tild3839 6234 4337 b462 636631616164 1920
Иван Курылев. Ночь на Ивана Купалу. 1920 Музей-заповедник «Царицыно», Москва

Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.

Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собирать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы.

При сборе растений говорили, например, так:

«Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!»

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

tild3530 6461 4336 b033 363033666366 1995
Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу. 1995 Тамбовская картинная галерея, Тамбов

tild3036 6466 4939 b637 313464663764 1880
Генрих Семирадский. Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е Львовская картинная галерея, Львов, Украина

tild3234 3666 4432 b430 613164376430 1929
Иван Вакуров. Ночь на Ивана Купалу. 1920 Ивановский областной художественный музей, Иваново

tild3234 3464 4339 a333 303331353063 1920
Иван Голиков. Гадание на венках. 1920-е Музей кустарных изделий, Москва

tild3239 3161 4134 a638 366132613533 1856
Иван Соколов. Ночь накануне Ивана Купалы. 1856 Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область

tild6630 3365 4335 b664 613964623437 2011
Николай Кулыгин. Ночь на Ивана Купалу. 2011 Частное собрание

tild3962 6665 4330 b466 396461313937 noroot

Андрей Шишкин. Купала и Кострома. 2015. Частное собрание

tild6633 3663 4562 b633 653065393233 noroot
Константин Маковский. Девушка в венке. 1900-е Горловский городской художественный музей, Горловка, Донецкая область, Украина

tild3238 3632 4866 a666 613037363961 1987
Николай Сперанский. Купальское омовение. 1987 Частное собрание

tild6432 3831 4030 a161 313962663831 noroot
Андрей Шишкин. Русалки. 2015 Частное собрание

tild3233 3462 4166 a262 353039656363 2008
Семен Кожин. Гадание на венках. 2008 Частное собрание

Поиск

Журнал Родноверие