Языческие корни Святок

В истории святочных дней смешались традиции язычества и христианства. Когда точно появились Святки на Руси, никто из учёных точно сказать не может: эта традиция уходит корнями в такую глубокую языческую древность, что во времена Рюрика их праздновали уже не одно столетие. Изначально крестьяне праздновали Святки в честь перехода к новому сельскохозяйственному году, когда песнопениями и праздничными ритуалами пытались задобрить богов и вымолить щедрый урожай.


Хозяйка одаривает колядующих печеньем и конфетами. / Эльфия Гарипова / АиФ

Со временем Святки стали наполняться новым, христианским смыслом и праздноваться в период между важнейшими для верующих датами — от Рождества Христова до Крещения.

Святки с их разгульным весельем не всегда гладко вписывались в требования церкви: было время, когда ношение масок, пляски и обряды в это время сурово порицались. Однако со временем Святки превратились в общенародный праздник, когда, невзирая на сословные границы, все вместе славили Иисуса Христа и радовались окончанию рождественского поста.

Подготовка к празднику начиналась в последний день строгого поста — в сочельник, 6 января. В этот день хозяйки начинали готовить святочную кутью — ячменную кашу с мёдом и изюмом, а также сушёные яблоки, варёные в меду. Для детей готовили овсяное печенье в форме коров, овец и человечков, которые символизировали пастухов и волхвов. За праздничный стол все садились только после появления на небе первой звезды. После ужина на столе оставляли остатки пищи, потому что, по поверьям, надо было накормить души умерших, чтобы задобрить их на хороший урожай. В каждой деревне в Рождество зажигали костёр, который, подобно Вифлеемской звезде, горел до самого Крещения.


Дети —главные участники праздника. Фото: АиФ/ Эльфия Гарипова

Рождественский вертеп

«Время святок было очень насыщено обрядами и ритуалами, в которых принимала участие вся община,— рассказывает Ольга Ляпаева, заместитель директора Нижегородского архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щелоковский хутор». »


Рождественский вертеп. Фото: АиФ/ Эльфия Гарипова

Бродячие кукольники ходили в Святки по дворам и показывали вертепные представления.

Во многих семьях кукольные спектакли устраивали сами. Взрослые и дети увлечённо мастерили вертеп, кукол и разыгрывали представления о рождении младенца Иисуса и борьбе со злым Иродом. Вертеп соорудить было несложно: он представлял собой деревянный ящик, в котором было два этажа — небесный и земной. Небесный ярус украшали фигурками ангелов и Вифлеемской звездой и ставили туда икону Божьей Матери. В нижнем ярусе проходил сам спектакль: сквозь прорези участники спектакля двигали кукол, изготовленных из картона, тряпок или деревянных чурок — кому как нравилось. После представления о жестоком царе Ироде, убивающем младенцев, и о спасении маленького Иисуса, участники спектакля зажигали свечи и пели рождественские песни.


Рождественские песни поют со свечами. Фото: АиФ/ Эльфия Гарипова

Святки — праздник молодёжный

«В народе Святки считались праздником для молодёжи,— рассказывает Ольга Ляпаева, — если взрослые крестьяне уже на третий день после Рождества возвращались к работе, то дети и молодые люди продолжали веселиться. Благо, что святочных обрядов и забав было великое количество. Пожалуй, самым излюбленным святочным ритуалом было колядование или колядки. Молодёжь наряжалась в маски медведей, коней с прорезями для глаз, надевали на себя вывернутые наизнанку овчинные тулупы или даже снопы, подвязанные верёвками, и шли по дворам, распевая песни о Коляде:

— Пришла Коляда накануне Рождества,
Мы искали Коляду по всем по дворам.
Мы нашли Коляду у хозяев во двору....»


Ряженые готовы к колядкам. Фото: АиФ/ Эльфия Гарипова

Ряженые воспевали убранство двора и щедрость хозяев, даже если это был самый бедный дом — чтобы в новом году ему прибыло богатства и удачи. Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто даёт им угощение, и бедствия — скупым. Иногда в песнях звучали даже шуточные угрозы: «Кто не даст пирога — сведём корову за рога, кто не даст ветчины — тем расколем чугуны...» Не одарить ряженых за колядки побаивались: негостеприимным хозяевам ряженые могли залить крыльцо водой, разобрать поленницу дров или связать все дверные ручки верёвками. Хозяева дарили колядующим вкусную выпечку, печенье, оладьи, орехи или мелкие деньги. Иногда за колядки ряженые получали городские конфеты, которые стоили недёшево.

Во время Святок девушки и парни катались на конях, играли в снежки. Молодые люди часто устраивали кулачные бои стенка на стенку. Во время этих святочных игрищ проходили своеобразные смотрины, когда молодые люди находили себе пару. После Крещения наступало время свадеб.


Кулачный бой. Фото: АиФ/ Эльфия Гарипова

«Раз в крещенский вечерок...»

«Самая любимая святочная забава — это, конечно, гадания,— говорит Ольга Ляпаева. — Гадали и мужчины, и женщины. Первые чаще всего на урожай. А вот незамужние девушки — на жениха. Гадание на зеркалах (помните картину Карла Брюллова "Гадающая Светлана"?) требовало крепких нервов. Поэтому далеко не каждая девушка рисковала ночью при горящей свече разглядывать в зеркале лицо будущего мужа, приговаривая: "Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный"»


Святочные гадания Фото: АиФ/ Эльфия Гарипова

А вот всем вместе гадать было и не страшно, и весело. Чаще всего девушки собирались в избе на подблюдные гадания. Зажигали свечи, в большое блюдо насыпали зерна. Затем у десяти незамужних девушек брали принадлежащие им мелкие предметы (кольца, серьги, монетки и прочее), зарывали их в зерно и покрывали его чистым полотенцем. Потом девушки запевали песни. Под каждый куплет доставали одну вещь наугад, и её владелица получала предсказание.


Фото: АиФ/ Эльфия Гарипова

Ещё гадальщицы лили в блюдо с водой расплавленный воск, который, застывая, принимал самые разнообразные формы. Девушки по контуру получившихся фигурок пытались угадать будущее. Например, подкова — к счастью, сердечко — к любви и свадьбе, кружочки, похожие на монеты, — к богатству, овощи и фрукты — к здоровью.

«Чтобы узнать, кто раньше подружек выйдет замуж, — рассказывает Ольга Ляпаева, — вносили в избу петуха. Девушки вставали в круг и насыпали перед собой горстку зерна. Чью горсточку петух клюнет, той и замуж идти в этом году. А чтобы узнать, каким будет жених, гадали так: клали перед птицей зеркало, зерно, уголь, монетку и другие предметы. Если петух выберет зерно, значит, жених трудолюбивый, с полными закромами, если зеркало, то красивый, уголь — бедный, монетку — богатый. Ещё девушке завязывали глаза платком, и она должна была пролезть под коромыслом, которое держали подруги. Получится — быть ей сосватанной»


Пролезешь под коромыслом — быть сосватанной. Фото: АиФ/ Эльфия Гарипова

До сих пор популярны уличные святочные гадания. Считается, если в полночь бросить валенок или сапог, он укажет, в какой стороне живёт суженый. Гадали девушки и на имя: девушка останавливала первого встречного и спрашивала, как его зовут.


Еще одно гадание — с валенком. Фото: АиФ/ Эльфия Гарипова

«В наше время гадать по валенку о том, в какой стороне живёт будущий муж, сложновато ввиду плотной застройки, — улыбается Ольга Ляпаева. — А вот насчёт имени существует множество городских легенд, как та или иная девушка во время Святок, узнав имя будущего суженого, выходили замуж именно за своих Сергеев, Иванов и Владимиров. Конечно, никакой специальной статистики на этот счёт не ведётся. Поэтому каждая незамужняя девушка может сама в этом убедиться: стоит только погадать во время святочной ночи»

[видео]

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие