Август – месяц, в котором чествовали древних славянских праукраинских богов Спасов. Спасовка состоит из трех главных праздников, а август упоминается в древних устных преданиях, как Спасыч. После прихода христианства на Русь и так называемого крещения, новая религия должна была ассимилировать и эти праздники, подчинив их своему "пантеону святых". И все три праздника Спасов стали христианскими. А точнее два из них христианскими, а одно – каким-то образом посвящено древнеиудейскому роду, но также почитается в христианстве.

Поэтому 13 августа вместо славянского Маковия внедрили древнеиудейские Маккавеи, которые дали идейную основу для распятия Христа, 19 августа праздник Спаса на Горе христиане "переквалифицировали" в преображение Господне, которое также якобы происходило на горе Фавор. А праздник третьего Хлебного Спаса 29 августа – когда было потребление жертвенного карава из нового зерна, благодарность Богам за щедрые дары, урожай и чествование богини Рожаницы Лады, как матери богов, стал в христианской традиции праздником Успения Богородицы. Правда, оно празднуется 28 августа.

Однако в устной традиции украинцев осталось такое понятие, как "спасовка". То есть само значение этого слова включает в себя множественность. Спасовка – это цикл праздников, которые, хотя "официально" и стали христианскими, но до сих пор в народе носят название "спаси".

Но обо всем по очереди.

Кто такие Спаси

Исследователи древних украинских традиций указывают следующее: “ Спас, Спаситель – это “избавитель” от всяких бед и несчастий. Не следует думать, что это слово одновременно явлению христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве. В Краледворской рукописи уже упоминается, что "славяне называли своих Богов Спасами". Достоверно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога употреблялся его эпитет, к примеру: Всевышний Сварог ”.

Спасовка – время, когда духи и души Предков (покойных родственников) посещают свои семьи, появляются на землю, так же, как и в другие праздники Круга Сварожого (например, Радуницу, Русалию).

Наш народ верил, что Предки способствуют цветению и созреванию плодов, охраняют нивы, сады и огороды… Поэтому в эти дни приносили жертвы Роду и Рожаницам как семейным Богам. Именно им торжественно изготовляли и зажигали свечи спаса из нового воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток. До нас дошли давние языческие молитвы, которые читались до каждой свечи (а их было три – “троица”): “Пресвятая плодородная Земля наша, нивы, сады, огороды – мир Солнца вам! Праведное Солнце, Луне ясно. Звезды светлые, Небо пречистое, будьте милостивы к людям и к скотине! Леса, воды, воздух чистый, все души праведны, лада наши – всем вам во благо, на довольство!”

Как видим, здесь прославляются древние, именно языческие Боги – Солнце, Луна, Зари, Земля, Небо и духи Предков, которыми ведет Бог Велес. Недаром в обжиночном обряде Велеса посвящаются последние несжатые колосья, которые прямо на поле торжественно завязываются красной лентой и которым приносится в жертву хлеб. Этот обряд называется Велесовой или Спасовой Бороды (кое-где – Дедова Борода). Все это красноречиво свидетельствует о давности религиозной традиции, которую не смогли уничтожить тысячелетия.

Август-Спасивец

Исследовательница Галина Лозко в своем труде "Коло Свароже" пишет : "Кто же такой Спас? Есть ли какие-то упоминания о нем в наших языческих источниках? Архаичность спасовских обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса".

Итак, как уже отмечалось, в августе давние украинцы отмечали три Спаса.

Первый — Маковой, 13 августа , связывающийся с Богиней Мокошей, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности. И мак – это символ плодородия и родословной, поскольку в одной макушке множество зерен. До Первого Спасa пчеловоды отбирают мед, плотники (соты), топят воск; хозяйки заготавливают мак и снадобье, цветы, колосья для венков – все это предназначено к освящению.

Второй праздник этого цикла – Спас на горе, 19 августа . Церковь к этому празднику приспособила свою легенду о "преображении" Иисуса на горе Фавор. Однако есть один из многих примеров наложения более поздних мифов на древние языческие обычаи, ведь Боги Спасения почитались на высоких горах, скалах или у источников (в местах, которые любят Боги). Здесь происходили также военные братчины, тризны, поминовение погибших воинов.

Третий Спас называется Хлебным Спасом, 29 августа , посвящен Дажбогу. Оно приходится на завершение основных полевых работ. Наши предки с благодарностью обращались в молитвах к Богу Спасителю, так щедро одарившему новым урожаем. К этому дню хозяйка выпекает первый хлеб из нового урожая. С хлебом-солью она сопровождает хозяина в поле, где он засеет озимые. А еще – это праздник чествования богини Лады Рожаницы, праматери всех богов, символа земли и основы основ. В христианстве этот праздник получил образ Успения Богородицы, матери Иисуса. Правда, празднуется оно 28 августа.

Спас на горе

Так что и как праздновали 19 августа?

После семи шестидневных недель от Рождества Купала праздновался Великий Спас – или Спас на горе. В этот день на скалах и горах приносили пожертвование и требы богам, поминая павших героев-воинов. Пожертвования приносили "началами" — первыми летними плодами, как благодарность душам воинов за спасение нынешней жизни.

В Украине была очень сильно развита магия начала, поэтому и первые плоды Земли нуждались в ритуальном освящении, чтобы обеспечить достаток в течение года. А это достигалось и через пожертвование. Такое пожертвование приносили не только воде, огню, волхвам, но и кумам и соседям, которых наделяли яблоками, грушами, медом, сотами и т.д. В то же время осуществлялось и поминовение предков, после братки говорили: "С нами попоили и те души, которых вспоминали".

Освященные "начала" сохраняли до нового урожая или начала посева, их использовали в течение года для лечения, подкуривания, оберега, а по окончании годового круга — Круга Сварожого — ритуально уничтожали остатки, то есть бросали в костер, на огороды, на воду.

В преддверии Второго Спаса (т.е. 18 августа) происходило таинственное заклинание Житника – духа нивы, чтобы земля была плодородной. А освященной водой окропляли вспаханную под озимую землю.

По В. Скуратовскому, собрав в корзину овощи, фрукты, мед, хозяева утром шли в храм (не путать с церковью). После службы волхв освящал принесенные продукты и свечи.

Вернувшись из храма, хозяин со свечой обходил пасеку, после чего приглашал семью на обед или община устраивала братчину. Сначала ели яблоки с медом, а затем употребляли другие блюда.

В христианстве же из-за отставания (переноса всех праздников на 13 дней) возникло расхождение между созреванием плодов и разрешением их потреблять. Поэтому кажется неразумным запрет потреблять уже созревшие яблоки, ожидая целый месяц до "Преображения Иисуса Христа". Чтобы оправдать эти запреты, попы придумывали разные "легенды" об умерших детях, которые якобы лишаются на том свете золотых яблок, если их мать съест яблоко к Преображению.

А еще в языческой вере не было спасовского поста, как это есть в христианстве.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие