Купальские празднества (Купала). Купальские праздники в Чехии и в Моравии известны как Святоянская ночь. Однако в народной традиции они имеют отношение к изначальному празднованию летнего солнцестояния, а святого Иоанна Крестителя связывает с праздником только имя [Petranova, Jerabek 2007: 325-326]. Несмотря на то, что праздник лучше сохранился у восточных славян, сходные черты, проявляющиеся в чешской, моравской и словацкой народной культуре [Petranova, Jerabek 2007: 325-326], позволяют реконструировать его первоначальное содержание достаточно подробно, как, например, это делают русские и украинские родноверы. «Родная вера», однако, до сих пор не развила этот праздник и не придала ему какую-либо идеологическую форму. Поэтому Купальские празднества у чешских родноверов остаются в тени таких торжеств, как почитание Яровита или Мокоши [Pilat 2010; ЛПА 2: 10.05.2013].

Купала (на чешском Kupadla) не имеет продолжительной традиции у «Родной веры». Впервые праздник был проведён в 2006 г. по инициативе Ш. Пилата.3 В 2006 и 2007 гг. он проводился в городище Замки у Богниц в средней Чехии, где открывался хороший вид на закат солнца. Организатором праздника с 2008 г. определена Югоморавская община «Родной веры»: в 2008 и 2010 гг. торжества проходили у реки Йиглава недалеко от одноимённого города; в 2009 г. около Йевишовки на Знойемске; в 2011 г. в г. Брно и в 2012 г. по организационным причинам возле Праги. В 2013 г. Купала проходила в чешском городке Остромерж в районе Йичин [Pilat 2010]. На Купальских праздниках чествуется летнее солнцестояние. У западных славян они выпадают на ночь перед св. Яном (24 июня), так называемую Святоянскую ночь. Во время празднований прославляется солнце и пиковый период его «правления», когда ночи самые короткие в году. Проводятся типичные обрядовые купания, разжигание костров и прыжки через них, всё это сопровождается безудержным весельем. Цель обряда заключается не только в том, чтобы обеспечить благоприятное лето, а, значит, и будущий урожай, но и в том, чтобы набраться жизненной силы, которая концентрируется в природе в этот период [Zibrt 1889: 127-137; Machal 1907: 167-168; Niederle, Kadlec 1924: 252-263; Vana 1990: 214-220; Langhammerova 2004: 123-219; Pilat 2010]. Во время праздника чешские родноверы чествуют отдельно солнечного и небесного богов: бога солнца Дажьбога и его земного брата, бога огня Сварожича, небесного прабога Сварога, а также солнечную богиню, которую, по мнению некоторых, зовут Ладой [Pilat 2010].

29

Весь праздник, программу которого придумал Витослав, не слишком содержателен. Он включает три основные части: принесение жертв божествам, пиршество и этнографическое сопровождение, основанное на материалах, заимствованных из народной среды. В обрядах «Родной веры» обычно участвуют от пяти до двадцати участников. После общего сбора мужчины начинают подготавливать место, где будет проходить обряд. В середине устраивается один большой костёр, а вокруг по трём сторонам света (восток, юг и запад) устраиваются три меньших костра. У главного огня может быть выстроен (из глины, камней, веток) солнечный символ, например, в форме коловорота (свастики). Женщины в это время готовят для всех венки из луговых трав, в основании которого должна быть полынь. Женщины обычно надевают венки на голову, мужчины вешают травы себе вокруг пояса.

Перед заходом солнца участники встают в круг или полукруг вокруг подготовленного обрядового костра. Жрец (т. е. тот, кто проводит обряд) встаёт за костром на севере, лицом к югу. После его кивка, три помощника начинают разжигать три остальных костра. Огонь добывается трением, с помощью трута, т. е. речь идёт о «живом огне». В это время участники поют одну из купальских песен (например, «Пришёл уже, пришёл купальский вечер»). После розжига костров каждый помощник зажигает себе факел. Когда солнце заходит, факелы поднимаются и с их помощью разжигается главный костёр.

30

Жрец произносит: «В предверии зимы обессиленное солнце умерло. Однако не случился конец света! Небесный властелин Сварог милостиво воскресил для нас солнышко самое светлое, спас для нас божественное, жизнь дарующее. Поэтому пускай его благие уста порадует вечер с мёдом». С наполненной деревянной братиной подходит жрец к огню: «Слава Сварогу!». Остальные присутствующие повторяют: «Слава!». Жрец возвращается на своё место, выпивает медовину и пустой сосуд подаёт налево. Произносит: «Над полями, лесами, над людскими скорбью и весельем властвуют яркие боги Свароговой крови. Дажьбог каждый день ходит по небу, согревает матушку землю. Без него она была бы пустой. Дажьбог, без твоего лучезарного дара наши земные богатства были бы ничем. Прими, пожалуйста, эти деньги». Держит их у всех на глазах. «Слава Дажьбогу!». Поклоняющиеся вскрикивают: «Слава!». Жрец кидает деньги в огонь. «Молюсь огню: за нашу языческую4 общину и её гостей. Молюсь искрам: за товарищей, которые из-за ранения или по службе не с нами. Молюсь жару: за духов наших предков и этого места. Молюсь божеству очистительному и сокрушительному: за силу, здоровье и мужество славянского рода». От помощника жрец берёт хлеб, входит с ним в круг. «Слава Сварожичу!» Участники повторяют: «Слава!». Жрец кидает часть хлеба в огонь, остальное разносит помощник, после чего он поёт, остальные присоединяются или молча едят.

Огонь поддерживается всю ночь, при этом необходимо относиться к нему с уважением. После обряда продолжаются застолье, веселье, забавы, песни и танцы (лучше всего в хороводе вокруг огня). В качестве еды присутствует, кроме остального, «пражмо» -угощение, приготовленное из жареного, ещё зелёного зерна, которое в древние времена в этот период года было единственной доступной едой [Soukup 1904: 385-388]. Во время веселья раскручивается огненное колесо. Оно символизирует солнце и его движение по небу. Для этого берётся любое колесо, обмотанное соломой и обмазанное дёгтем или подобным горючим, после чего оно сталкивается с горки. Это не остаётся без внимания участников, которые радуются и прославляют солнце. Там, где невозможно пустить колесо по земле, его зажигают и раскручивают вокруг шеста. Такое же значение имеют и горящие мётлы из прутьев, подброшенные в воздух.

31

Через некоторое время костёр оставляют гореть с учетом того, чтобы он не погас, и уходят к воде, где проводится обрядовое купание. Это не только телесное и духовное очищение водной стихией, но и одновременно просьба о том, чтобы летом воды было достаточно. При этом на венок или отдельные корзинки, украшенные цветами, каждый участник прикрепляет свечу или несколько свечей за своих умерших родственников и предков. К ним по воде отправляются «лодочки», каждый при этом молится, так как во время солнцестояния ворота между нашим и потусторонним мирами открыты и эти «лодочки» доплывут к умершим с просьбами верующих. После возвращения к костру в него подкладываются дрова, чтобы пламя достигло впечатляющего размера, что позволит искупавшимся обсохнуть. Далее начинают скакать через огонь, тем самым духовно очищаясь, а также демонстрируя ловкость и бесстрашие. Сначала это делают мужчины, потом начинают прыгать и женщины. В идеале это должны делать влюблённые пары, так как не разомкнувшиеся во время прыжка руки предвещают крепкую любовь. Не считается постыдным совершать прыжки в обнажённом виде, так как о подобной практике свидетельствуют этнографические материалы со всей славянской территории [Виноградова, Толстая 1999: 363-368]. При желании участников организуется и хождение босиком по горячим углям.

По древнему преданию, каждый год в купальскую ночь расцветают папоротники. Тому, кто найдёт такой цветок, откроются дороги к скрытым кладам и исполнятся все желания. Цветок папоротника уходят искать в основном молодые пары. Купальская ночь не только самая короткая в году, в это время плодотворные силы природы достигают своей наибольшей концентрации. В эту ночь влюблённые пары могут запастись плодородием и любовной силой на весь год. Оставшиеся участники садятся вокруг костра и беседуют. Так, бодрствуя, дожидаются восхода солнца. К восходу должны вернуться и влюблённые. Участники снова встают вокруг костра. Когда солнце поднимается над горизонтом, жрец его приветствует и подносит ему медовину в качестве жертвы. Он обращается к нему с просьбой дать людям достаточно силы тела, тепла сердца и ясности ума. После этого отпивают медовину и остальные участники. Этим и заканчиваются ритуалы Купальской ночи, люди могут идти спать. Желающие могут собирать при свете первого утреннего солнца лечебные травы, так как они в это время наделены исключительной целебной силой. Также священной и магической является и утренняя роса, которую можно собирать и хранить в течение всего года [Pilat 2010; ПМА 7: BIgl; Pilat; ПМА 10: Pilat; Mitas; ЛПА 2: 10.05.2013].

32

Поиск

Журнал Родноверие