Ряженые «супруги». Фото. Деревня Климово, Горьковская обл. 1960

Началом годового цикла народных праздников на Руси были «святки» или «коляда». В украинском и белорусском языках слово «колядки» соответствует русскому «святки» и означает праздничный срок от Рождественского до Крещенского сочельника. Время «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. Колядками называли и сами святочные песни.

В XIX веке колядование превратилось в весёлый обычай, игру. Молодёжь с пением ходила от избы к избе, а хозяева награждали певцов яствами. Однако эта забава была некогда ритуальным обрядом. Коляда – праздник земледельческий. Основная часть колядных песен состояла из величаний с благопожеланиями хозяину, которые имели магический смысл: богатство, изображённое в песне, должно было способствовать реальному богатству в жизни.

Главным увеселением на святках было ряженье, состоящее в том, чтобы изменив свой облик, веселить или пугать окружающих. Участник обряда должен был обязательно скрыть лицо, чтобы остаться неузнанным. Использовали маску или другие способы: перекидывали вперёд волосы; прятались под полотном, ситом; раскрашивали себя до неузнаваемости – чернили лица сажей, дёгтем, мазали свёклой, белилами, обсыпали мукой. Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком.


Х.-Г. Гейслер. Ряженые. 1800-е. Гравюра

Святочное ряженье уходит своими корнями в языческую древность. Это связано с поверьем, что черти, скитаясь по земле в течение восьми дней после Рождества Христова, могут замучить или увлечь человека, если их не обмануть, обрядившись в дьявольское обличье. Наиболее архаичными были антропоморфные маски козы, быка, коня. Силу и плодовитость животных старались передать земле. Рога на голове означали символ безбрачной любви. Поэтому ряженье сопровождалось играми, имеющими эротические мотивы. Это проявлялось в переодеваниях, непристойных жестах, исполняемых текстах.

Церковь называла эти обряды «бесовскими» и предписывала:

«не хоронить на кладбище,… а на поле и в лесу тех, которые, играя на святках… убьются»


Н.К. Пимоненко. Святочное гадание. 1888. Масло

Широко известны по всей Руси святочные гадания. Это гадания на суженого перед зеркалом, на слух, по золе, с домашней птицей, с валенками, дровами, под подушкой. Гадания интересны вариативностью обрядов. Так, например, в одном гадании с зеркалом необходимо получить коридор отражением одного зеркала в другом (описываемый как «двери — двери- двери), в другом – в зеркале обязательно должна отражаться входная дверь.


А.П. Рябушкин. Гадание девушек на святках. 1885. Рисунок

Святочные песни, игры и гадания были записаны в разных областях и у различных слоёв населения. Данная тема отражена в литературе, хранящейся в отделе книжного фонда музея. Это различные виды изданий: научные статьи и книги, альбомы с иллюстрациями, публикации в журналах и сборниках, начиная с XIX века и по настоящее время.

Автор текста: Иванова Светлана Михайловна, заведующая библиотекой Российского этнографического музея.

Список литературы к книжной выставке «Святки»:

  1. Арутюнов Г. Русь обрядная; Пулькин В. Серебряные святки/ Народное творчество.- 1999. — №6.- С.2-3, 10-12.
  2. Забавы старины глубокой. Святки/ Народное творчество.- 2007. — №6. — С.18-23.
  3. Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. — СПб.,1994.- 235 с., ил.
  4. Игрища святочные/ Всеволодский В. (Гернгросс) История русского театра в 2-х т. Т.1. — Л.- М., 1929.- С.155-160.
  5. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: Учеб. пособие. — Челябинск, 2010.- 251 с., табл.
  6. Любецкий С. Отголоски старины (Историческая мозаика). – М.,1867.- 152 с.
  7. Морфология обряда. Святочные игры и святочные гадания. — Иваново, 2010.- 216 с., ил. + диск
  8. Народные праздники, обряды, игры/ Игра и страсть в русском изобразительном искусстве.- СПб.,1999.- 359 с., ил.
  9. Никитина А.В. Свеча в обрядах перехода.- СПб.,2008. — 88 с.
  10. Очерки русской народной культуры. — М., 2009. -787 с., ил.
  11. Петрушевич А.С. Общерусский дневник церковных, народных, семейных праздников и хозяйственных занятий, примет и гаданий. — Львов,1866.- 104 с.
  12. Праздники и обряды как феномены этнической культуры: Материалы десятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. — СПб., 2011.- 460 с.
  13. Приглашение к обеду. Поваренная книга русского музея. – СПб., 2013.- 251 с., ил.
  14. Русская свадьба Заонежья.- Петрозаводск, 2023.- 323 с., ил.
  15. Русские обычаи и обряды. Семейные обычаи. Календарные обряды. Подвижные праздники.- М., 2005.- 320 с.
  16. Русские праздники. – М., 2008.- 144 с., ил.
  17. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып.1.- М.,1857.- 143 с.
  18. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия. — СПб., 2001.- 669 с. + 12 л. ил.
  19. Святочные и масляничные беснования.- М.,1894. — 32 с.
  20. Святочные развлечения. Колядки. Святочные гадания. Святочные песни и игры/ Большая книга рождества.- М., 2000. — С.697-730, ил., тексты с нотами, рецепты выпечки
  21. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Русский народ. Чернокнижие. Русские народные игры, загадки, присловья и притчи.- СПб.,1885.- 240 с.
  22. Тришкина Е. Новогодние колядки. Сценарий фольклорного праздника для старших классов/ Народное творчество. — 2005.- №1.- С.18-20.
  23. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. — СПб.,2008. — 336 с., ил.
  24. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия.- СПб., 2003.- 560 с., ил.
  25. Шангина И.И., Некрылова А.Ф. Русские праздники. — СПб., 2015.- 462 с., ил.+16 с. вкл.

Поиск

Журнал Родноверие