Доброго Дня, дорогие ревнители народных традиций!

На Коляду проходит испытание главное богатство людей – единство, единение вокруг Огня Жизни. Оно много раз рискованно проверяется и провоцируется силами Нави.

Продолжим наше путешествие в мифологические истоки таинств Коляды. Коляда – это скорее непрерывная священная игра, чем праздник в обычном нашем понимании, и эта игра проходит как битва. В этом явственно звучит отголосок героического миропонимания наших пращуров, кои мужественно выстаивали, нежно оберегали, яростно защищали и ежегодно возрождали через смерть свой Родовой Огонь.

И если в античных мистериях возвращение Весны, Девы Жизни, похищенной Персефоны происходит договорно, в свой срок, то превратности северного климата не обещают её добровольной выдачи, чтобы встретить в свой срок Весну надо пройти Коляду, высечь искру будущего, разжечь и сберечь Огонь Жизни.

Мистерия Родового Огня, его защиты и сбережения – одна из таинственных и значимых идей этого дня. Нападение Навий – закидывание снежками, попытка прорваться в обжитый круг костра, где собрались в последнем единяющем порыве женщины – это покушение на последний островок Явьего мира, где Макошь собрала под свое крыло своих дочерей.

В эту последнюю минуту Грядущее висит на волоске, будет или нет.

В этот момент происходит гадание, весьма драматичное, потому что отовсюду несутся завывания и вопли, летят снежки.

По сценарию праздника женщины гадают на приход гостя, мы проводим это гадание с пением подблюдных песен.

Невесты на выдане гадают о будущем муже на полене, на бобах. Льют воск в «немую, молчальную воду» и слушают подблюдные песни, что нередко сулят смерть (в нашем понимании старых отношений и того, что навсегда уйдет с наступлением нового лета)

Защитники Родового Огня пробуют отогнать Навий, но те еще сильны. Гадание о будущем совершается в явном присутствии светлых сил, которым дорога жизнь рода человеческого, от них и приходит чудесный гость, возвещающий что родился Коляда, родилось Новое солнце!

Явление Полазника – это Магия начала, это провозвестие грядущего года. Первый гость в году (мужчина или женщина, богатый сосед или нищий странник) – предвещал весь будущий год, с его прибытком и урожаем. Со временем этот приход превратился в ритуал, где в образе Полазника (реже Полазницы) приходил самый уважаемый и крепкий хозяин в деревне. Его приход уже был благопожеланием, наделял доброй долей.

В поздней традиции волшебного гостя его сопровождала толпа ряженых. Если их плохо угостили, или не приняли совсем, Ряженые имели право бедокурить и без меры пакостить хозяевам. Все это сопровождалось пением щедровок и колядок.

Среди образов ряженых которых выделялась Коза или грозный хтонический Козел, связанный с Хорсом-Кощеем, ведь именно в козлиной бороде старик советует искать свою смерть. Козел мог быть впряжен в повозку в сани.

Одни исследователи называют Козу солнечным персонажем, другие демоном уходящего года. Видимо Коза совмещала благодать и силу потустороннюю, вечное движение бытия и драму солнцеворота с полным обновлением времени. Козел — жертвенное животное новолетия — пример тому "Васильевкий козел" (Васильев вечер накануне праздника) и "козел отпущения", как этнический реликт.

(Продолжение следует)

Поиск

Журнал Родноверие