В статье представлен тезис о том, что современные приверженцы коренного происхождения оживляют этнографические и исторические источники, используя две стратегии: (ре)построение дохристианских обрядов славян и (ре)языализацию народных обрядов XIX века.
Это новый тип практики, заключающийся в том, что исходные материалы не обрабатываются и не стилизуются для представления в новом контексте аудитории „извне” (как в случае с фольклоризмом или историческими реконструкциями), а становятся основным субстратом религиозных верований и обрядов, „потребителями” которых являются сами коренные жители. Однако здесь мы имеем дело не с продолжением народных традиций (хотя на первый взгляд это может выглядеть так), а с новым религиозным явлением, главные действующие лица которого используют этнографию и фольклористику творчески и неортодоксально.
Полный текст: PDF
Библиография
Агапкина Татьяна, 2002, Мифопоэтические основы славянского Национального календаря. Весенне-летний цикл, Москва.
Aitamurto Kaarina, 2016, Paganism, traditionalism, nationalism. Повествования о русской родноверии, Нью-Йорк.
Aitamurto Kaarina, Simpson Scott (ред.), 2014, Modern pagan and native faith movements in central and eastern Europe, London.
Алексеев Анатолий А. (ред.), 2004, Что думают ученье о „Велесовом книге”. Сборник статей, Санкт-Петербург.
Баркер Эйлин, 1997, новые религиозные движения, Краков.
Бартмински Ежи, 1986, "Бог безудержен"” Пример христианизации новогодней народной колядки, [в:] Библия и литература, изд. Стефан Савицкий, Ян Готфрид, Люблин, стр. 479-497.
Bracha Krzysztof, 2010, Tria ydola Polonorum для Троицы в проповеднической критике позднего средневековья, [в:] языческое Священное-Христианское священное. Продолжение культовых сооружений в раннесредневековой Центральной Европе, под ред. Кшиштоф Браха, Чеслав Хадамик, Варшава, стр. 373-404.
Браха Кшиштоф, 2014, Славянский весенний праздник "стадо"” Реконструкция обряда, [в:] ярмарки, ярмарки и индульгенции, изд. Михал Берестович, Яцек Вжесинский, Мацей прибыл, Познань-лад, стр. 52-67.
Янтарь Йозеф, 1974, народная культура национальной ценности, [в:] Иосиф Янтарь, народная культура-национальная культура. Эскизы и диссертации, Варшава, стр. 241-314.
Холодовский Мацей, 2018, Неоязыки протестовали против исчезновения Световида, „Wyborcza.pl/Białystok "” 20 января 2018).
Чачовски Хуберт, 2004, происхождение и функции колядования, [в:] агитаторы счастья. О старых и современных колядниках, ред. Хуберт Чаховский, Агнешка Овсяева-Майох, Ханна М. Лопатинская, Торунь, стр. 7-21.
Длугош Ян, 1962, Яна Длугоша анналы или Хроники знаменитого Королевства Польского, ксендз 1-2, Варшава.
Дедушка Джоанна, 2016, Festum folkloricum. Перформативность фольклора в современной культуре. Речь о межкультурных фольклорных фестивалях, Варшава.
Гейштор Александр, 2006, Мифология Славян, Варшава.
Эрнас Чеслав, 1965, в Калиновом лесу, т. 1, у истоков польской фольклористики, Варшава.
Ивахов, 2005, in search of deeper identities. Neopaganism and "Native Faith" in contemporary Ukraine, " Nova Religio. The Journal of Alternative and Emergent Religions " vol” 8, нет. 3, п. 7-38, DOI: 10.1525 / NR. 2005. 8. 3. 7.
Кавыкин Олег И., 2007, Родноверов. Самоидентификация неоязычников в Советской России, Москва.
2011, молятся Солнцу, земле и громам. Неоязыки возвращаются в Польшу „"политика" (28 мая 2011).
Левин Ив, 2004, Dvoeverie и народная религия V история России, Москва.
Ловмянский Генрих, 1986, религия славян и ее падение (VI-XII вв.), Варшава.
Михайлова Катя, 2011, празднование Рождества в Болгарии, [в:] этнологические и антропологические образы мира-контексты и интерпретации, Изд.Галина Русек, Агнешка пенчак, Цешин-Катовице, стр. 352-357.
Мянецкий Адриан, 2010, Сотворение мира в польском фольклоре XIX и начала XX века, Торунь.
Мошинский Казимир, 1934, народная культура славян, ч. 2, с. 1, Краков.
Окраска Ремигиус, 2001, в кругу Одина и Триглава. Неоязычество в Польше и в мире (очерк проблематики), Бяла-Подляска.
Потканский Кароль, 1924, весенний праздник "стадо", [в:] того же, посмертные труды Кароля Потканского, т. 2, Краков, стр. 3-43.
Predojević Željko, 2013, Kraljički ophodi и pjesme u južnoj Baranji, [в:] XI međunarodni znanstveni kroatistički скупка, ред. Степан Блажетин, Печ, стр. 347-361.
Путилов Борис Н. (ред.), 1990, фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры, Ленинград.
Рок Стелла, 2007, Popular religion in Russia. Double belief and the making of an academic myth, Нью-Йорк.
Рокош Томаш, 2009, от фольклора к фольклору. Метаморфозы традиционных песен в современной культуре, Седльце.
2016, субботний обряд. Традиция и ее трансформации (этнокультурное исследование), Вроцлав–Седльце.
Сикорский Дариуш А., 2018, религии древних славян. Руководство для растерянных, Познань.
Симпсон Скотт, 2000, Native faith. Русский Нео-Паганизм at the brink of the 21st century, Краков.
Симпсон Скотт, 2017, Strategies for constructing religious practice in Russian Native, [в:] Walking the old ways in a new world. Contemporary paganism as lived religion, Изд. Джоанна Малита-Король, Адам Анчик, Катовице, стр. 11-36.
Соколова Вера К., 1979, весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов (XIX-XX в.), Москва.
Strutynski Maciej, 2014, Неоязычество, Краков.
Шейевский Анджей, 2003, Религия Славян, Краков.
Толстой Никита И. (ред.), 1989, Славянский и Балканский фольклор. Реконструкция Древлянской славянской духовной культ. Источники и методы, Москва.
Толстая Светлана М., 1978, материалы к описанию полессково купальсково обржада, [в:] Славянский и Балканский фольклор. Genezis, arhaika tradicii, ред. И. М. Шептунов, Москва, стр. 131-142.
Валенцова Марина М., 2016, Народный календарь Чехов и словаков. Этнолингвистический аспект, Москва.
Vitez Zorica, 2006, Kraljice. Između seoskih djevojačkih ophoda и фольклорные притворства, "Etnološka tribina" vol. 36, но. 29, С. 23-51.
Войцеховская Беата, 1991, традиция игры "стадо" на Лысой горе, [в:] дневник Свентокшиского. Исследования по истории христианской культуры, изд. Лонгин Качановский, Кельце, стр. 97-105.
Вольская Эвелина, 2019, Праздник Стадо. Между фестивалем и религиозным обрядом [Магистерская диссертация], архив дипломных работ университета Николая Коперника в Торуни.