Неделю начинает день ветхозаветного пророка Ильи, который отмечается 2 августа. По библейским преданиям, Илья жил в IХ веке до Рождества Христова, творил чудеса и живым вознесся на небо.

С принятием христианства к нему перешли функции славянского бога громов и грозы Перуна. Легенда гласит, что он разъезжал по небу в огненной колеснице. «…Карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганных бесов и преступивших Закон Божий сынов человеческих…» — такую картину рисуют письменные источники.

Главный атрибут Перуна — каменные топоры. Их, найденные в земле, называли «грамавымi», или «Перуновымi стрэламi». Верили, что «сякеры» защищают человека от рождения до смерти, даруют здоровье, увеличивают семьи, способствуют плодовитости «статка», плодородию земли, дают жизнестойкость, защищают от ударов молнии, спасают от эпидемий. «Сякеру» клали под кровать роженице для благополучного исхода родов, оставляли на дороге свадебного поезда. Клали на порог дома, вешали под крышей, хранили в «куфрах», даже лечили, натирая «сякерай» больные места. Считалось, что «сякеры» появляются на небе во время грозы, падают на землю и хранятся там многие годы, а потом выходят на поверхность. Верили, что «сякера», положенная на землю острием вверх, защищает урожай. Топоры брали в поле и там подбрасывали вверх, в небо, поближе к так называемому их хозяину — Перуну. Чтобы увеличить приплод «жывёлкi», «сякеру» крест‑накрест перебрасывали через животное. Даже помещали в «дзяжу», где ставили хлеб. Верили, что так он будет вкуснее и долго не зачерствеет.

Перун, как известно, божество воинственное. К его оружию относили еще и камни. Многие из них так и называются — Перуновы. Один из них имеется в Сенненском районе. Именем Перуна названа гора недалеко от Несвижа. В Берестовицком районе есть Перуново поле. Место считается опасным. Человек, попавший туда во время грозы, может погибнуть от удара молнии.

Предки верили, что пророк Илья ездит по небу в золотой колеснице, от грохота которой идет гром, а от ударов конских копыт вылетают молнии.

Илья, по народным поверьям, распорядитель дождей и гроз, защитник от всякой нечисти и зла, опекун нивы. Характер у Ильи более мягкий, чем у Перуна. Правда, разозлившись, он может наслать ливни, грозы, град.

В Ильин день после молебна в храме в бороздки между грядками клали куриные яйца. Это был своеобразный подарок святому и защита от стихии, которую он мог обрушить.

Предки верили, что Илья ездит по небу в золотой колеснице, от грохота которой идет гром, а от ударов конских копыт вылетают молнии. В народе любые погодные «неспадзяванкi» объясняли так: это Илья после того, как его одежда чуть не загорелась от сильной жары, поливает ее водой. Если наступала жара, объясняли так: Илья сушит свои промокшие одеяния.

По приметам, день Ильи — переходный. В это время природа готовится к следующему сезону. Говорили: «Прыйшоў Iлля, то i лета няма», «На Iллю да абеду лета, а па абедзе восень». Дни становятся более короткими. Об этом и поговорки: «Петра‑Павел час убавiў, а Iлля‑прарок аж два ўвалок». Начиная с Ильина дня пчелы перестают роиться.

Хотя дни еще могут быть и жаркими, Ильин день закрывает сезон купания. Вода в реках и озерах становится более прохладной. Говорили: «Iлля накiдаў ледзяня».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие