Фото Нацмузея Республики Коми

О праздничных традициях в давние времена «Источнику Онлайн» рассказал учёный-фольклорист.

Святочные гуляния

Эксперт отмечает: в привычном понимании Новый год в досоветское время не праздновался. Традиция эта новая, которая пришла из Санкт-Петербурга и Москвы и закрепилась в среде усть-сысольской интеллигенции.

В дни нынешних новогодних праздников в старину коми отмечали рождественские святки.

По домам ходили славильщики Иисуса Христа и переодетые в шкуры животных колядовщики, которых одаривали подарками. Разрешены были ритуальные бесчинства, воспринимаемые в другие дни года как хулиганство,

– пояснил в беседе с «Источником Онлайн» научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Алексей Рассыхаев.

В традиции органично переплелись христианские мотивы с дохристианскими, молодёжь много гадала, пытаясь узнать будущее, в целом же святочные ритуалы иногда отнюдь нельзя было назвать добрыми. Так, молодые люди могли навалить на чужом крыльце дров, засыпав их снегом и залив водой, чтобы всё замёрзло. Могли и раскидать поленницу, положить сани на крышу дома или закрыть сверху дымоход.

Кто был главным персонажем?

В конце тридцатых годов XX века были придуманы и укоренились образы главных новогодних волшебников – Деда Мороза и Снегурочки. Но до этого в Коми они были немного другие – «Кӧдзыд пӧль» (букв. – «Холодный старец») и его спутница «Лымныв» («Снежная девушка»).

Кстати, в этом году на открытии главного ледового городка республики присутствовал именно коми брат Деда Мороза. Кӧдзыд пӧль появился на Стефановской площади скромно: пешком, без снегохода или тройки коней, но зато в костюме с национальным орнаментом, берестяным пестерем и сумкой охотника – ягдташем.

Учёный также добавил: ещё одна из версий – Деда Мороза в Коми называли «Войпель» или «Войпӧль» (Северное ухо или Северный дед). Но, по мнению Алексея Николаевича, образ Войпеля очень туманный и не связан с добрым волшебником. Скорее, это божество северного ветра, с которым нужно было установить договорные отношения.

Новый год — с осени

Традиция отмечать гражданский праздник 1 января была установлена в 1700 году государством. До этого же население в Коми начинали отсчёт нового года с осени.

К примеру, родственные коми удмурты «год» именуют «ар», что на коми означает «осень». В то же время в современном коми языке «год» – это «во». Поздравляя друг друга, удмурты говорят «Выль арен», а коми – «Выль воӧн»!

Визиты без приглашения и странные песни

В святки молодые люди ходили колядовать. Делали они это, замаскировавшись кто во что горазд: женщина зачастую переодевалась в мужчину, мужчина – в женщину, также жители Коми наряжались в животных и птиц. В таком обличии они могли войти в дом без приглашения.

С собой колядовщики брали музыкальные инструменты, но играли на них невпопад и не говорили слов. Праздничные гости только мычали или сопели, обозначая свои пожелания жестами. Хозяева домов их одаривали.

Алексей Николаевич подытожил: в Коми, как и в русских деревнях, традиция празднования святок ненадолго прерывалась в связи с борьбой советской власти против религиозности и пережитков старины. После «оттепели» в святочный период уже обходилось без ритуальных бесчинств, какие они были ранее. А наиболее востребованными стали гадания и хождение колядовщиков.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие