Мне было интересно узнать от того, кто испытал.

И мне рассказали.

Треть рассказанного — в журнале "Ведьмин котел" (потому что еще одна треть про ритуалы, которые еще будут, а еще одна — про совсем чуждопонимаемое сложнособираемое в слова).

***

Прошлой зимой я искала реквизит для фотосессии в русском стиле. После некоторого количества детских костюмов, разбавленных беспощадными стилизациями, увидела эти маски.

Мохнатые, с архаично утрированными чертами, живые, даже преувеличенно полные жизни, они запоминаются.
Вот так они выглядят.

На Коляду все в мире бело и мертво, все уснуло. Но в самое холодное и темное время люди приветствовали рождение нового солнца.

Из тридевятого царства, мира духов и забытых предков, божественного и демонического, нарушая зимнюю тишину, со звоном и грохотом врывались в привычный мир ватаги ряженых.

Ряженый – волшебный странник, прохожий из далекого, неведомого мира, часто опирается на посох, а через плечо у него сума. Ряженые всегда в движении.
Ряженый должен быть мохнатым. Густая шерсть – это и признак дикости, и связь с предком – тотемом, духом-покровителем. У маски должны быть большие глаза, зубы, нос, рога. Гипертрофированные черты показывают силу, способность защищаться и готовность нападать.

В традиционном обществе встреча с ряженым – возможность заключить договор с непроявленным миром. К людям приходили представители хаоса: смерти, болезни, но и плодородия. В хаосе все смешано и всему есть место.

Встреча с гостями из иного мира была испытанием, которое человек должен выдержать. Если человек не щедр, ряженые творили бесчинства. Если хозяин дома стерпел ужимки, одарил едой и монетами, передал весточку ушедшим предкам, задобрил – его добро вернется к нему с лихвой. От взаимодействия с ряжеными во время праздника зависели отношения с духами в следующем году: сможет ли человек подчинить их себе, сделать своими союзниками.

Люди рассказывали, как в толпе ряженых, пользуясь возможностью быть неузнанным, по земле ходят настоящие жители иного мира.

***

В давние времена ряженые приносили с собой из мира духов будущее плодородие.

Чем больше я узнаю о возрождении традиционных обрядов и оживающем скоморошестве, тем больше уверяюсь в мысли, что в настоящее время к хаосу обращаются за душевным здоровьем.

Как получается, что через матерные частушки мы можем получить доступ к сакральному?

Сейчас, как и давным-давно, основная задача скоморохов, колядовщиков — это вырывание людей из быта.

Являясь проводниками хаоса и антимира, ряженые нарушают табу и запреты, установленные моралью, церковью, государством. В обычной жизни эти запреты определяют рамки и пределы нашей личности.

Нарушая своим антиповедением запреты тишины, нецензурной лексики, границы личных пространств, ряженые преодолевают рамки, и уводят человека за собой, помогая ему стать "шире", а значит полноценнее.

***

Журнал в pdf для чтения на компьютере.

Поиск

Журнал Родноверие