Масленичная неделя идёт полным ходом. Люди радуются наступившей, хоть пока и неочевидной, весне. Столы ломятся от блинов… Казалось бы, что тут предосудительного?
А между прочим, для некоторых это запретная тема. Будешь слишком громко обсуждать масленичные традиции или делиться блинными рецептами, рискуешь услышать в свой адрес: «Фу, язычник!»
Простите, что?!
И смех, и грех
Это как Советский Союз и секс. В Советском Союзе секса, как известно «не было». И разговаривать о сексе было нельзя, но это не точно.
Вот так же и с Масленицей. Для некоторых её не существует.
Как эти люди аргументируют свою позицию? Ну примерно так: «Праздник-то языческий, Бог вас всех накажет, грешники, за то, что вы его празднуете. Мы вас спасти пытаемся, а вы веселитесь. Нехорошо».
Всё бы ничего, но от праздничного блина даже такие праведники отказаться не могут.
Веселиться не вредно
Недавно мне удалось посетить Сретенский монастырь и семинарию при нём. А поскольку незадолго до этого меня обозвали «язычницей», я всё никак не могла простить эту обиду и решила обсудить её с семинаристами. То есть, с теми людьми, которые посвятили себя Богу.
Пускай, думаю, они рассудят, язычница я или нет.
«Не вижу ничего дурного в Масленице. Я считаю, что встретиться с близкими людьми и семьёй, оторвавшись от интернета и телевизора — чудесная традиция»,
- сказал мне один из семинаристов, кстати, человек очень образованный.
В своё время он окончил МГУ, затем поработал в Государственной Думе. Восемь лет назад он пришёл к Богу и теперь решил серьёзно изучать богословие, но сейчас не об этом.
Этот мудрый человек, как и все остальные, с кем я смогла поговорить в семинарии, не навязывал мне православную веру. Он и другие люди, которых я там встретила, вдохновляют верующих своим собственным примером и понимают, что не у каждого получается прийти к вере быстро.
Некоторым на это необходимо время.
А кто не слушал, тот солёный огурец
А тот, кто обозвал меня «язычницей», не убеждает, а навязывает. Если честно, после общения с такими людьми начинаешь избегать истово верующих. Особенно, если твоя вера еще не настолько окрепла.
Таких людей, как этот человек, хочется угостить «блином с припёком». Есть такое традиционное псковское масленичное блюдо. Это блин, в который завёрнут солёный огурец. Говорят, вкусно, но проверять почему-то не хочется.
Масленица — вообще праздник с подвохом, окутанный множеством тайн.
С блином на голове
Говорят, в незапамятные времена незамужним женщинам приходилось ночи напролёт печь блины, а потом ходить и угощать ими потенциальных женихов. По одной из версий, к жениху надо было подходить с блином на голове.
Почему девушки старались напечь как можно больше блинов? Во-первых, им важно было заинтересовать как можно больше женихов. А во-вторых, считалось, что каждый испеченный на Масленицу блин – это один солнечный день в году.
(Кажется, я понимаю, почему сейчас в году так много пасмурных дней: девушки разленились).
Но есть и другое объяснение Масленицы. Я вычитала в интернете, что масленичный блин – это вовсе не символическое солнышко, а поминальная пища. В Прощёное воскресенье наши предки приходили с блинами на кладбище и ели их прямо на могилах.
Скажи-ка, дядя, ведь недаром…
А впрочем, какая разница? Думаю, это нормально, когда одно и то же явление толкуется по-разному и по-разному воспринимается. Главное, никому не навязывать своё мнение.
Можно ли считать язычниками христиан, которых Церковь благословляет на простое человеческое веселье перед началом Великого поста? Разве плохо, если люди лишний раз соберутся всей роднёй и посидят за праздничным столом, угощаясь традиционными кушаниями?
Ведь даже в разоренной и сожженной французами Москве 1813 года о Масленице не забывали: согласно свидетельству историков, москвичи и в такое непростое время пели песни, а уличные торговцы в нарядной одежде предлагали каждому встречному блины.
Неужели мы с тех пор стали более «праведными» и должны почему-то отказаться от своих вековых традиций?