[видео]

Святки – 12 январских дней от Рождества до Крещения – особое время в церковном календаре.

По уставу Русской православной церкви, за Рождеством наступают Святки – это дни особой духовной радости, которые продлятся до Крещения. О старинных традициях и их современных интерпретациях расскажет Елена Воложанина.

С этими ребятами лучше не шутить, ведь это не просто задорные песни, а магические тексты, которые пришли из глубины веков. Святки – 12 январских дней от Рождества до Крещения – особое время в церковном календаре. По народной традиции в этот период на Руси колядовали. От избы к избе ходили толпы детей и молодежи с мешком для подарков и сладостей. Во главе несли символ Вифлеемской звезды.

По старому стилю Рождество – 25-го декабря. В древности – до крещения Руси – в этот день славяне отмечали языческий праздник Солнцеворот. С 25 декабря световой день начинает расти, как говорили славяне, на куриный шаг. Родилось новое солнце, а значит – взойдут посевы, будет новый урожай. Свет победил тьму, а жизнь торжествует над смертью. С приходом христианства церковные праздники переплелись с народной традицией.

"В праздничных песнопениях очень распространено сравнение солнца и Христа. "Тебе кланяться, солнцу правды", – это слова из православного тропаря, праздничного песнопения в Рождество. Христа называют солнцем правды",

– пояснил старший научный сотрудник Музея истории религии Александр Буров.

На колядки было принято наряжаться. Сарафан надевали прямо на шубу или тулуп – действие происходило на улице, а покрасоваться перед соседями хотелось. Часто в одежде было много красного – праздничного цвета. К колядкам готовились не только сами участники, но и хозяйки. Они пекли особые пряники в виде животных – козули – из муки грубого помола с медом, сухофруктами и орехами. Их украшали затейливым орнаментом и раздавали колядующим. Впрочем, на Святки ждали не только соседей. В каждом доме знали: за угощением заглянут гости из потустороннего мира.

Ряженые – пришельцы с того света – появлялись на пороге. Странные существа в масках, рваной, вывернутой одежде пели колядки, врывались в дома и устраивали игрища. Дело считали греховным, но после Святок ряженые надеялись смыть грехи – в Крещенской проруби.

"В народе была такая легенда. Говорили: Бог настолько обрадовался, что у него родился сын, что высвободил всю нечисть, чтобы она могла погулять",

– рассказала научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Софья Дидковская.

После революции Рождество и Святки ушли в глухие деревни, а главным праздником стал Новый год. Сегодня, век спустя, в России новый всплеск интереса к народным традициям.

"Слава тебе Господи, что сейчас по всей России появилось очень много специалистов, которые оканчивают высшие учебные заведения, и они возрождают движение русской народной песни",

– сказала руководитель ансамбля русской песни "Горница" Лариса Кирута.

На Святки в поселке имени Морозова колядуют участники коллектива "Горница" – на радость себе и соседям.

Поиск

Журнал Родноверие