Волею Судьбы мне выпало в прошлом году достаточно активно заниматься исследованием родноверческого календаря, поскольку меня попросили вести соответствующую страницу в газете "Сота свободы". Ведя эту страницу я пыталась подавать информацию максимально объективно, прорабатывая календари разных родноверческих течений и разных авторов. Этого же года пришлось продолжить свои исследования в этом направлении, поскольку на очередной конференции объединения родноверческих общин, которое в этом году получило название "Собор украинских обычных общин" я был избран сопредседателем комиссии Собора по вопросам календаря.
Этой публикацией в прессе я преследую две цели: первое – подчеркнуть основных неувязках, которые существуют в календарях разных родноверческих течений, и второе – призвать научную общественность и всех неравнодушных читателей газеты "Сота свободы" к плодотворному и беспристрастного обсуждения поставленных задач.
Предвижу недовольство со стороны некоторых руководителей родноверческих конфессий, которые уже определились с календарем и ничего менять в нем не намерены. Но по моему мнению все же желательно прийти к какому-то общему максимально обоснованному календарю, поскольку чем больше людей празднует один и тот же праздник в то же время, тем энергетика этого праздника больше. Не пристаю на утверждение Богумира Николаева (Родовое огнище родной православной веры), что обряд им дано свыше, а потому не смотря ни на какие научные диспуты или доведения менять в нем ничего они не собираются. Эта мысль прозвучала в статье Богумира Николаева, размещенной на Интернет-сайте alatyr.org.ua на замечание относительно обрядового сожжения хлеба. Поэтому предвижу подобную реакцию на обсуждение вопросов, касающихся календаря.
Кем дано сверху? Наша давняя предковская вера тем и отличается от навязанной нам христианской веры или от других глобальных религий, что наши ведуны-волхвы при разработке обрядов опирались на достоверные знания-веды, а не слепо склонялись к той мысли, которая получила наибольшее распространение пропагандируется наиболее авторитетным человеком (в худшем случае наиболее денежной). Василий Михайлович Рыжий в книге "Роде наш красний" опираясь на глубокую мудрость наших предков написал: "Без веры нельзя любить, не убедившись нельзя верить, а чтобы убедиться, нужны полные и глубокие знания".
Поэтому возвращаюсь к первому вопросу: какие несогласованности существуют в календарях разных родноверческих направлений? Мелких рассогласований очень много и не считаю необходимым сейчас на всех останавливаться. Но все они сводятся к двум основным:
- Необходимо определиться, как праздновать наш главный праздник Пасху – или только по солнечному, или по солнечно-лунному календарю. Галина Сергеевна Лозко – Председатель Объединения Родноверов Украины в начале своей деятельности в определении даты этого праздника опиралась на два астрономических события: весеннее равноденствие и полнолуние. Пасха праздновалась в первое воскресенье, шедшее после них, что в принципе совпадает с датой, которую определяет католическая церковь (см. Также Климишин И. А. "календарь и хронология"). И новая информация о том, что убийство Иисуса Христа иудеями происходило ритуально и именно на полнолуние, изменила мнение Галины Сергеевны, и сейчас Пасха в ее общинах празднуют в воскресенье после весеннего равноденствия. Именно в воскресенье, причем по этому празднику день недели принципиален, потому что учитывает его энергетику. По тому же принципу определяется дата Пасхи и в других родноверческих конфессиях, то есть в ближайшее воскресенье после весеннего равноденствия, кроме РУН-веры, где учителем Львом Силенко было выбрано стойку дату 14 апреля, из практических соображений также каждый раз переносится на ближайшее воскресенье.
- Итак имеем четыре разных подхода при определении даты празднования Пасхи (четвертый – православной христианской церкви, см. И. А. Климишин).
- Еще один спорный вопрос-определение даты Новолетия: первый вариант – тот, что есть сейчас, первого января, второй вариант – на молодой месяц перед весенним равноденствием (вариант Галины Лозко) и третий вариант-именно весеннее равноденствие. Последний вариант пришел на ум, когда услышала о праздновании нового года в Узбекистане собственно на весеннее равноденствие. То, что возможны такие аналогии, делаю вывод на основе того, что празднуется оно подобно как и наш новый год с такими же обрядами.
- Что касается вопроса определения даты Пасхи то, не претендуя на истину в последней инстанции, хочу поделиться своими соображениями на этот счет. Проще всего было бы пристать к преобладающей в настоящее время тенденции по празднованию Пасхи на весеннее равноденствие, но не всегда то, что проще является одновременно правильным. Считаю, что для того, чтобы верно решить этот вопрос, необходимо рассмотреть его с разных сторон, в частности с точки зрения максимальной гармонизации жизни общества. Ведь именно такая цель стояла когда — то перед нашими волхвами. Хочу надеяться, что собственно такое задание поставил перед собой и каждый беспристрастный руководитель родноверческого движения в Украине. Причем, гармонизация как производственной деятельности (в древности это было в основном сельскохозяйственное производство), так и жизни самого человека с целью максимального сохранения его здоровья до глубокой старости.
По этому поводу заслуживают внимания исследования этнолога, кандидата исторических наук, заведующего кафедрой общенаучных и гуманитарных дисциплин Московского института экономики Творун Светланы Алексеевны. В своей книге "Практическая этнология для деловых людей" она разделяет праздники на календарные праздники с постоянной датой и переходные календарные праздники. Относительно переходных праздников то исследовательница отмечает следующее:
"Переходный народный календарь связан с изменением фаз луны и охватывает 16 недель – период, когда крестьяне сеяли, сажали, пересаживали растения, или готовились к севу – проращивали семена, сеяли парники. Наши предки давно заметили влияние Луны на погоду и рост растений. Именно в период сева они тщательно следили не только за температурным режимом, но и с фазами луны. Вполне вероятно, что счет времени в этот наиболее ответственный для земледельцев период шел не месяцами а неделями. Каждую неделю имел свое название и свои традиционные инструкции относительно сельскохозяйственных работ.
На сегодняшний день нам удалось установить одиннадцать из шестнадцати народных названий недель: прощен (колодка), жилистый, середопісний, похвальный, вербный, белый, пасхальный, ведущий, переплавний, зеленый, задушний."
А далее в книге приведена схема, на которой указаны три основные переходные праздники: Колодия (Масленица), Пасха и Зеленая воскресенье, равноудаленные друг от друга ровно на семь недель, и соответствующие названия недель, которые им предшествуют или следуют за ними.
Кроме того автор приводит думаю еще довольно не полный перечень народных примет, связанных с посадкой растений:
"На вербном недели не советовали сажать свеклу, чтобы не были чесоточными, как ива, на ведущем не рекомендовали сажать овощи, говорят, что плохо будет сходить. Удачным для посева и посадки считался белый неделю – посеянная в Чистый четверг пшеница будет чистой, посаженные на этой неделе тыквы должны быть желтыми и сладкими, а посеянные на зеленой неделе огурцы долго будут зелеными.
Такие рекомендации по севу или посадке огородных культур в определенные недели или переходные праздники, на первый взгляд, могут показаться надуманными, не стоящими внимания. Ведь эти даты не в числе, и амплитуда их колебания в разные годы достигает целого месяца, однако, каждый такой праздник каждый год совпадает с определенной фазой Луны. И если предположить, что эти фазы имеют существенное влияние на рост растений, детальное исследование такого календаря совместно с работниками сельского хозяйства может дать практические результаты."
Я в свою очередь, хотела бы увидеть исследование календаря со стороны специалистов-медиков, ведь не секрет, что фазы Луны также имеют большое влияние и на самочувствие самого человека. Поэтому смею сделать такое предположение, что введение определенных обрядов, правил поведения и питания нашими далекими ведунами-пращурами не могло не учитывать и этой как бы на первый взгляд "незначительной детали".
Поэтому еще раз повторю свое мнение-просьбу, с которой начала свою статью: прошу откликнуться людей соответствующих профессий, которые бы могли провести более основательные исследования в данном направлении. И только после таких разносторонних исследований мы сможем прийти к единственно правильному календарю, жизнь по которому позволит быть нам здоровыми и успешными.