scale 2400 29
На Купалу просят приезжать в обрядовой одежде — национальных русских платьях, рубахах, сарафанах

Купала — славянский праздник летнего солнцестояния и одновременно с этим день Рождества Иоанна Крестителя (подробнее — тут). Но поскольку все мы жители мегаполисов, праздник отмечается не день в день, а в ближайшие выходные — в 2022 году это 24 июня.

Крупнейшие Купалы России проводит Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ) на своем капище на Красотынке, Калужская область.

scale 600 1
Идол Перуна на капище на Красотынке

Украшение входа на капище и Ярилиной невесты

Подготовка к вечернему обряду начинается в 9 утра — девушки идут украшать вход на капище березовыми ветками и разноцветными ленточками. При этом мужчины, даже самые маленькие, не допускаются.

scale 600 2
Девушки украшают березовыми ветками и лентами вход на капище

Женская энергетика считается обережной и будет охранять сакральное место во время ритуалов.

После входа ленточками украшается молодая выкопанная березка — Ярилина невеста

scale 2400 30
Девушки с песнями украшают березку

Венчание

Затем начинаются личные обряды:

  • Имянаречения (раскрещивание или очищение и получение нового славянского имени)
  • Венчания
  • Очищения — обстукивание жреческим бубном "Кудеса" для изгнания негативной энергии, например при болезнях или неудачах.

scale 2400 31
Кудеса — жреческий бубен. Ручка сплетена так, что символизирует мировое древо

В этот список, конечно, должно попасть погребение, но видимо прецедентов еще не было.

Понаблюдаем за венчанием: впереди идет уважаемая баба с метлой — она отгоняет от молодых дурной глаз и зависть, за ней- молодожены, а уже потом гости.

scale 2400 32
Свадьба.

Молодожены обвязываются белым рушником (длинное полотенце) за запястья и два жреца, мужчина и женщина, обводят их вокруг идола Перуна.

При этом жрица произносит заговор

Гой, Гой Сварог, проведи через порог!

Гой, Гой, Сварог, Ладе, Ладе есть пирог!

После чего молодые заходят в сакральную часть (сравним с алтарем) и приносят богу требу (подношение).

Обряд почти закончен, осталась игровая часть — гости пытаются растащить жениха с невестой, девчонки хватаются за него, парни — за нее: проверяется крепость брака и качество обряда.

Интересно, а если получится их разорвать, брак считает неодобренным богами или нужно еще раз провести обряд?

scale 2400 33
На торжке продают товары народных промыслов

Основная масса людей в это время тусуется на торжке (улица с товарами ремесленников) на народных забавах. В этот момент появляется Окрута - ритуальные скоморохи — поют песни, танцуют, шутят, пошлят.

scale 2400 34
Окрутник в деревянной маске

Плетение чучела Ярилы

А девушек ждет новое ответственное задание — подготовить чучело Ярилы. Все девчонки отправляются в поле и с песнями и благими мыслями начинают собирать траву для чучела, затем ее обвязывают вокруг шеста в форме креста и перетягивают красными тряпками гипертрофированные член и яички.

scale 600 3
Девушки прикладываются к члену Ярилы и просят о муже и потомстве

Ярило — недоформированные образ умирающего и воскресающего бога плодородия, поэтому очень важно показать его мужскую силу. Огромные половые органы — символ удачного года.

Девушки ласкают Ярилу, трутся об него и просят о детях, муже, всем, что связано с плодородием. В этот момент они все — его невесты. Мужчинам запрещено даже смотреть на обряд, в Ярилу вкладывается исключительно женская энергия.

scale 2400 35
Закрепляют Ярилу на двух брусьях в форме креста

Дневной обряд

Когда Ярило готов начинается начинается дневной обряд, в нем участвуют аж 6 жрецов: два главных — в белых одеждах, два помощника — в зеленых (интересно, что одежда является унифицированной, фактически они — в форме).

scale 2400 36
Перед входом на капище разжигаются два очищающих костра, а помощники жрецов вениками окуривают дымом всех входящих на капище

Назначение пятого не совсем понятно, в 2022 году пятым вышел знаменитый победитель битвы. экстрасенсов Дмитрий Волхов, при чем в 2021 году в обряде он не участвовал и свою принадлежность к ССО не афишировал. (возможно это маркетинговый ход?)

scale 2400 37
Дмитрий Волхов — победитель битвы экстрасенсов

Шестой — духовный лидер общины, который выполняет самое важное действо — поджигает огонь жертвенника.

Добыча живого огня

Все начинается с добычи "живого огня", несколько мужчин подходят к огромному столбу, на котором установлен перевернутый кол, кол обвязывают веревками и начинают крутить, от трения об дерево и опилки, появляется сначала дым, а потом и заветный огонь.

scale 2400 38
Мужчины добывают живой огонь под бой барабанов

Этим огнем разжигается жертвенник и помощники жреца начинают собирать требы: денежные — на развитие. общины и приготовленные кушания — на всесожжение богам.

Основная часть

  • Жрецы обстукивают кудесами стоящую кольцом вокруг идола толпу, сначала спереди, затем сзади.
  • Благославяляют участников, осыпая зерном (аналог каждения — окуривания кадилом)
  • Дают подержать ладони над освященным караваем
  • Мажут лоб золой с полена вынутого из жертвенного огня (аналог миропомазания).

scale 2400 39
На лоб золой ставится точка — для личной защиты

Все это время один из жрецов читает заговоры, например вот этот: используется на всех праздниках и призывает на помощь предков.

Чур, чур, чур-чурило
Стар — перестар
Ты сиди — сиди, посиживай
Ты ходи — ходи, похаживай
Ты глади — гляди, поглядывай
Ты води — води поваживай
Всяко зло от нас отваживай

scale 2400 40
Жрец поджигает жертвенник

"Чур" — это "пращур", когда говорят "чур меня" — обращаются к мертвым — защитникам рода. Каждую строчку заговора повторяют все участники.

Помимо заговоров используются стихотворные тексты, декламируемые жрецами по очереди.

Далее участники просят у богов силы:

Дай силу, возьми силу
Возьми Силу, дай силу
Возьми силу старую, дай силу новую
Заканчивается обряд прославлением богов:
"Слава Перуну!" (жрец)
"Слава" (все участники)

scale 2400 41
Люди поднимают одну или две руки в знаке приветствия Солнца

При выкрикивании "Слава" участники прикладывают руку к груди, а затем поднимают, в жесте приветствия Солнца. Многие поднимают две руки, поскольку неоязычников часто критикуют за использование нацистской символики (кто еще чью символику использовал)

Ритуальные бои

Потом — небольшая драка: две девушки садятся на спины двух парней и пытаются скинуть противницу с импровизированного коня.

scale 2400 42
Бои наездниц на конях.

Смерть Ярилы

В какой-то момент один из жрецов сообщает, что Ярило умер, и чучело вносят четверо мужчин с обнаженным торсом.

scale 2400 43
Окрутник в костюме врача осматривает Ярилу

Сначала все не верят, люди кричат, что его нужно вынести с капища и позвать врача. Открывается вторые ворота капища (видимо для выноса мертвых) и толпа направляется в поле за Ярилой.

Приходит окрутник в одежде врача и сообщает, что Ярило мертв. Девушки падают на колени и устраивают ритуальный плач, затем пытаются оживить его, иммитируя любовные ласки и секс в позе "наездницы". Ярило не оживает и его несут на погребальный костер.

scale 2400 44
Ритуальное оплакивание умершего бога

Сожжение Ярилы — самая мрачная часть праздника. Все стоят молча, а от погребального коста нельзя греться.

Вокруг коста стоит ограждение — сакральная черта, которую не смогут пересечь существа из мира мертвых и навредить живым. два старших жреца снимают с себя рубахи, берут факелы и входят в круг. Молча поджигают дрова и выходят спиной ко входу.

scale 2400 45
Сожжение Ярилы

Последним выходит духовный лидер, на пороге он звенит в колокольчик и ножом прорезает землю под порогом, как бы дорисовывая обережный круг. Затем читаются запечатывающие заклинания.

Бой за Ярилину невесту

И снова начинаются ритуальная драка — девушки встают в хоровод лицом наружу и защищают березку — Ярилину невесту, а парни эту невесту пытаются отбить, получается у них только с третьего раза.

scale 2400 46
Березка — Ярилина невеста, украшенная ленточками

Первая часть обряда закончена и все расходятся готовиться к самой ответственной части праздника — Купальской ночи. Мужчины делают деревянные плотики, а женщины — плетут венки.

scale 2400 47
Мужчины делают плотики. Использовать можно только природные материалы: дерево, эко-веревки

Имянаречение

А мы в это время снова заглянем на капище и посмотрим на имянаречение. Для этого обряда понадобятся:

  • Старая одежда
  • Ритуальная новая одежда
  • Пояс
  • Треба (как правило самостоятельно испеченные хлебобулочные изделия)

scale 2400 48
На имянаречение огромная очередь — люди лежат или сидят на траве в ожидании того, когда их вызовут.

Нарекаемый посвящается четырьмя стихиями:

  • Над ним рубят воздух топором
  • Окропляют водой
  • Посыпают зерном
  • Окуривают дымом головежки из жертвенного костра

Посвящаемому обрезают локон волос и кидают в жертвенный костер.

scale 2400 49
Три жреца проводят обряд

Затем он встает с колен, топчет ногами старую одежду, жрец разрубает ее, поджигает в жертвеннике и уносит, а нарекаемому дают новую одежду и опоясывают. Вместе со жрецом человек проходит к идолу и кладет требу в жертвенник. Жрец произносит напутствие и окружающие поздравляют и обнимают новоиспеченного язычника.

scale 2400 50
Нарекаемый заходит в священную часть и приносит требу Перуну

Вечерний обряд

Вечерний обряд намного короче дневного и занимает не больше получаса. После него учатники отправляются к сложенному шалашу из веток для купальского костра.

Выбранная жрецом молодая девушка несет огонь от жертвенника и поджигает купальницу (купальский костер).

scale 2400 51
Девушка поджигает купальницу огнем из жертвенника

Верховный жрец катит по земле колесо на длинной палке, опускает его в огонь и поджигает, колесо — символ Солнца (неоязычники считают, что слово "коло" обозначает Солнце, отсюда — "колесо")

scale 2400 52
Поджигается колесо

Затем начинаются хороводы, люди бегают посолонь (по часовой стрелке), взрослые играют в ручеек: выбранная пара обязательно целуется (можно в щечку), когда добегает до конца тоннеля.

scale 2400 53
Жрец поджигает Купальницу

Игры у костра

Финальная игра — выбор купальской пары. Мужчины встают в ряд и демонстрирую плотики, девчонки встают напротив, выбирают пару, забегают ему за спину и ударяют по плечу. Задача парня — догнать выбравшую его девушку.

scale 2400 54
Купальский костер

Пара прыгает через специально заготовленные маленькие костерки или подбегает к большому огню, держась за палку. Если кто-то отпустит руки — союз не одобрен богами и нужно искать новую пару или ждать следующего года, если испытание пройдено — пары направляются к реке

scale 2400 55
Спускание плотиков, свечек и венков на воду

Спускание венков

Финал праздника — спускание венков на воду. Венок кладется на плотик, в центр ставится свеча и вся эта конструкция отпускается по реке. После паре стоит искупаться и не спать до рассвета за чаем и беседами (алкоголь строго запрещен) или за чем-нибудь более интересным.

scale 2400 56
Встреча рассвета в палаточном лагере

Поиск

Журнал Родноверие