Плейлист святочных обходных песен.


Наталия Федосенко/ТАСС

Что пели колядовщики

От Рождества до Крещения на Руси издавна праздновали Святки. Это было время веселья, забав, молодежных игрищ и гаданий. Долгими зимними вечерами семьи, заранее приготовив угощения, поджидали колядовщиков, которые обходили дворы с песнями и приговорами — считалось, что их визит принесет семье благополучие на весь год. Культуролог Екатерина Зыкова составила плейлист главных святочных песен.

Как колядовали

В Святки никто не работал: хозяйка не шила, не вязала, не пряла, хозяин не вил веревки, не плел лапти. Зажиточные крестьяне вовсе не занимались работой, считая, что это грех, который может повлечь за собой беду. Крестьяне старались выполнять все обряды, запреты и традиции, связанные с празднованием святок: они верили, что все происходящее в этот период влияет на судьбу и на то, каким будет предстоящий год.

По поверьям, Бог, радуясь рождению Сына, выпускает с «того света» души умерших и всех чертей на волю. В вечернее время люди старались не выходить из своих изб, чтобы не встретиться с нечистой силой, разгуливающей по улицам. С Рождества до Крещенья по дворам шумной толпой ходили колядовщики, навещая каждый дом. Это были не простые гости, они олицетворяли собой души умерших предков, приносивших благословение дому. Колядовщиками могли быть и мужчины, и женщины, и старики, и дети, но чаще всего это была молодежь — парни и девушки. Подойдя к дому, колядовщики становились под окнами, звали хозяина и спрашивали разрешения: «Ты позволь, хозяин, коляду нам рассказать». Только после согласия начинали петь благопожелательные песни, восхвалять хозяина, его дом и всех членов семьи. В конце песни колядовщики требовали от хозяина угощений, благодарили, произносили слова-пожелания достатка и благополучия.

Среди участников колядования бывали ряженые, которые принимали облик диковинных существ или животных, носили маски, выворачивали наизнанку тулуп, имитируя звериную шерсть. Часто облачались в костюмы медведя, козы, быка, кобылы, цыгана, солдата, старика. Мужчины переодевались в женщин и наоборот.

Желанными гостями для каждой семьи были и христославы — участники обряда славления Христа. Ими могли быть дети, неженатая молодежь, иногда взрослые мужчины, а также церковные служители. Христославы ходили по дворам обычно в утренние часы в Рождество, носили с собой звезду на шесте, исполняли песни на христианские темы, «рацейки», славившие рождение Спасителя.


фото: Виктор Драчев/ТАСС

Христославов и колядовщиков принимали радушно. Их одаривали пирогами, калачами, козулями (обрядовое печенье в виде животных), пряниками, хлебом, салом, колбасой, мясом, выпивкой, деньгами (мелкими монетами). В народе верили, что их пожелания имеют особую магическую силу, приносят достаток и счастье семейству в текущем году.

Что пели

В обходных колядных песнях величали всю семью или исполняли их для каждого члена семьи в отдельности. Начинали коляды с песен для хозяина и хозяйки. Потом исполняли «молодежные» коляды — для девушек и парней брачного возраста.

Коляда

Часто в святочных обходных песнях упоминалась «коляда». Это слово означает сам праздник Святки или некоторое олицетворение его. «Колядой» мог быть назван подарок, который дают колядовщикам. Слово «коляда» известно не во всей России — в Центральной полосе и Поволжье его не знали.

Овсень

В «овсенях» («авсень», «усень», «таусень») звучат благопожелания хозяевам дома, их величание. Исследователи считают, что это слово связано с обрядом «посыпания» («посевания»), который проводили в первый день Нового года или на Рождество.

Небольшая группа «сеятелей» обходила дома, обсыпая овсом хозяев и избу, произнося пожелания семье богатого урожая:

«На счастье, на здоровье! Роди, Боже, жито, пшеницу, всякую пашницу…»

— и просили за это угощения.

Щедровка

В некоторых районах на юге России под Новый год пели «щедровки». В «щедровках» обычно величали хозяина дома и его семью, желали большого урожая, богатства, хорошей жизни.

Виноградье

На Севере России при обходе дворов пели «виноградья» — благопожелательные, величальные песни. Их название происходит от припева: «Виноградье красно-зеленое» — есть мнение, что он был занесен с украинской или белорусской территории, где мотив «зелена вина» и «сада винограда» был распространен в песенном фольклоре. Виноград — символ плодородия, изобилия и довольства, и вместе с тем любви в браке.

В святочных обходных песнях образы хозяина и его семьи идеализированы.

Исполнители описывали богатый «господинов двор», который стоит на «семи верстах, на золотых столбах», восхваляли всех членов семьи, уподобляя их светилам:

«Светёл месяц — то хозяин во дому, красно солнушко — то хозяюшка, часты звёздушки — малы детушки…»

«Господарские» коляды

В колядках часто восхваляли хозяина, описывая его как богатого и знатного боярина, который уехал «суды судить да ряды рядить». Каждому домочадцу он везет по дорогому подарку: жене — кунью шубу, сыновьям — по коню, а дочкам — по золотому венцу, что предвещает свадьбу.

Завершалось пение требованием одарить колядовщиков:

«Не тяните, подарите колядовщичков!»

Девичьи коляды

Величальную песню колядовщики могли спеть незамужней девушке — с разрешения ее родителей — для того, чтобы она поскорее удачно вышла замуж.

Девушку расхваливали:

«Она в горенку идет, словно павонька плывет…», «Она речи говорит, словно свечка горит…»

Коляды для парней

В святочных обходных песнях нередко величали неженатого парня, «припевая» ему хорошую невесту:

«А Ивану-молодцу красну девку в теремцу…»

Колядка-угроза

Если хозяева плохо одаривали исполнителей, звучали угрозы:

«Кто не даст пятачок — разобьем сундучок, кто не даст ватрушки — разобьем все кружки, кто не даст пирога — унесем корову за рога!»

Колядующие приходили не как скромные просители-нищие, а как коллектив людей, совершающих магический обряд. Если колядовщиков вовсе отказывались принять, они могли перейти от слов к делу: снять ворота с петель, разобрать поленницу, заткнуть печную трубу.

Вождение козы

Еще одной традицией, распространенной на юге России, было игровое «вождение козы». Козой обычно рядили молодого парня.

Сначала, под всеобщее пение, «коза» весело выплясывала, затем она «умирала»:

«Тут коза пала, сера пропала!»

Исполнители требовали у хозяев угощений:

«Дайте кусок сала, чтобы наша коза встала».

После получения даров коза «воскресала», колядовщики пели пожелания хорошего урожая для хозяев:

«Где коза ходит — там жито родит! Где коза ногой — там жито копой! Где коза хвостом — там жито кустом!»

Козе приписывали силу вызывать плодородие почвы в тех местах, по которым ее проводили.

Вопросы и ответы в песнях

Тексты песен со временем забывались, как и смысл обряда. Традиция колядования продолжалась, но постепенно начала приобретать лишь увеселительный характер. Содержание песен уже не связывалось с темой благопожелания, а сводилось к выпрашиванию угощений.

К таким принадлежат разного рода кумулятивные песни, состоящие из цепи вопросов и ответов:

«Зачем косу? 
— Траву косить. 
Зачем траву?
 — Быков кормить. 
А где быки? 
— В тростник ушли.
 А где тростник? 
— Девки выломали…»

Песни христославов

В отличие от колядовщиков, христославы не рядились, они обходили дома в утренние часы. Обычно их пускали в дом для прочтения молитв и исполнения песен, в которых они славили Христа. В некоторых песнях, исполняемых христославами, помимо церковной тематики, звучит просьба одарить певцов, а за это хозяевам обещался достаток в доме.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие