Дед — один из ключевых терминов традиционной культуры белорусов, обозначение им ряда предметов и сущностей акцентирует важные стороны их семантики. Лексема дед, обычно встречающаяся в качестве названия зажинкового снопа, изредка дожинкового, специальной укладки снопов, обозначает последние несжатые колосья — " дед "(”деду на бороду“,” Дедова борода“,” Борода“)... Зажинковый сноп репрезентовал собой опекуна зерна, хозяина (”хозяин “ — вариантное название первого снопа), деда-предка, покровителя домашних дел:”зажиночный старичок старожит дома, его торкали за икону".


Радуница, Д. Разделовичи Ганцевичского р-на, экспедиция 1989.

Смысловое значение оплота, поддержки, грунта, основы заложено в наименовании дедом опорного столба в хозяйственных зданиях; пристасовой, в которую вставляли лучину для освещения дома; Дз. называли связанные снопы соломы, которыми укрепляли край соломенной крыши. Характерное наименование " дед " получил печной столб-центральный столб жилища, с которым самым тесным образом связывались представления об опекуне-предке. Благоприятствование живым, предохранение их от нечистой силы доминируют в мотивации обозначений через лексему” дед " (репейник) чертополоха, соцветий лопуха, что активно использовались в качестве оберегов. Примечательно, что белорусскому языку было присуще образование от основы " дед " таких понятий, как детинец — двор перед порогом, где, возможно, в старину хоронили умерших; Дедина, дедизна — Отечество (сравн. Отечество), наследие и даже Небесное Царство, рай, вечная жизнь, что никак не противоречит мифологическому субстрату этого термина [3, с. 145].

Ради прямого названия предков применяют прежде всего множественное число-деды, так же называется и обряд поминовения усопших, и сам этот день, а также приуроченные к ритуальному ужину блюда:”вот не наварить дедов, аны и снятся".

В некоторых местах Дедом назывались тучи — ”уже вылезают деды, будет дождь". Дз. — регулярное значение главных персонажей игрово-обрядовых деяний вроде "женитьбы Терешки", масленкового захоронения Дз.и женщины и другие., нищего, нечистика. У белорусов дедка-хранитель сокровищ; дедя горит-клад светится. Дедом называют и деревенского знахаря, и того, кто колол на деревне поросят. Главным признаком всех этих образов выступает соотношение с миром умерших и связанные с этим мифологические оттенки [3, С. 145-146].

Деды, соч. 1. умершие предки. 2. календарно закреплены поминальные дни, посвященные чествованию предков (”дедов") в целом (в отличии от календарных индивидуальных поминок, отсчитываемых от дня смерти-трети, девятины, сороковины, полгода, год и т. п.). 3. ритуальные блюда, приуроченные к празднику.

Деды празднуют по всей территории Беларуси. Локальные традиции в праздновании Дз. отличаются тем, в какие дни недели справляют каждые Дз., сколько раз в год и когда именно справляют Дз., как называются каждые; какие из Дз. считаются главными, входит ли Радуница в число Дз., или ходят на кладбище на Дз.; как справляют Дз. дома-или готовят поминальный ужин или обедают, из какого количества и каких именно блюд состоит, или готовят специальное поминальное блюдо (сыту, канун, коливо, Сочельник), или оставляют ужин усопшим, что делают с остатками поминального ужина; или приглашают Дз. на ужин, или провожают Дз., или наблюдают за их приходом и Трапезой; каких запретов придерживаются в эти дни.

Дз. чаще всего отмечают (отправляют, делают, справляют, строят, ставят):

  • В конце поминальной (дедовской) недели мясоеда перед Великим постом, т. е. в пятницу-субботу перед сыропустным (масленым) воскресеньем.
  • После Пасхи перед Радуницей (проводами) чаще всего в понедельник на Фоминой неделе (либо накануне, в воскресенье или субботу в зависимости от дня, когда отмечают Радуницу или Проводы): радостные Дз., Радонецкие,
  • Радонишские, Рядовничие, Рядовница, Пасхальные Дз. и др.
  • В субботу, пятницу-субботу или четверг-пятницу-субботу перед Троицей, Троицей: духовая суббота, Семичные Деян., Седьмые Дз., Средний Д., Тройчатый Дз., Троицкие, духовские ,Ставровские (на Полесье) и др.
  • В пятницу-субботу перед Дмитриевым днем (26.х/8.Хи): Богородичные, Димитровы, Дмитриевы, Змитровские, Змитровы, казанские.
  • В пятницу-субботу перед праздником Кузьмы и Демьяна (1/14.Хи): Кузьмины, Кузьмы-Демьяновы, Кузьминые.
  • В пятницу-субботу перед Михайловым днем (8/21. Хи): Михайловские, Михайловой недили Дз., Осенины, Михальские Дз.;
  • Филиппинские, Филипповские, Роздвянные Дз., перед началом поста (15/28. Хи)

Осенние Дз. (Михайловские, Филипповские, Змитровские, большие, Осенины, жирный ужин, поминки) отмечаются в ноябре, в разных регионах в разные дни, иногда в соседних деревнях по-разному. В отличии от Радоницы или духовских Дз., если умерших обычно поминают на кладбище, на Деды поминки справляют в доме. Верят, что в эти дни души умерших возвращаются из теплых краев домой, к потомкам на поминальный ужин. Ставровские Дз. (29 сентября) – локальный обряд (Бегомльщина), остатки поминовения мифических псов Ставры и Гавры (см. ниже). миф о происхождении белорусов).

Кроме того в отдельных местах отмечают Дз. перед Николаем весенним и зимним (Никольские Дз.), на Поклонной неделе, в Страстную пятницу, Страстную субботу, в субботу перед Рождеством или новым годом, единично вспоминаются Дз. на Сретение и в Спасовку; на Черниговщине кроме трех осенских Дз. могут отмечать дополнительные Дз., если после Михайлова дня перед началом поста выпадает дополнительная суббота, они имеют название Пянчучка (либо Пянчук). По словам некоторых, это поминки по холостым. Наконец, бывают случаи, когда на селе отмечают свои отдельные Дз. например, В. Золотуха Калинковичского р-на-Сиваковского Дз. (название дано по фамилии, распространенной среди жителей деревни, справляются всеми, кто носит эту фамилию, — что-то вроде родовых поминок): “Осенью Сиваковские деды: кого Сиваковы хвомилия, те почитают”. Там же известны Сретенские Дз. — 13 февраля. [4, С. 78-79] интересная локальная традиция осенних поминовений сложилась в Поставском р-не, где Осенины получали наименование согласно названиям деревень – “были Гуторовские, Евские, Рабецкие и Пушкаревские Осенины. Это как умрет человек в этом году по нему в октябре справляют Осенины”. Раньше в этот день дерном преподавали по периметру могилу, преподавали с дерна крест. На могиле жгли свечу и устраивали небольшое угощение. Произносились соответствующие молитвы. Когда к могиле подходил проезжающий, его обязательно угощали. Стол родственники накрывали уже дома, где поминали умершего. [1, С. 342-343]

Из перечисленных выше шести дат, на которые чаще всего приходятся Дз., в каждой отдельной локальной традиции (в одной или нескольких соседних деревнях) Дз. могут отмечаться три-четыре раза в год. "Мы правим деды четыры раз в год: в мясоед, перед постом – поминальная неделя, на Великдень, перед Петровицою, перед Филипповкою» (д. Коротичи Столинского р-на Брестской обл.). "Деды-трое на год, все в пятницу-субботу: перед Троицею самые важные, осенние-перед самыми запусками, в мясоед-тоже перед запусками"” [4, с. 79]

Если Д. закреплены за календарными праздниками, то справлялись в основном канун праздника и только в отдельных случаях в среду (вне пасхальной недели). На Витебщине принято чтить память предков чуть ли не в каждый весомый праздник. "Деды-Коляды, Троица, Змитры, как празник, так и деды, мама в старину как соберутся на праздник, говорила: "отправьте вперед деды", свечку курила, поминали” (Евдокия Ладик, 1903 г. р., В. Земцы, Лепельский р-н) [1, с. 330].

Самыми известными на Полесье считаются Дз. перед Масленицей, Троицей и осенние, чаще всего Михайловские. Заслуживает внимания название осенних Дз. первыми (первые Дз.), что отсылает к старому календарю с началом года в сентябре [4, с. 80].

Радуница, вторник на Фоминой неделе, обычно выделяется отдельно и не входит в число Дз., противопоставляясь Дз. по трем признакам: на р. готовят скоромную еду, а на Дз. (в пятницу) — постную, на р. ходят на кладбище, а Дз. в доме, Р. обычно отмечается во вторник (иногда в понедельник или воскресенье), а Дз. — пятница-суббота. Но иногда Р. причисляют к Дз., возможно имея в виду канун Р.: "Радуница УВО уторок, а понеделок деды у нас". "Перед Радуницей бывают радуничные копья"” В редких случаях точно указывают на р. как на одни из Дз., что подтверждается и характером обряда “и терминологией: "Радуница-та после Пасхи, на следущей недели во вторник-это четвертые копья."(Дубровница Хойникского р-ну Гомельской обл.) [4, с. 81]

Обычно все Дз. понимаются как общие годовые поминки, посвященные всем умершим предкам. Но в отдельных случаях те или иные Дз. могут пониматься как специально посвященные определенным категориям умерших: только женщинам, только мужчинам (оппозиция деды-бабы); детям, холостым (четверг в трехдневных поминках), заложным усопшим – висельникам, утопающим: “перед Троицею в субботу вешальникив и топленикив поминали, на могылкы не ходылы; пьют горилку, йидят и Йим залышают”[4, с. 80]. В приграничных с Россией деревнях Ветковского р-на Дз. отправляли раз в год, причем этот день назывался “родители”.

БАБЫ, баба, как парный к "деду “термин в локальных вариантах: 1) обозначает название поминального дня (следующего за дедами) и самих предков:” на завтрак, говорят, что это уже не деды придут, а бабы“; 2) называет парных персонажей ритуально-игровых деяний (например, Деда I Б. в” Женитьбе Терешки"); 3) обозначает антропоморфное изображение дожиночного снопа. Есть мнения, что Б.-Это в диахронии не мать отцов, а именно пожилая, искушенная женщина, обладающая необходимой сакральной информацией (сравн. современное: "бабка" -знахарка, шептуха, бабка-повитуха).

Вероятно, проекция к обозначению предков обусловила задействование термина Б. В демонологической номенклатуре (Баба Яга Сама понимается как первопродак): железная баба; бурая баба, "Б. слепо и сопливо сидящая под мостом" и др. Принесенный из леса кусочек хлеба в Ивацевичском р-не отдавали детям со словами:”Баба Лесная дала вам хлеба". Возможно, определенные мифологические параллели имеет выбор термина Б., "бабка" для наименования углового зуба, колодца, трясины и части припека, куда выгребается пепел. Как " Бабская пасха” (Кобринский р-н) или “бабский Велигдень” (Брестский р-н) обозначается четверг на пасхальной неделе, во время которой обливались водой. Б.-персонаж ритуального переодевания во время календарных праздников, чучело (см. чучело). масленковое захоронение деда и бабы). Образ Б., Как и Дз. часто фигурируют в сказаниях о холмах (см. выше). Гора Бабина), курганы, мосты, болота, культовые камни. Термином Б. часто называют каменные стоды и каменные кресты. [3, С. 33]

Поминальный ужин

Похоронно-поминальная обрядность в целом – пожалуй одна из самых консервативных. Причем касается это и отдельных элементов проведения обряда. Отступление же от правил, в поверьях, вызвало недовольство покойников, которое не преминали почувствовать их родственники. Правила поведения во время дедовского ужина строго регламентированы. Так нарушение правила, согласно которому свечкой обносил стол самый старый из членов семьи, стало причиной ночного нарушения спокойствия, стучания в дверь, что должно было быть соответствующим образом исправлено, были вынуждены повторить обход, но уже согласно правилам.

Повсеместно в той или иной форме существует поверье, что умершие (деды, духи, душки, святые души, души, мерлые, мертвецы, покойники, родители, отцы, святые и т. п.) приходят на Дз. домой и едят приготовленную для них пищу. В Западной Беларуси не справляли Дз. в новом доме, пока в ней кто-нибудь не умрет. В этот день родственники уезжали обычно в родительский или дедовский дом.

Дз. создавались необходимые условия для беспрепятственного комфортного посещения дома: оставляли открытыми двери, форточки, дымоходы (в печи не жгли), не выключали света. Обычно на Дз. оставляли открытыми ворота кладбища.

В районах распространения бани обязательно прожигали ее до праздника Дз., готовили все необходимое для Дз. (наносили воды, готовили чистое белье, полотенца, новый веник и т. п.): "Сначала помыться, а тогда стол. Наливаешь воды чистенькой в таз, и веник положишь чистенький, не тот, что сами мылись, а свеженький. Пусть приходят мыться " (В. стайки, Борисовский р-н). Дедов приглашали помыться специальными приговорами. Нарушение этого обычая, в верованиях, вызвало недовольство предков, которое те выражали затем, приходя во снах.

Отношение к Дз. как к опасным, злым праздникам объясняется строгостью запретов и правил. Дз. нельзя обижать ни громким словом, ни лишним делом: на Дз. запрещались Сексуальные сношения; запрещались полевые работы, среди католического населения Понеманья Дз. считались последней датой окончания земледельческих работ. С хозяйственной работы особый запрет был на прядение, снование Кроссен, " потому что уснуешь дорогу им, Дз.", "Дз. запутаются в кроснах", на побелку печи, ведь "дедом замажут очи" и др. "Деды набрались беды. Бабушка сновала на дедушку. И в ту бабу мужика вбило в тот же день"” "У деды с мужиком спать нельзя-грех большой на душу братью. И ничего делать ни надо: ни ткать, ни грубу топить, ничего нельзя."(В. Новинки Калинковичского р-на Гомельской обл.)

В доме для Д. вешали чистое полотенце у двери и в доме либо несколько полотенец (каждому из приглашенных покойников), открывали дымоход, "ибо мертвые будут идти".

Перед тем как сесть ужинать, хозяин трижды обходил со свечой стол, открывали окна и двери и звали предков: "святые деды, ходите сочельник есть”, в отдельных регионах звали Дз. по именам. Обычай приглашать Дз. на ужин отмечены в ряде деревень разных регионов Беларуси. Зафиксированы специальные формулы приглашения. "Берут на тарелочку две румки с водкой, хлеба, мяса крошечку, вуходишь во двор (старцы) и кричат: Папа или мама, ходи на вечеру; сестричка Мария, ходите к нам на вечеру”. "На копья мы зовем родных. Я иду к Богу и говорю: "Мы идем к тебе на ночь!"И так три раза говорит нада. На крыльцо выходят в пятницу, когда сонце зайдет. (Д. Дубровица Хойникского р-на Гомельской обл.). «Вы знаете, как ходилось, ждали тех дедей, ну бабушка говорила так:» помолюсь за все умершие Душечки, за старенький, за маленький, за знающий и не знающий, приходите все на вечеру «... еще молытва так была, что " Помолюса за все умершие душки, за старенький, за маленький, за знающий и за незнающий, там перечитываешь, – за Анны Душечку, за Петрова, за Иванкова, за Нестера, зы йовдена, до покою свитлого, до покою вичного, до Царства Небесного, до стола хрувимского, до Господа Милостивого. За Господом Богом стоят, в руках свичи держалы. Святой, Господи, Отче наш ... и начинаешь (читать) "Отче наш" ... (В. Мотоль, Ивановский р-н). На Пинщине хозяин обходил вокруг дома с зажженной свечой; после его возвращения вся семья молча ждала, когда подкрепятся души, и только тогда все садились ужинать. За столом сохраняли торжественность и тишину. Разговаривать начинали только после первого килишка. Всего разрешалось выпить три рюмочки.

Начало поминального ужина четко маркировалось ““из печи берут жарек, и в этот жаре ложат кусочек свечи, молятся”Отче наш". А потом, обнося блюда на столе жарком со свечкой, такую молитву читают: “Помяни, Господи, деды, прадеды, бабы, прабабы, читоные и не читоные, писаные и не писаные. Помяни их, Господа! Помяни их, Господа, Помяни их, Господа". Это уголейко ставят под стол и первую едят кону по три кроватки " (Нина Казун, 1946 г. р., д. Дребск, Лунинецкий р-н) [1, C. 332].

По миганию свечи пытались определить, сколько душ наведалось в дом. На стол ставили так называемые дедовскую рюмку и дедовскую ложку и миску, куда старший в доме или каждый из присутствующих отливал напитки и откладывал еду по ложке с каждого блюда, перед тем, как начать есть. Во время ужина не закрывали дымоход, не запирали дверь, не пользовались ножом, не держали долго в руках ложку, говорили только о предках, вспоминали их поступки, советы. На Дисенщине выписывали из семейной хроники умерших и вписывали новорожденных. Иногда после ужина Д. веселили музыкой, пением и плясками. У Тышкевича вспоминается, что во время торжественного ужина в честь Дз. пел гусляр, прославляя "храбрость в сражениях и тихие домашние человеческие достоинства отцов Люда, своей большой семьи, собственных родственников"” [5, C. 378]

В некоторых местах на ужин приглашали гостей (обычно родственников, но в этот день принимали соседей, односельчан, незнакомых людей и нищих, каждый гость в этот день считался олицетворением Дз.). Традиционно считалось, что лучшая помощь умершим-милостыня бедным, нищим. В этот день устраивали обеды для немощных, больных, старцев. В Слуцком районе на Дз. деревню обходил пастух, подходил вечером к окну и звукам:” Пастуху блинчика", ему выносили блин, и к блину. В некоторых деревнях в этот день происходил расчет с пастухами.

Поминовение на Хэллоуин

Среди католиков поминальные обряды приурочены к Удушновому Дню (воспоминание всех усопших верующих) — 2 ноября. Все святые. Абавзковым компонентом ритуала поминовения в кталицких семьях выступает посещение кладбищ, жжение там свечей. В Ляховичском р-не перед осанкой на кладбище на стол дома булку хлеба кладут и объясняют тем, что “все святые будут из храма и зайдут кажды по своим домам”."Все святые. Наутро задушный день, это за всех молятся, ставятьсвечки на могилке. Пищу не оставляют на могилках. Вечером родню собирают и ужинают. В старину возле кладбища огонь клали на все святые, за то, что молятся уже темно и поздно " (В. Германовичи, Шарковщинский р-н). "Все святые первого ноября. Мама пекла такие булочки кругленькие. Пекла их столько, сколько умерших душ, а тогда эти булочки раздавала бедным, сидевшим возле костела. Резали барана пред все святые и по куску мяса к этой булочке и давали нищим людям. А кто деньги давал им, это как шли в костел. Много бедных таких было " (Аделя Пацелько, 1927 г. р., д. Кощицы, Щучинский р-н). Обязательным элементом поминального обряда было примирение всех членов семьи: "пред ужином на все святые прожегнаемся, семья вся поцелуется: мать отцу поцелует, мы поцелуемся между собою и отцами-и садимся за стол" (В. Кощицы, Щучинский р-н) [1, С. 340].

На Полесье соблюдая обычай кормления душ, хозяйка, когда начинала печь оладьи, первый блин еще горячим рвала на куски и раскладывала на все окна “дедам уже, деды придут”. Предков надо было хорошо угостить, иначе они нашлют неурожай и различные несчастья. Конечно много рассказов о том, как умершие мстили своим родным, корили им, когда те не справляли Дз. не оставляли ужина (будят, стучат в окна, страха, снятся, бьют, дергают в стороны, просят кушать, причиняют вред). Поминальную еду иногда на ночь ставят за окно: "Катора не поставит обед на окна, то мертвецы ходят и говорют на деды"” Иногда миску и ложку для покойника ставят на печь или к печи. Свеча, с которой обходили стол или дом и приглашали Дз. на ужин, затем ставилась на стол в лубке или миску с зерном и горела до конца ужина. После окончания ужина свечу тушили хлебной коркой или блином. Существовала примета: если дым пойдет вверх-хорошо, а если наклонено, особенно в сторону двери, то в семье кто-то умрет.

Твердо держится убеждение, что границы между тем и этим миром могут условно открываться только в определенные дни, и поэтому души предков надлежит не только приглашать, но и выпроваживать. После ужина могли выпроваживать Дз. словами: "святые деды, вы сюда прилетели, пили, ели, летите же теперь к себе!"При этом хозяин поливал водой весь пол от стола к двери или три раза брызг водой вокруг стола и проводил Дз. за дверь хлебом-солью, говоря: "Святые копья-родители. Идите на свои места, Покойтесь и нам прияйте"” В Лельчицком р-не хозяин брал горшок с остатками кутьи и, идя задом к двери, произносил: "деды, деды! Поели кутьи, — идите домой!", после чего он открывал дверь, бросал горшок во двор и быстро закрывал дверь. [4, с. 85]

Во многих местах на столе оставляли остатки блюд, так как считалось, что души предков будут угощаться еще до утра. Ложки Для Дз. макали в сыту, переворачивали, ставили или клали вокруг миски, " чтобы Дз. кормились". Встречается и правило оставлять на столе все ложки из дома. А острые предметы с дедовского стола выключались — ни вилки, ни ножа. Иногда стол с остатками ужина на ночь накрывали чистой скатертью, " для Дз.”. Традиционно запрещается поднимать упавшее на пол.

Существуют различные обычаи по отношению к остаткам поминального стола (ужину и обеду): их могут съедать сами либо только причащаться – “чтобы зубы не болели”, “чтобы грома не бояться”, “чтобы жгучки не было”, отдавать скоту (только не свиньи), сжигать в печи, относить на воду, на могилу, бросать на крышу птицам, носить “в сад под зеленое деревце, под яблоньку, под грушку, штобы воробушки съели (птицы в народной традиции – символ предков)” (В. золотуха Калинковичского р-ну Гомельской обл.). Иногда считается “что на воду остатки пищи носятся для утопающих, "у кого Радина топится". Интересный обычай выливать остатки поминальной пищи на дрова: "на деды как поминают, из поминального блюда в блюдечко немного сливали. А с того блюдечка на другой день выливают на дрова, шоб сгорало, а дым к Богу шоу " (В. Замошье Лельчицкого Гомельской вбол.) [4, с. 84]. Крошки со стола сушили и хранили их в лекарственных целях – от “стариков” – переполоха смерти: “... старики же бывают, болезнь такая, ходят и пугают мертвецы. Как та Анна рассказывала, Саша Воробьев умер, она пошла в дом, посидела там. Пришла домой, говорит:”Господи мои, так уж в доме стучат, так стучат, что дальше – то больше". Я говорю:”Знаешь что, возьми да полечись". Меня учили, и я тебя научу: "возьми хлеба, стань, чтобы видеть кладбище, и полечись, скажи:" старые, малые, свои, чужие, хлеб-соль возьмитя, а покой мне пришлитя”. Тишина в доме. Хлеб нужно положить на дерево. Хлеб лучше эты засушенный из Дедов. Если старики-то хлеба этого не будя, а если не старики – хлеб будя лежат. Она говорит, где что и делось. Старики бывают, как умер, она пошла посидела и что-то ей заврадило " (Татьяна Корик, 1929 г. р., д. Головные Ляды, Березинский р-н).

По поверьям, если не спать ночь после дедушкиного ужина, то можно увидеть Дз. Существуют разнообразные способы увидеть, услышать Дз. либо получить знак об их приходе (во сне или наяву). Тот, кто рискнул это сделать, должен весь день поститься и молчать, а вечером во время ужина залезть на печь; при этом на шею нужно почепить проданную суровую нить или пояс, сотканный из мху, или смотреть через хомут, накинув на него полотно. "С той шерсти, что под краснею, на ту нить втукать. К на деды, как дедуют, к почепи на шею к сядь на шейке [печи] к деды будут иили к будешь видеть. Только ни с кем ни говори"” "Одни говорили: кровати [на Деян.] нарочно в куче положили” а оно поросло по столу " (В. Грабовка Гомельского р-на). Иногда считается, что умершие являются лишь тем, кто не приготовил им поминального ужина на Дз., что их могут видеть только дети или те, кому суждено умереть в скором времени, наконец, тот, кто постится: “как будешь постничать, то увидишь мертвых, как идут на деды на глазеру”. Также рассказывали, как видели ночью целое шествие покойников, направлявшихся на Дз. с кладбища к своему селу с зажженными свечами (свечи обязательно зажигают и за поминальным столом) [4, C. 85].

В некоторых районах Беларуси на Дз. (либо за неделю) посещали могильники — делали примеры (приклады ,прикладни, нарубы, гробы, дубовые колоды, доски, нарубы, Теремки, каменные плиты), облагали могилы дерном, камнями, ставили кресты. В день приложинов на могилу кладут блины, орехи, ставят водку. По поверьям, приклады делаются для того, чтобы покойники, ходя по миру, могли присесть и отдохнуть. На Радуницу у примеров ставили высокие деревянные кресты. В Лунинецком р-не примером называлась надгробная колода, которая включалась и в медицинскую магию “ " колоды ложили. Пример. Его возили перед дедами. До подымут того приклада до три раза кругом его того баночка (с водой) переймут. От страха". В д. Богдановка Лунинецкого р-на примеры служили якобы для того, чтобы покойник не ходил. [3, С. 376]. В Пуховичском р-не приклады справляли через год после смерти-клали на могилу доску, "иногда с выемкой, чтобы она охватывала могилу, как седло"” “Прикладной " в Докшицком р — не называется прежде всего обряд упорядочивания могилы. Дерном облагали или всю могилу, или только по периметру. На могилах оставляли еду, либо обедали вместе с Дз. — застилали могилу скатертью, накрывали стол. На кладбище брали ту свечу, которая осталась в доме после похорон. Часто в честь каждого умершего зажигали отдельный костер. Из дома из печи приносили горячие угли, которые насыпали на могилы, так сказать, “грели кости”, горшки разбивали наголову [3, с. 150]. Костер оставляли гореть на всю ночь. В д. бояре (близ Бегомля) п. происходили в среду или четверг: “но большинство огни кладут. Греют, чтобы тепло в ноги было. Идут в среду мужики, нескалька человек, огни зажгут, вечером. И водку несут. Али не несут мясо, грибы, постная несут. Это в среду. А в четверг несут водку, мясо. В среду пироги пекут, в мак макают в среду. А в четверг-в молоко и в сметану. Дерут дерн. Чтобы в дубленку его надеть. Раскатывают дерн на всю могилу. В ногах ставят меньшую плиточку, а в головах большую"” В соседних деревнях прикладывали в пятницу, а в субботу ходили на кладбище с водкой и закуской, поминали умершего. На кладбище брали ту свечу, которая осталась в доме еще после похорон. Костер оставляли гореть на всю ночь. [3, С. 376]. В Глубокском р-не обложение дерном могилы не закрепляется за конкретным днем, но та суббота называется прикладной.

На Мотольщине сохранилась локальная традиция приложинов во время празднования Михайловских дедов: «это у нас прид Михайлом всегда суббота. В эту субботу справляют Михайловские копья. Это когда-то еще и предки наши справлялы и бабушки, прабабушки, еще про-про-прабабушки, на эти копья всегда светил камень, кто умрет до этих копий, то прилагалы камня, светят в церкви и прилагалы камня». Если по усопшему не прошло сорока дней, то примера ВС делают, камень освящают в церкви и временно кладут возле могилы близкого родственника, и только на сороковины перекладывают к кресту того усопшего, которому камень предназначен. Местные верят, что душа на Деды прилетает посидеть и отдохнуть на том камне « " на Деды вона прилетает на тэй камушок садится. Или на деды, или так, как службу правят, то она прилетает, душа, и садится на тот камушек. "Если ты идешь, ты идешь, то душа на том камушке седит, устричает уроду»…

Установление примера, памятника на кладбище в нерегламентированное время запрещалось, так как могло это навлечь нехорошие последствия на весь деревенский социум “ " деды были осенью. До года памятник не ставили. Соседи видят, что дождя нет-идут и развернут этот памятник. Нельзя. Октябрские Деды. И весной к Радунице памятники ставят. А от Радоницы и до осени, до Октябрьской, памятник ставить нельзя, а то дождя не будет " (В. перетоки, Столбцовский р — н) [1, с. 342].

После Приложинов начинался новый этап почитания предков, что выражалось и предметно: "... настольник клали наизнанку, а потом отбыли вечер. Помолились, перевернут на столе настольник на добрину, поют и танцуют " (В. Турки Докшицкого р-на). Покойный переходил в разряд Дз. [1, С. 343].

ПОМИНАЛЬНЫЙ УЖИН: БЛЮДА

Важность пищевого кода как одного из способов выявления сакральности праздника вещь очевидна. Составление жертвы-одна из форм общения между людьми и Дз., которая выражается через деление пищей между одними и другими (выливание напитков, разбросание крошек, приглашение отведать пищу, при таком пожертвовании назначена Дз. часть сравнительно незначительна-их природа не портит большого количества земных припасов, при пожертвовании Дз. часто довольствуются дымом и запахом жертвы. Поэтому понятно, что участие сообщества людей в праздничном сочинении жертв выражается как раз в коллективном потреблении назначенной им части пищи, которое, при превращении обрядов в обычаи, соответствует описанному этнографами застолью [2, с. 30]. Предназначенность ужина в том числе предкам, питание которых, в представлениях, происходило через пару (“дух”), обусловила требование горячих блюд. Угощение душ ее бестелесных существ виделось и через проливание пищи на стол либо на могилу.

Набор блюд на” дедову " ужин на территории Беларуси в локальных традициях различим, но чаще состоит из следующих элементов: обязательные – крупяная каша, кислое блюдо, сладкое блюдо, факультативно хлеб (с вариантами пироги, оладьи, блины...), яичница, свежо, напитки.

В разных местах на стол ставили разное количество блюд-где четное, где нечетное (3, 6, 7, 11, 12), но, несмотря на это, в некоторых деревнях разрешалось съесть только три блюда и выпить три рюмки [3, с. 150]. Сравните:” на деды правят о мертвухах, варят три блюда " (Дубровица Хойникского р-на Гомельской обл.). "В пятницу вечерю посну варят, а в субботу уже скоромное, с салом и молоком. Семь страв нада варить: и борщ, и каша, и суп, блиный-олистники, компот из яблука или кисель и яичницу обязательно”. (Там же). "Деды му же правили. Кашу, борщ варят, на стол ставлеют: деды же наши умерли". "Поехал рыбалить, к дедом рыбу надо". "В голубице 12 блюд: 1) борщ, 2) рыба, 3) кисель из клюквы, 4) кисель из оуса, 5) картофель с грибками, 6) каша пшоняная, 7) оладки, 8) майские жуки, 9) бувки, 10) ягоды, 11) груши, 12) яблоки». "На деды! двенадцать Горшков варили". "Вечеру делают из двенадцати блюд"” [4, с. 82]

В большинстве случаев считается обязательным готовка специального поминального блюда-кануна, колива, кутьи либо/и сытый. "На копья сыту делают, то в кипяченую воду кришат хлеб, сахар или мед. Говорят, что мертвый человек может умереть на Радуге. Старые так говорят: уста прімачы, как присыхают"” "Его [сыту]и на кладбище нисут и льют туда, где хрест" (Дубровица Хойникского р-на Гомельской обл.). "На деды свечу зажигают, делают сочельник, засолодивают воду, ставят на стол. И дымоход отчинен, ибо мертвые души будут ити " (В. Лисятичи Пинского р-ну Брестской обл.).

Канун, — 1. напиток из муки с солодом без хмеля, 2. сыта с покрошенным в нее хлебом (Полесье); 3.мучные коржи с сытой (Полесье).

Колива, с гр. κόλλυβα, буквально переводится как "вареная пшеница". Блюдо связано с античным обычаем поминальных пожертвований зерен и фруктов.

Кутья, заимствована из греческого.: κουκκί (ον), соч. κουκκιά "бобы", производное от κόκκος "зерно": каша из цельной пшеницы; иногда из бобов / гороха либо пшена или гречихи, может употребляться с медовой сытой.

Сыто-кипяченая вода с разбавленным медом.

Среди блюд также были вареное и жареное мясо, кивасы, кишки, кровянка, юшник – кровяная похлебка с мясом (Дисенщина), драники или клецки “с душами”, подливы с колбасой, Студень, вареная свиная голова и др.. До нашего времени сохранилась традиция забоин, закалывания (“жертвоприношения”) поросят на осенние Дз. и на Коляды. "Свежо" много где является обязательной составляющей дедовского ужина. В Дзержинском р — нет и сейчас бьют свинью на Дз. (или как привыкли говорить в советское время, — на наябрские). "...свинью убивали на деды. Нужно, чтобы три головы: свинная, овечья и петухова”.

Витебщина и север Минщины заметно выделяются обязательным потреблением на Дз. горячей капусты, над которой даже "молились". "И сало варили, и колбасу, и окорок. Капуста кислая горячая-это первое блюдо на Деды. Дед первый начинал есть, а тогда мы. А последнюю ели кашу друцаную, кашу-друцу варили густую " (В. Боровцы, Вилейский р-н). И в других регионах " на Деды резали овцу или барана, похлебку варили с бараниной, капусту варили, пекли оладьи” (Д. Подборечье, Ляховичский р-н) [1, С. 334]. "Или кабана или барана нада зарезать обязательно. Капусту нада обязательно. Ее поставят, чтобы пара пошла, скажут бусины, свечку зажгут, заговорят, чтобы пара шла, чтобы капуста стояла, эта дедам. Пироги пекли, и булочку испечь, такой как лепешка, курчик, и лежит, придеть убогая назавтра, с тем судорогой поминают. Хлеб теплый, он же ножом не режется, ложкой тогда вторым концом натыкается, горячий хлеб должен быть на столе” (Ольга Урбан, 1917 г. р., д. Пуща, Логойский р-н). На Верхнедвинщине (д. Антонова, Верхнедвинский р-н, Витебская обл.) на Дз. выпекают специальный ритуальный хлеб” Корчик " в форме Кривого рогалика. С разделения и каштирования которого начинается поминальный ужин, делит Корчик старший в семье. Хлеб, пироги на Дз. ножом не режут, можно только ломать. "...Мои бабушки кагда-то раньше еще пикли хлэб, всегда пекли, коб горячий розламлыть, ... Душечки этим духом питаются или как это... кутью ставляли и свечку зажигали , и тот горячий хлеб раздавал на столе. А потом уже несли компот” там уже капусту ту, до уже кашу несли, во еще даже кто если рыбу " (Д. Дедовичи Мотольский с/ с, Ивановский р-н).

Курчик, курчак, курочок, Корчик-ритуальный хлеб (лепешка, ситный овальной формы, ржаной в форме Кривого рогалика), с деления (ломания) и каштирования которого начинается дедовский ужин. От “коряги"; подобно коржам, род. скл. — а» вид опреснока, испеченного на сале", зах., Южный., укр., блр. корж, Диалло. смол. Коржень” сухарь " (Добровольский). Считается родственным коргу” коряга“,” кривое дерево", словен. крж" кочан, булка"; см. Бернекер 1, 667; Брукнер, KZ 48, 210; Патебня, РФВ 3, 95.последний сравнивает дальше со стр.-Инд. krçás» тощий, слабый, болезненный", авест. — то же, что менее достоверно; см. ниже. о близких формах Бернекер 1, 670.; с финн.- вуг. языков: с Коми köryś " круглый хлеб или булочки, печенье» (раздельный у Калимы, RLS 180; FUF 18, 26; см. Калима, RS 6, 93), с фин. kyrsä "пресный хлеб" (см. Миккола, FUF Anz. 2, 72 и сл.; ср. Калима 130 и сл.). Маловероятно происхождение от татарск. “курчак": 1. сущ. 1) Ист.; этногр. домашний идол, олух, Божок; 2. кукла (игрушка).

Если Д. справляют два дня (свык. пятницу и субботу), то в пятницу делают постный поминальный ужин (ужин, бабы), а в субботу – скоромный обед (раньше обычного, до полудня) либо завтрак, Завтрак. "В пьяницу вечером на те бабы то что-то варят такэ посное. А уж на копья варят шось-не забудь такэ хорошэ, шо уж хозяин имеет"” "Свекла уже с грибами, как борш, как в пятницу – борш с грибами и кашу перловую пустую. И фасоль варили. Квас, фасоль и кашу. И в вечере оставляют все на столе. В старину свекровь говорила, что нада с чугунком решит, чтобы они не обживались, что уже помыли посуду. Борщ и фасоль в мисочках. А водки крепко не пили. А вот свечку засвечивали. И говорим: Надо же дедам оставить, пусть придут ужинать. А в субботу варили капусту, и уже мачанку такую, и колбасу и мясо бросали, скоромную варили. И кашу варили или гречневую или рисовую с маслом " (Ольга Мацкевич, 1933 г. р., В. Семежево, Копыльский р-н).

В Солигорском районе, где Дз. отправлялись три дня, и в четверг были детские Дз., пекли блины со сметаной: "первый день в четверг вечером то назывались детские. Дак блины пекли от со сметаной, а в пятницу квас варим. Кашу варим. Посные. Только посные. А в субботу утром все, что в тебе есть, все варим. Три ночи, это всегда. — Как обстоят дела с этими детьми? — Да, дома, не ходили никуда, но называли это детские, блины испекут, сметанки, молочка на стол и больше ничего. И всегда нужно, чтобы стояло, ночевало " (Павлина Ильющиц, 1925 г. р., В. Рог, Солигорский р-н) [3, С. 331]

Приведем примеры нескольких комплексов, характерных для определенных регионов:

Постный ужин:

канон-квас (возможно, черный квас = грибной суп) — фасоль-рыба-кутья-кисель-Жлобинский, Рогачевский р-ный: “надо варить все постное, чтобы квас был, квасоль, блины, из рыбы чего, кутью варю, ще какие добавки, постное все. И ужинаем, и откладываем этим дедом. И канон делали. Водички посолодят и покрошат немножко хлеба. И прежде чем что есть, нада канона взять, три раза, а патом квас, за квасом-квасоль, за квасолей – рыбка какая. По очаради. А заканчивали кутьей и кисельком. И все облагали " (В. Степы, Жлобинский р-н) [1, С. 332].

канун – каша – борщ – кисель: “на постные кашу обязательно варили, перловую с медом, с иллюмом, патом борщик, я варю щавелевый, с грибами, немногка постного масла. Патос варю кисель и постные блины, только на воде надо развести и напечь, потом их с повидлом или с вареньем можно есть, с постным маслочком заделать и сахарку. Компот еще варим с сушки домашние, жаль, что там были груши садовые. Начинали, свечку ставили, молились, канун, канун делался с медом, горячее водички, просфирочка, ели ест из церкви” (д. Новый Путь, Брагинский р-н) [там же, с. 333].

хлеб-кутья-капуста или борщ с грибами либо щавель с рыбою – каша ‘прусяная’ – компот. "...кутью ставляли и свечку зажигали, и тот горячий хлеб разламывал на столе. А потом уже несли компот, там уже капусту ту, до уже кашу несли, во еще даже кто если рыбу". (В. Мотоль, Ивановский р-н)

Скоромная:

канун-квас из свеклы-мясо вареное-блины – холодное – ... каша-Березинский, Солигорский р-ный: “на стол ставят все такое, как на траурные столы, готовят квас из свеклы, по рюмке водки ставили, Потос мясо которое сварим, и блины пекли, холодная варили. Но только по блюдам: то съедят-другое поставят. Начинали есть из кваса, каша была посленьняя, кашу ставят, уже больше никаких блюд не будя. Канун делали, зразу канун, а потом уже квас " (В. Ляды, Березинский р-н)

кутья – похлебка – камы-мясо (Россонский р-н),

клецки с душами-кутья-похлебка (Лепельский, Ушачский р-ны).

В поминальные блюда также могли входить: борщ, горох с маковым молоком, Крупник с грибами или рыбой, боб (горох) с медовой сытой (Пинщина), похлебки-грибная, рыбная, мясная; подливы, яичница на молоке, лапша (в виде молочного супа), сладкое и кислое молоко, галушки с творогом (Борисовский район);

сладкие блюда: саламатка-сушеные яблоки, груши, ягоды, вареные на меде (Дисенщина)

питье: кисель овсяный, клюквенный, квас хлебный, квас свекловичный, пиво, водка, наливка.

——————-

Володина, Т. В.” ядреная рожь хозяина зовет...": календарный год в обрядах и обычаях / Т. В. Володина, Т. И. Кухаренок-Минск: Белорусская наука, 2015. — 356 с.: ил. — (Традиционный образ жизни).
Греймос А. Ю. о богах и людях. В поисках этнической памяти. / Пер . С литовской С. Шупы. — Минск: Энциклопедикс, 2003. — 404 с.
Мифология белорусов: энциклика. Слоун. / состав. И. Климкович, В. Автушко; науч. Ред. Т. Володина, С. Санько. — Мн.: Беларусь, 2011. — 607 с.: ил.
Толстая С. М. Полесский народный календарь / С. М. Толстая. — Москва.: Индрик, 2005. — 600 С. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
Tyszkiewicz E. Opisanie powiatu Borysowskiego.- Вильно, 1847, С. 377-381.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие