Символика некоторых обычаев, связанных исключительно с Пасхой, относится к старославянским обрядам. Это касается, например, смиглуса-дингуса или яиц, которые изначально церковь в Польше запрещала есть во время Пасхи,

- говорит этнолог доктор Гжегож Одой из Силезского Университета.

Эксперт объяснил, что пасхальный период — это в старославянской культуре время празднования праздников в честь мертвых; это были так называемые весенние деды.

"Отсюда и многие известные сегодня символы, о которых мы даже не подозреваем, связаны с культом мертвых. Примером может служить Ивовая ветка-сегодня она является неотъемлемым элементом пальмы, но когда – то Ива называлась деревом мертвых; так что эта пасхальная пальма является амбивалентным символом-жизнь, с одной стороны, смерть, с другой; триумф, но до этого страсть. И в этом тоже смысл этих праздников в религиозном, христианском измерении",

– говорил Одой.

Отголоском архаичного обычая магического характера является также взаимное обливание водой, или смигус-Дингус.

"Обливание водой, с одной стороны, имело очищающую силу, а с другой-оплодотворяющую силу. Известно, что именно мужчины поливали девушек, потому что это отождествлялось с объединением сил, присущих природе, которая сейчас, весной, должна начать свое динамичное развитие",

— сказал этнолог.

Со временем, добавил он, обычай приобрел и социальное измерение, в котором он известен до сих пор. Он отметил, что мальчики обливали тех девушек, которые им нравились, это был жест, выражающий сочувствие.

"Иногда это было также начало + ходить друг с другом+, как будто мы говорим это сегодня",

- говорил он.

Одой напомнил, что этот обычай сохранился, но сегодня обливание символично, а когда-то девушка умела даже заливать кебрами холодную воду.

Древние корни также имеют символику яйца. Как напомнил этнолог, после введения христианства в Польше церковь в течение двух столетий запрещала употребление яиц в пасхальный период, поскольку это была ранее важная опора для практик магического характера, связанная с солнечным культом.

"Через некоторое время церковь разрешила культивировать этот обычай, но при условии, что яйца будут святыми",

- говорил он.

Первоначально яйца красили в красный цвет, потому что красный-символ крови,"сущности жизни, триумфа". Таким образом, это был символ возрождающейся природы, возрождающейся жизни, а затем и символ воскресшего Христа.

Со временем на яйцах стали появляться рисунки.

"Сегодня мы просто восхищаемся их внешним видом с эстетической точки зрения; они нам нравятся, они красивые, они создают атмосферу. Напротив, когда — то эти знаки имели магический смысл, поэтому появлялись гравюры, рисунки, формы, связанные с солнечным культом", – рассказывал одой. Сегодня,

– добавил он,

- символика яйца уже универсальна.

Из региональных пасхальных обычаев Верхней Силезии исследователь традиции назвал "хазока", то есть зайца, который приносит маленькие подарки в Пасхальное воскресенье (хотя это обычай не только этого региона). Одой напомнил, что его происхождение связано с влиянием германской культуры.

"Заяц был в ней неотъемлемой частью представлений, связанных с растительностью сил природы; он был символом плодородия, плодородия, плодородия и т. Здесь особенно важна древнегерманская богиня Остара, красивая женщина, которая в многочисленных иконографических представлениях была изображена в окружении Петухов, птиц, а также маленьких зайчиков",

– пояснил Одой.

"Сегодня мы рассматриваем зайца только как один из символов осквернения Пасхи, а его символика – как и яйца – уже универсальна",

– добавил этнолог.

По мнению исследователя, мы больше не задумываемся о смысле этих традиций или значении символов.

"Каждая традиция в значительной степени иррациональна, т. е. мы практикуем определенные действия, обряды, ритуалы, называя их традиционными, но не задумываемся об их происхождении. Так почему мы так поступаем? Потому что так надо, так выпадает-это праздники, это делали мои отцы, бабушки и дедушки",

– сказал Одой.

Реализация этих практик, по мнению исследователя, также позволяет создать вокруг себя определенную атмосферу безопасности, принадлежности к какой-то группе.

В то же время этнолог подчеркнул, что традиция изменчива и подвержена влиянию других культур.

"Молодое поколение как через сито интерпретирует определенные обычаи; некоторые отвергают более или менее сознательно, некоторые сами забываются, а некоторые оживляются, даже тенденции",

– отметил он.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие