22-23 сентября — дни осеннего равноденствия. В эти дни по всему миру люди отмечают праздник урожая. В нашей традиции это праздник Таусень или Радогощь — окончание всех сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия, Закрытие Сварги (мира богов) и День старого солнца, Световита. Считалось, что в эти дни начинается Новый Год, Новолетье.

Четыре лика солнца

В славянской культуре солнце за год проживает целую жизнь — оно рождается в Зимнее Солнцестояние маленьким Колядой, в весеннее равноденствие становится прекрасным парнем Ярилой, набирает силу и становится мужем Купайло в Летнее Солнцестояние и превращается в старика Световита к осеннему равноденствию. Вместе с солнцем меняемся и мы — каждый год проживая целую жизнь. В течение года мы проходим с природой все циклы — от рождения до умирания. Главным, ключевым точкам года древние дали имена богов, наделив их определенными качествами. С тех пор мы не просто проходим год — через богов и их трансформации мы познаем самих себя. Всему свое время и свой час. Гармонично двигаясь по коло-году, мы синхронизируемся с его потоками.

Круг Солнца

Купайло, летнее солнце, состарился и трансформировался в Световита. Лучи его более не греют, он много повидал на белом свете, поэтому глаза его сияют холодным, запредельным светом и в них отражается весь мир с радостями и печалями. Ещё немного, и он навсегда уйдёт за тридевять земель в Сваргу, чтобы возродиться вновь в декабре веселым ребенком Колядой.

Многоликий Световит

Световит — один из мощнейших богов славянского пантеона, сила его так велика, что он проявляет себя людям только в это осеннее время, в лике солнца. Русский исследователь фольклора Александр Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «...основа же имени (свят — свет) указывает в Световите божество, тождественное Сварогу: думаю, это прозвания одного и того же высочайшего существа». Световита изображали с четырьмя бородатыми головами, обращенными в четыре разные стороны; в правой руке он держал рог, наполненный медом, в левой меч или лук.Четыре головы символизировали власть бога над четырьмя сторонами света, четырьмя ветрами и четырьмя сезонами времени, можно сказать, что Световит — космический бог пространства и времени.

Когда я писала образ бога, то решила четыре его ипостаси обозначить птицами. Его развивающиеся космы и борода — это ветра, которые носятся в осеннюю пору по всему свету, меч — молния, ведь он еще и Владыка небесных громов. В сказаниях говорится: перед тем как уйти в Сваргу, он выезжает по ночам сражаться с демонами тьмы, разит их молниями и проливает на землю холодный дождь, очищая ее от смрада и нечисти. Вместе с тем он признается и богом плодородия; его молили об урожае и изобилии, считали его подателем богатого урожая. Свентовит, Световит, Световик, Светич — бог света и жизни, верховный бог западно-славянского пантеона, бесстрашный могучий войн, сражающийся с тьмой и держащий на своих плечах баланс между светлым и темным миром. В осеннее время граница между мирами очень тонка, в мир людей проникают темные силы и только он со своей силой может сдержать их натиск.

Световит в европейских хрониках

Интересно, что он описан в европейских хрониках, например, в «Славянской хронике» Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов» как главный бог, «бог богов», «самый убедительный в ответах». Бог войны, победы и одновременно бог земли и плодородия. Световита, в отличие, например, от греческого Ареса или римского Марса, считали добрым богом. Сильным, могущественным и справедливым. Однако иногда Световит мог показать и свой крутой нрав.

Знаки времени Световита

Согласно славянским верованиям, после осеннего равноденствия начинает «закрываться» Сварга (мир богов), светлые боги уходят в нее из Яви до будущей весны. В эти дни перед наступлением темноты разжигают костер и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходили босыми ногами по раскаленным углям. Из соломы создавали птиц и сжигали их в огне, «провожая» их вместе со светлыми богами и душами предков в Ирий (славянский рай). Чествовали Солнце-Световита, бога перемен. В эти же дни отмечали праздничные осенины и проводили древний забавный обряд — похороны мух и тараканов, надоедливых обитателей лета.

Что же происходит на земле, когда уходят светлые боги?

Наступает время, когда одна надежда на род. Поэтому именно с этого времени начинают вспоминать и поминать своих предков. Еще впереди, в октябре Осенние Деды или Навья Седьмица — праздник поминовения предков и проводы душ предков в Ирий до будущей весны. Но уже сейчас славяне призывали радуниц, посредников между миром живых и мертвых, связанных с родом. Радуницам приносились жертвы в виде пиршеств.

Радогощь — День Рода

В день осеннего равноденствия празднуют Радогощь — день рода. Слово Радогощь можно понять как угощение рода или праздник рода. Закрывается Сварга, до поры до времени лишая покровительства светлых богов, уступая мир Навьим силам. И одна надежда — на силу рода! Итак, осеннее Солнце-Световит уже не греет, природа замирает и готовится к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. А нам остается печь вкусные пироги, угощать ими своих близких и друзей, вспоминать наших прекрасных бабушек и дедушек, благодарить своих родителей за их заботу и любовь!

Совет на это время

Отпустите старое, поблагодарите высшие силы за все, что было хорошего, попросите защиты от темных сил у ваших предков. Вдохните поглубже уходящий свет лета, удержите внутри. Мысленно подготовьтесь к приходу тёмных и холодных дней, сделав большой внутренний запас добра, тепла и счастья. Ну и конечно, и порадуйтесь свету, солнцу Световиту, который жаром своего сердца сохраняет баланс сил в мире.


Графика Екатерина Попова-Гамаюн

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие