Известно, что в некоторых местах Европы еще до христианизации существовал обычай красить и сдавать яйца в начале весны. Существовала ли когда-либо подобная практика у болгар, трудно ответить однозначно, но огромную роль яиц в нашем языческом мышлении отрицать нельзя . Яйца использовались для чар и встречных уроков, для исцеления, для гадания, для создания и снятия заклинаний и т. д. С другой стороны, не может быть сомнения, что существовал языческий праздник, который после обращения слился с Пасхой . Об этом свидетельствуют языческие действия, происходившие перед Пасхой и во время нее.

За несколько дней до праздника готовили букеты герани, до восхода солнца клали красные яйца, которые нужно было осветить солнечным светом, а затем натирать им лица детей, чтобы они стали бело-красными, яйца закапывали в землю, где уровни, т.е. принято приносить жертву плодородия. Помимо узорчатых яиц готовили и крашеные, причем последние считались гораздо более ценными .

В написание яиц вкладывали тайные мысли и чувства , так как они интерпретировались как необыкновенный подарок, который девушки или невесты преподносили своим близким. На Пасху готовили ритуальные хлеба и эти хлеба по своей форме и узорам удивительно напоминают рождественские хлебы, за исключением того, что в них кладут яйца .

На саму Пасху у молодоженов существовала традиция навещать своих шаферов – родителей невесты и обмениваться подарками. Девушки, ранее исполнявшие лазары и кумицилы, впервые одевались и танцевали девами, что ясно показывает связь этого праздника с предыдущими языческими праздниками, завуалированными Лазаровым днем ​​и Цветницей .

По общему мнению, третий пир, по-видимому, был заключительным в цикле и ознаменовал заключительную фазу перехода к девству. После того, как девушки собрались, они сначала шли в дом, выбранный фрейлиной, и обедали там, а затем принимали участие в обряде люленки . Для этого они пошли к месту, где стояло высокое и ветвистое дерево, к которому были привязаны качели, и к ним присоединились мальчики. Обычай совершался в честь Самодивов, драконов и змей .

Праздник завершился хороводом, в котором приняли участие все желающие. В песнях, которые пелись во время пасхального танца, новозаветные мотивы встречаются очень редко, зато пели о любви между девушками и драконами и между мальчиками и нимфами, о похищении девушек нимфами и т. д. Все это показывает, что древний языческий праздник был частью цикла поклонения оживающей природе.

Источники

Кирил Ненов (Древнеевропейская языческая философия)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие