Может быть и костер, но при этом следует разобрать языческий праздник на элементы и пересобрать их заново, говорит эксперт и напоминает о традициях на торжество святого Иоанна.

Совмещение католических и дохристианских праздников исследователь Алесь Белый считает признаком цивилизационной и теологической катастрофы в Церкви. На протяжении двух тысячелетий она умело противостояла угрозам и искушениям язычества, приспосабливая народные дохристианские традиции в разных частях мира к ядру христианского вероучения и цивилизационного кода, отмечает исследователь.

«Купалье – самый яркий и мощный языческий праздник из всех, которые застала Церковь в своей миссии в Литве, Беларуси и на соседних землях. Это праздник таких мощных стихий как Огонь, Вода и Эрос. Трудно игнорировать его естественную основу – день летнего солнцестояния, самый длинный день в году, триумф могучего Солнца и плодородия земли. Именно поэтому бороться с этими стихиями, взять их под контроль – "назначили" святого Иоанна Крестителя, одного из самых сильных духом пророков, жившего на рубеже Старого и Нового заветов»,

– комментирует для Katolik.life Алесь Белый.

Поэтому, как он отмечает, верующий католик, прежде всего, никогда не признает этот день и этот праздничный повод «Купальем»:

«Для нас это День святого Иоанна, а любые торжества и атрибуты этого дня – свято-иоанновские, а не купальские. Даже в Литве, где позиции язычества очень сильны, основное название праздника для большинства литовцев – Joninės. Разумеется, мы не в состоянии думать и отвечать за всех, но свидетельствовать о своей вере и принципиальной позиции – обязаны»

Церковь накопила богатую традицию, как решать эту проблему, подчеркивает исследователь:

«Этнографы XIX и XX веков встречали наименее следов празднования именно Купалья в католических регионах, по сравнению с православными, наименее похоти и одержимости стихиями. В крайнем случае, когда убедить людей держаться вероучения строго было трудно, Церковь вынужденно закрывала на что-то глаза, но не брала наиболее ярко языческие явления под свой патронаж. И пока что этот подход к празднованию Дня святого Иоанна не размывается у католиков Польши и Литвы. Говорю здесь именно о католических общинах, а не об обществах в целом, которые, конечно, охвачены той самой «стратегической неопределенностью», или иначе говоря, моральным релятивизмом»

Алесь Белый привел пример, что в городах Польши на этот праздник устраивают масштабные свято-иоанновские ярмарки, ремесленнические мастер-классы, спортивные соревнования, концерты.

«Таким ярмаркам и занятиям Церковь никогда не отказывалась патронировать – достаточно вспомнить хотя бы традицию ярмарок на День святого Казимира. Много где – и не только в Польше, но кое-где и в сегодняшней Беларуси, проводятся свято-иоанновские музыкальные концерты. На них, в принципе, может звучать не только духовная музыка. Лишь бы была приличной. Важная и очень старая свято-иоанновская традиция – освящение в костеле трав. Тех самых, из которых плетутся венки. Против них наше мировоззрение ничего не имеет. Наиболее традиционные для этого дня травы – зверобой (один из символов этого дня в народно-католической традиций стран бывшей Речи Посполитой), аир, душица, рута, розмарин, любисток, коровяк, и конечно, папоротник. Не было бы грехом и общее застолье прихожан (или открытый светский фест) – пусть себе с традиционными для этого дня блюдами – например, верещакой и кулагой»,

– советует исследователь.

По его словам, разобрать языческий праздник на элементы – травы, венки, воду, и даже огонь, и пересобрать их заново, но уже как христианское – это как раз то, к чему надо стремиться:

«Пусть будет и костер – с колбасками и товарищескими пениями – именно свято-иоанновский. И игра с пусканием венков по воде – не грех сама по себе. Вот прыгание через костер, забеги с огненными кругами, необузданный массовый эротизм, а даже и любые намеки на все это, позволяющие считать праздник языческим, – для католиков недопустимо»

Алесь Белый резюмирует, что приходам необходимо либо самим устраивать такой фест, к которому не будет претензий единоверцев и укоров собственной совести, либо уклониться от отмечания сомнительного праздника вообще:

«не продавать или не отдавать даром авторитет и сакральную власть Церкви, её 2000-летнюю традицию, никакой чужой власти»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие