Традиционный праздник Рукавки — пример формирования местного наследия на практике. Он показывает два варианта идентичности Кракова-тот, который ссылается на языческие времена, и тот, который подчеркивает Христианское видение его истории.


Традиционный праздник Рекавки на Кургане Крака, 23 апреля 2019 г. / Артур видак / нурфото через getty images

Если бы вы спросили этнолога, какие обычаи у него ассоциируются с Краковым, он, вероятно, ответил бы: „Эммаус, Рукавки и Лайконик”. Эта триада занимает этнографов с XIX в. Однако сегодня понятия” традиция „и” обычай", которыми до сих пор определялись эти события, исследователи часто упускают из виду. Для описания культуры ищут более точные инструменты. Именно поэтому в этнологической грамотности, но и в социальной практике древние традиции превращаются в современное наследие. И именно рукав является ярким примером этого.

Паупры

Праздник приходится на первый вторник после Пасхи. В настоящее время он проводится на двух соседних холмах: Кургане Крака и холме Ласота. Рукав сильно повлиял на воображение исследователей культуры XIX века, которые вывели его из дохристианских обрядов. Они утверждали, что некоторые элементы этого события – например, переворачивание монет или еды по склону холма, а также игры и аркадные игры-являются остатками языческих ритмов.

"Толпы залегают на холмах, называемых Кремнеземами: одних заманивает стоящая там святыня святого Бенедикта — других могила, поднимающаяся еще выше – — а всех утешает фарс, бросающий с крутой горы яйца, булочки, орехи, пряники и другие деликатесы, которые, взбираясь по склону, паупры вырывают друг друга и в пылу борьбы за сладкую добычу сбивают с ног, сверху вниз",

- писал историк Сигизмунд Глогер в книге”Польский год в жизни, традиции, песни".

Эти практики, когда-то описываемые этнографами как древние и языческие, теперь представляют собой полотно, вокруг которого организаторы Рукавки строят свое видение краковского наследия.

Однако письменные источники об этом празднике восходят только к XVI веку. Упоминание о нем появляется в „гетманских книгах” Станислава Сарницкого. Предполагаемое происхождение Рукавки, в свою очередь, восходит к дохристианским временам, что делает ее одним из старейших краковских праздников.

На замечательную устойчивость этой традиции влияет и место-Курган Крака и холм Ласота. Сегодня это отдельные холмы, пересекаемые улицей; когда-то они были связаны и создавали общую сцену для всех торжеств. Большое значение для интерпретации Рукавки в контексте дохристианских обычаев имеет Курган Крака-место языческого культа, а, скорее всего, и раннесредневековых захоронений (хотя археологические исследования до сих пор не позволили ни установить дату насыпания Кургана, ни однозначно сказать, является ли он курганом). Тем не менее, исследователи XIX века следили за обрядами, связанными с дохристианскими весенними обычаями в честь умерших, жертвоприношениями предкам. На связь Кургана с погребальным обрядом указывает также само название "Рукавка „(первоначально название Кургана), происходящее от праславянского корня” рак" – могила.

Трудно проследить, когда языческие элементы слились с религиозными церемониями, проводимыми в церкви Святого Бенедикта на холме Ласоты. Хотя существует гипотеза, что храм был построен на Кремнеземах именно для того, чтобы служить противовесом языческим церемониям, но исторические источники, которыми мы располагаем сегодня, включают христианские религиозные церемонии, только украшенные играми, в которых исследователи XIX века искали следы язычества. Это относительно загадочное прошлое праздника, а также вера в то, что рукав-это традиция, насквозь местная, растущая и приписываемая тому месту, где оно происходит, сегодня лежат в основе создания фрагмента краковского наследия вокруг него.

Рукав: реактивация

В настоящее время мы часто имеем дело с отбором элементов из истории и присвоением им „сертификата” наследия. Отнесение их к местному, национальному и даже глобальному наследию дает организаторам мероприятий надежду-на финансирование, сохранение памятника, повышение интереса туристов или, проще говоря, на его существование в общественной сфере.

С этикетом наследия также связаны ограничения: финансовые институции имеют требования, поэтому иногда необходимо упростить повествование о прошлом. Иногда организаторы мероприятий или хозяева мест готовы заплатить такую цену. Другие марки наследия разрабатываются снизу вверх-они не бросаются в глубокую воду, стремясь, например, внести в список репрезентативного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а практикуют наследие на практике, организуя мероприятие, которое участники начинают рассматривать как местную традицию.

Это именно то, что случилось с рукавом. В 1897 году австрийские власти запретили проведение праздника. Он вернулся после обретения Польшей независимости в качестве индульгенции в сочетании с играми у церкви Святого Бенедикта. Однако он утратил блеск и размах, оставаясь скромным религиозным праздником – так было до конца XX в.

Ситуация изменилась в 2001 году, когда дом культуры Podgórze (сегодня культурный центр Podgórze) в сотрудничестве с командой Висланских войск „Крак” организовали традиционный праздник Рукавки на Кургане Крака. Намерение состояло в том, чтобы напомнить об изначальном, языческом характере события. Но рукав изменил свой основной характер-в играх, катании пищи по склону Кургана Крака уже принимают участие не все посетители холма, а воссоздающие обряды подражателя. Рукавка стала исторической реконструкцией раннесредневековых славянских обычаев, которая в некоторой степени воссоздает и древний Краковский праздник в соответствии с его описаниями XIX века.

Во время традиционного праздника рукавицы воссоздателя славянского раннего средневековья показывают древние религиозные обычаи и ритуалы. Сценарий события меняется каждый год, и каждый раз у него другая тема: пантеон славянских божеств, гадания или славянский загробный мир. Есть и постоянные элементы: перекатывание пищи по склону Кургана Крака, привязка рукава к обрядам в честь усопших, а также игры и соревнования по фитнесу. Превращение жертвенных даров из Кургана было реконструировано в сочетании с празднованием начала весны и обрядом разжигания огня на вершине холма. В свою очередь, информация об аркадных играх, взятая из старых описаний, вдохновила реконструкторов на организацию гонки воинов в полном вооружении, в которой разрешены все захваты. Связь Кургана Крака, а также самого праздника с похоронным обрядом подчеркивается постановкой захоронения, закрывающей все событие.

К фиксированным элементам рукава относится также гадание с колачем, во время которого священник предсказывает судьбу города Крака на предстоящий год. Также происходит битва воинов-типичный элемент реконструктивных мероприятий. Во вторник после Пасхи пространство у подножия кургана Крака превращается в раннесредневековый лагерь. Репродукторы из разных частей польский разбивают палатки, расставляют киоски, на месте готовят еду, дают демонстрации ремесел.

Две религии

Важным элементом Рукавицы являются обращения к языческой религии. Во время праздника она присутствует прежде всего как элемент былой, воссозданной реальности. Под Курганом стоит реконструированный храм. Обряды-разжигание огня, гадание на город Крак, погребение – связаны с религией древних славян. Однако это не означает, что все событие является своего рода языческим ритуалом. Правда, бывает, что церемонию разжигания огня на вершине кургана Крака проводит жрец (священник), а часть участников Рукавки составляют язычники, только некоторые люди придают празднику религиозный характер. Большинство видит в нем напоминание о древних обычаях, обращение к дохристианской традиции, которая также оказала влияние на формирование местной культуры и как таковая, по их мнению, должна быть представлена в публичном пространстве.

Для создателей рукава главная цель мероприятия-показать и рассказать о культуре и религии раннесредневековых славян. Однако его прием сильно индивидуализирован. Некоторые замечают в рукаве религиозный элемент (даже если они не воспринимают его как настоящий обряд), поскольку для сегодняшних язычников важно подчеркнуть преемственность между их вероисповеданием и древней религией славян. Другие видят исключительно попытку сопоставить древнюю культуру и ее религию; третьи рассматривают рукав как своего рода представление о легендарных временах самого Крака.

Для организаторов праздник должен быть, прежде всего, напоминанием о дохристианских корнях Кракова и языческих традициях. Они считают, что они принадлежат к наследию города, говорят о его происхождении и культуре, которая была вытеснена христианством и, следовательно, забыта. Сегодня традиционный праздник рукавицы доминировал в восприятии праздника и в какой-то степени затмил гораздо более старые торжества при церкви Святого Бенедикта.

События, происходящие на холме Ласоты их участниками, рассматриваются как часть рукава. В церкви во вторник после Пасхи проводится индульгенция. В полдень проводится торжественная сумма. Однако для большинства это не месса, которая является главной целью посещения холма Ласоты. Люди приходят посмотреть на прилавки, разложенные перед церковью, купить Сувенир из рукава. Эти киоски в основном предлагают дешевые пластиковые игрушки, воздушные шары, преданность, сахарную вату и другие сладости и попкорн. Рядом с ними стоят карусель, надувной замок, батуты. Посещение церкви Святого Бенедикта часто является элементом послевоенной прогулки, часто также является остановкой по пути к Кургану Крака. Религиозный, католический аспект праздника важен не для всех.

Посетители холма Ласота и Кургана Крака говорят „Рукавка " об обоих событиях” от одного идут к другому, поскольку оба они создают для них один праздник и связаны с историческими праздниками, которые происходили на двух холмах. Более того, организаторы обоих мероприятий используют название рукава: таким образом, у нас есть традиционный праздник рукава и индульгенция „рукав”. В том и другом случае большое значение имеет обращение к прошлому, к краковской местной традиции, которая привлекает не только достопримечательностями, но и врастанием в место.

Наследие-знак качества

Традиционный праздник рукавицы-пример формирования местного наследия на практике. Хотя стажировка праздника под Курганом Крака относительно коротка, его присутствие в общественной сфере гарантирует статус краковской традиции. Показ языческого наследия и воссоздание древних обычаев делает картину корней Кракова расширяющейся, выходящей за рамки начала христианства. Осью строительства краковского наследия становится религия, а две ее части – на холме Ласоты и Кургане Крака – представляют собой конкурирующие видения истоков Краковской, языческой и христианской истории. В некотором смысле они также представляют два варианта идентичности Кракова-тот, который ссылается на дохристианские времена, и тот, который уже подчеркивает Христианское видение истории города.

Благодаря низовой инициативе в пространстве города он регулярно ссылается на языческое наследие. Рукавка признана Краковским наследием — этот неформальный "знак качества" позволяет, наряду с римским католицизмом, вписаться в ландшафт, историю и культуру города религии решительно меньшинства – язычества. Благодаря воссозданию, представлению обычаев древних славян эта часть прошлого города становится заметной и связана с местным наследием. ©

Доктор HAB. Камила Баранецкая-Ольшевская, профессор Пан, работает в Институте археологии и этнологии Пан. Ее исследовательские интересы сосредоточены вокруг так называемых performance studies. Автор книг о мистериях Страстей Господних и исторических реконструкциях в Польше. Участник консорциума HERILIGION.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие