О пруссах в наше время известно не так уж много. Даже и профессиональным историкам. Этому народу решительно не повезло в исторической гонке: в XII веке он канул в Лету безвозвратно.
Как ни странно, о технологии изготовления копий (не обязательно прусских, вообще, в целом) тоже известно не так уж много. Копье привыкли считать обывательским оружием простого ратника — что там может быть интересного и сложного, так, кусок железа на палке!
Однако именно потому, что копья (и дротики) у большинства народов Европы Раннего Средневековья были основным оружием, к их производству относились с особым тщанием. Что можно увидеть, к сведению, на примере находок из прусского могильника Ирзекапинис, что в современной Калининградской области.
Подвергнутые металлографическому исследованию находки из Ирзекапиниса: 25 копий (причем втульчатых) и 2 черешковых дротика
Многие экземпляры дошли до нас в очень плохом состоянии, поскольку хоронили владельцев этих копий методом сожжения. Огонь "отпустил" закалку на многих участках, покрыл оружие толстыми слоями окалины, и т.п. Но кое-что восстановить оказалось можно...
Условные обозначения специально даю крупным планом. К сожалению, в лучшем качестве материала нет...Здесь а — железо; б — сталь; в — закалка; г — сварочный шов; д — высокофосфорное железо
Если не вдаваться в тонкости науки металлургии (для желающих разбираться в сорбитах, ферритах и пр. будет ссылка на первоисточник внизу), то можно сказать кратко: только меньшая часть копий однородна. Выполнена из одного куска железа или стали (хотя среди них есть и такие, и такие).
Большая часть этих "варварских" копий имеет, как ни странно, довольно сложную структуру. Так, у значительного числа исследованных прусских копий при изготовлении была применена технология, которую авторы оригинального исследования назвали методом пакетирования или многополосной сварки. Но еще у большего числа копий — сварочный дамаск (не моя терминология, так в источнике).
Разница между ними, согласно данной статье — в том, что при многослойном пакетировании сварочные швы идут вдоль пера, вдоль наконечника копья. У сварочного дамаска — наоборот, поперек.
Кроме того, у многих копий, изготовленных по "дамасской" технологии, часть железных полос выполнена из железа с очень высоким содержанием фосфора. Фосфор, в принципе, придает металлу твердость, но и хрупкость. Хотя одновременно он также дает очень красивый белый блеск. Очевидно, затем и был использован.
Потому что в копьях, изготовленных путем пакетирования, фосфорного железа нет вовсе. Что говорит о том, что мастер точно знал, что делал и какой результат хотел получить. И для разных изделий (разного назначения, разной "статусности") брал сырье из разных источников.
Кстати, у всех "дамасских" наконечников прусских копий узор — только в центре, а лезвия — наварные. Некоторые выполнены из высокоуглеродистой стали и хранят следы закалки. Лезвия, не весь наконечник целиком.
Что там по поводу японцев, гордящихся, что умеют одно лезвие, без клинка, подвергнуть особой, дополнительной закалке?.. А здесь — Пруссия, Самбия, дремучие леса, махровый VIII-XII век...))
Причем у дамасских копий "элитного" сегмента очень тщательно прокованы швы, в которых нет никаких следов шлака.
Вот так. А вы говорите — дикари, мол...)
Источник
Кулаков В.И., Толмачева М.М. "Технология изготовления копии пруссов (по данным могильника Ирзекапинис)"