек также будет действовать на благо семьи.

Поэтому даже на бдениях торжественное настроение латышских чествований чередуется с радостью от достижения всей жизни и перехода в другой статус.

На чествованиях, особенно таких, как свадьба, могут последовательно проводиться несколько ритуалов, таких как Пари, Выравнивание, Мученичество и другие.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие