Еще одна статья из истории Тушина.

Самые старые человеческие следы в регионе относятся к концу палеолита, то есть к более старому каменному веку,и имеют ок. 10 тыс. лет. Они были обнаружены недалеко от Тихова и Черноцина. Это кремневые орудия: тонкие и стружечные лезвия (рис. 1), остатки охотничьих лагерей в холодной тундре, Центральной польский. Охотились на мамонтов, диких лошадей, бизонов и оленей, бродя за дичью. [М. и В. Хмелевские, палеолит в центральной Польше, " ПАСЕ и материалы археологического и этнографического музея в Лодзи. Археологическая серия", № 22, 1975, стр. 19, табл. III-IV.]


Рис. 1. Инструменты палеолитические из Тихова; это кремневые орудия: тонкие и стружечные лезвия, являющиеся следом за лагерями охотников, охотящихся в прохладной тундре. Покрывали тогда земли Центральной польский. Они охотились на мамонтов, диких лошадей бизонов и оленей, это были кочевники, бродившие за дичью [С до ок. 10 000 лет]

В районе чернокнижника были найдены орудия охотников конца среднего каменного века под названием мезолит (VIII-VI тыс. до н. В более теплом климате в тундре выросли дубы, березы, сосны и грабы; влажность возросла, а животный мир обогатился видами животных, которые до сих пор встречаются в Польше. [K. Cyrek, E. Niesiołowska-Sreniowska, мезолит в центральной Польше, " работы и материалы археологического и этнографического музея в Лодзи. Археологическая серия", № 22, 1975, с. 34.]

Сделанные из кремня инструменты являются древнейшими находками изделий человеческих рук из региона; 9 таких инструментов были найдены в 1940 году на территории Тушинского леса рядом с”трамвайной остановкой". Нашедший описал их как неолитические, то есть относящиеся к более молодому каменному веку, продолжавшемуся на польских землях с VI по III тысячелетия до нашей эры. [A. Zabkiewicz-Koszańska, вклады к познанию прародителей Великой Лодзи и Лодзинского повята, "археологический обзор", т. IX, Р. 26-28, 1950-1953, С. 304.]

Наступил первый в мировой истории период быстрых изменений окружающей среды-видимого воздействия человека на его окружение; возделывание полей, разведение животных, строительство загонов. (В находках того периода в Бискупине 90 % костей были получены от сельскохозяйственных животных.)

Делая глиняную посуду, осваивая хонингование каменных орудий и возведение крупных жилых построек. Дроби глиняных сосудов, относящихся к этой эпохе, были обнаружены в нескольких населенных пунктах: в Сороцке, Дзивлахе (рис.2а-С) и Городище. [Н. Виклак, неолит в центральной Польше, " работы и материалы археологического и этнографического музея в Лодзи. Археологическая серия", № 22, 1975, стр. 74, 80.]

clip image006 1
Рис. 2:

  • A, B, C: дроби неолитических сосудов из стран; с до ок. 4500 лет
  • D: сосуд конца бронзового века из коленной чашечки
  • E: каменный топор бронзового века из Тыхова

Еще одна цивилизационная революция произошла с овладением навыками металлообработки. Первыми металлами, обработанными человеком, был сплав меди и олова-бронза, из которой изготавливались инструменты, оружие и украшения. Времена, когда этот сплав был основным сырьем, назывались бронзовым веком. На польских землях она продолжалась с конца III тыс. до середины VIII в. до н. э.

Распространение бронзы происходило очень медленно, еще несколько столетий большинство орудий делалось из камней. Памятники начала бронзового века, именно кремневые орудия и дроби глиняных сосудов, были найдены в Романове и Черноцине. Считается, что в 1700-1300 гг. до н. э. здесь существовали небольшие поселения. [М. Гасиор, тшцинецкая культура в центральной Польше, " работы и материалы археологического и этнографического музея в Лодзи. Археологическая серия", № 22, 1975, стр. 102.]

С конца бронзового века (1. пол. И тыс. до н. э.), Но есть кладбища в Кольпках и Тыхове. В погребальном обряде. Обгоревшие на костре человеческие кости иногда вместе с украшениями и предметами умершего высыпали в глиняные сосуды-урны (рис. 2Д), которые закапывали в небольшие ямы; осыпая их пеплом из погребального костра. Рядом с кладбищем в Тыхове был найден каменный топор, датированный концом бронзового века (рис. 2е), изготовленный с использованием техники шлифования и бурения твердого сырья. [З. Кашевский, Лужицкая культура в центральной Польше, " работы и материалы археологического и этнографического музея в Лодзи. Археологическая серия", № 22, 1975, с. 132; А. Зубкевич-Кошанская, Причинки..., с. 306, рис. 4.]

clip image008 1
Рис. 4. Дроби керамических сосудов раннего средневековья из Городища в рукописи

Погребальный обряд в урнах длился еще одну эпоху-железную, начавшуюся во второй половине VIII в. до н. э. из ее первого периода датируется гробница, обнаруженная в Вардзине в 1949 году. [С. Кашевский, культура..., с. 142.]

Первая описанная экспедиция на побережье Балтийского моря за янтарем была совершена посланниками Нерона (37 – 68); самый тяжелый кусок янтаря, привезенный в Рим, весил более 4.2 кг [Кравчук, стр. 6]; Янтарь уже был известен в Риме до Нерона, но во время его правления воцарилась мода на янтарь. Начались регулярные экспедиции. Купцы на тропе должны были спать и есть римские изделия и монеты начали поступать и распространяться среди местного населения. Этот период до ок. 500 год был назван римским периодом. Местное население уже в неолите [4000 -1500 гг. до н. э.] Янтарь применялось в магических лечебных процедурах. [Hensel s. 53]

Богатые могилы были найдены в так называемом римском периоде в Черноцине [Абрам]. Было открыто 14 пепельниц, усыпанных остатками костров. В пепельницах, помимо обгоревших человеческих костей, были найдены многочисленные украшения, оружие и предметы быта. Особого внимания заслуживает фрагмент меча из дамасской стали (рис. 3). С большой долей вероятности его можно считать продуктом Римской Империи. Такие мечи были привлекательным товаром, массово вывозимым за пределы империи римскими купцами, хотя за такой поступок тогда грозила смертная казнь. Еще один интересный пример прежнего вооружения-умбо-железная фурнитура центральной части щита. По крайней мере, в двух могилах были похоронены воины. В каждом из них было найдено по два наконечника длинного копья: копье и копье. Эти находки позволяют реконструировать вооружение воина более двух тысяч лет назад, состоящее из копья, копья, меча и щита.

clip image008 2
Рис. 3. Сосуды, украшения и оружие из гробниц римского периода на рубеже II-III веков нашей эры. Кладбище обнаружено на территории села Абрам в гмине Черноцин

Из других интересных предметов, обнаруженных на кладбище в Черноцине, стоит обратить внимание на так называемые фибулы (рис.3). В римский период пуговицы еще не были известны, и для соединения отдельных элементов мужского и женского костюма использовались именно фибулы, то есть богато украшенные аграфы, сделанные чаще всего из бронзы или железа, а также из серебра и золота. [Е. Кашевская, пржеворская культура в центральной Польше, " работы и материалы археологического и этнографического музея в Лодзи. Археологическая серия", № 22, 1975, с. 132; Е. Кашевская, кладбище римского периода в Черноцине, П. Лодзь, „археологические отчеты”, т. XXI, 1969, С. 99-102. ]

В Тушине были обнаружены следы поселения и могильника, датируемые веками с X по XIII, и, следовательно, датируемые местонахождением города. Однако эти объекты не были должным образом распознаны и являются лишь сигналом о том, что история Тушина длиннее, чем свидетельствуют письменные источники. В X-XIII вв. существовали также поселения в Городище и Водзине, где в 1929 году был найден глиняный сосуд, заполненный 58 так называемыми крестовыми денариями X-XI вв. и фрагментами литого серебра. К сожалению, они были потеряны во время Второй мировой войны. [Архив Волков № 4 и 6]

Несомненно, самым крупным раннесредневековым объектом в регионе был город в Рукоприи. Это городище, расположенное среди болотистых лугов, было построено в виде овала с двойным валом и двух траншей, бывшего рва. Внешний вал у основания ок. 15 метров в ширину. Его сохранившиеся фрагменты достигают 5 м в высоту. Несмотря на то, что это эффектный, привлекающий внимание объект, к сожалению, систематически разрушаемый в течение десятков лет, ему не повезло с археологическими исследованиями. Правда, археологи заходили в НАН дважды, однако исследования проводились в весьма скромном объеме. Удалось только установить, что валы города были возведены в так называемом избицком сооружении, т. е. он состоял из деревянных камер, заполненных камнями, а снаружи покрыт глиняной мантией, препятствующей его возгоранию. Жилая застройка города располагалась вдоль внутренних стен вала, а центральная часть представляла собой вымощенную площадь. Полученные из Городища фрагменты керамики (рис. 4) и найденная рядом с ним в 1936 г. посеребренная шпора позволили установить время функционирования объекта на IX-XII вв.

Источники для фрагмента:

  • Я. Каминьская, раннесредневековые Городищи земель Центральной Польский на фоне поселения, Лодзь 1953, стр. 58-59;
  • А. Хмелевская, исследования раннесредневекового городища в рукописи, П. Петркув Трыбунальский, "археологические отчеты", т. XXI, 1969, С. 209-212;
  • А. Хмелевская, поселение в центральной Польше с пол. X до пол. XIII в., " работы и материалы археологического и этнографического музея в Лодзи. Археологическая серия", № 22, 1975, с. 342.
  • Жак, древнейшие западнославянские отроги (раннесредневековые отроги с крючковато загнутыми внутрь крючками, Варшава–Вроцлав, 1959, табл. VII 2;
  • Я. Жак, л. Макковяк-Котковска, исследования центральноевропейского вооружения в VI-X веках, Познань, 1988, стр. 332, табл. XVI, 3.

В отличие от вопросов, связанных с городским поселением, погребальным обрядом или находками монет, в последние годы значительно обогатилось состояние наших знаний о сети поселений, в районе Вольбунки, где были обнаружены следы присутствия людей в раннем средневековье. Это результат общенациональных, поверхностных исследований, действия, названного археологическим изображением польский. в 80-х и 90-х годах прошлого века в бассейне Вольбурки было обнаружено более 70 новых археологических памятников, относящихся к раннесредневековому периоду. В районе АЗП Лазнов 69-55 находки были самыми многочисленными ок. 300 и 100. Следующим по количеству находок был район 71-53-сорока — 130 и 70 – 52 – Тушин, там было найдено 60-тоже долей глиняных сосудов. Находки в Лазнове, Чоснах и Сороцке позволили обозначить коллекцию найденных памятников как „ осадочный след / поселение „.”.[Витольд Свентославский, архив Вольбуры № 10 Тушин 2004 с. 33-36.]

Территория региона во II / III веках была заселена небольшими группами на полянах вдоль речных долин

В течение этого периода средняя плотность населения оценивается ниже одного человека на КМ 2.., то есть, что 10-местная семья имела бы в своем распоряжении площадь более 10 км 2 . Группы населения, которые хоронили своих умерших на общем кладбище, должны были быть небольшими.. они не охватывали более 20 душ. [В. Хенсель Польша ... С. 560]

[ ... ] Общины того времени применяли, следовательно, как постоянное, так и отполированное земледелие, стационарное и передвижное животноводство, дополняли свои продовольственные ресурсы плодами собирательства, рыболовства и охоты. Рассматриваемая система также отличалась большой гибкостью, легкостью перехода от управления с преобладанием экстенсивных методов к более интенсивным и наоборот. В условиях Центральной Европы в бронзовом и железном веках мы фиксируем, с одной стороны, концентрацию населения, где в продовольственном хозяйстве должны были преобладать более интенсивные методы земледелия, и, с другой стороны, менее заселенные территории, где доля животноводства и ассимиляционной экономики могла быть выше.

Однако во всех случаях он отличался гармонизированной структурой, обеспечивающей удовлетворение потребностей данного сообщества без чрезмерного разрушения окружающей среды, о чем свидетельствует уже неоднократно заявленная продолжительность заселения микрорегионов. Они простирались вдоль речных долин или водосточных желобов, разделенных участками компактных первобытных лесов, неиспользуемых или плохо проникших.

Их совпадение с отдельными водосборами обусловлено необходимостью адаптации продовольственного хозяйства к зонам естественной продуктивности, формируемым местным водным циклом, а также водным транспортом. Размеры эксплуатируемой территории не ограничивались, ибо отсутствие свободных пространств, а характер хозяйства наряду с рельефом местности, поскольку систематическое проведение каждого вида деятельности ограничивалось пространственно соответствующим ему максимальным расстоянием между местом проживания и местом эксплуатации. [Станислав Курнатовский, польские земли ... С. 330-331]

История, с момента появления человека до появления первых письменных источников, может быть изучена только путем археологических исследований. Новые методы исследования-Дендрохронология, фосфатный или геомагнитный метод, а также генетические исследования-применительно к новым открытым в бассейне Вольбурки более 70 новых археологических памятников, включая многочисленные Мультикультурные, позволят углубить наши знания о регионе.

Археологические раскопки-место появления на местах следов пребывания человеческих групп любой функции (лагерь, поселок, могильник и т.); Мультикультурные (Мультикультурные) из разных периодов времени – из разных культур.

Как и прежде, самые многочисленные памятники, в водоразделе Вольбуры, предоставили позиции в Лазнове. Вдоль линии, идущей от пересечения дорог Лазнув-Пепелава Михалов от полей Марусиков через здания Плесков, Кручков до леса, расположены археологические памятники, на которых были обнаружены находки:

  • На позициях 12 и 8 на высоком берегу Лазновянки бронзового века;
  • 11 и 13 из пржеворской культуры;
  • 4, 5, 6, 8, 11, 12, 13 из раннего средневековья. Среди памятников (находок) преобладали дроби глиняных сосудов. На позиции 11 их было найдено 116, на 12 – 74, а на 4 – 70. Расположение археологических памятников и наличие памятников пржеворской культуры, которая связывает бронзовый период с ранним средневековьем, что может свидетельствовать о постоянном заселении этого района с бронзового века до первой половины XIX века.

Витольд Хенсель помещает описанный участок в центре района, долгое время населенного праславянами, не позднее ок. 1000 г. до н. э. Этот тезис в свете последних междисциплинарных исследований кажется сомнительным, генетические исследования могут дать новые аргументы за или против.

Обнаруженный в 1933 году Бискупин учителем истории в школьной поездке, который заинтересовался торчащими из воды озера сваями, является богатым источником знаний о том же периоде, из которого датируются самые ранние находки в Лазнове. [Витольд Хенсель, древняя Польша, Ossolineum 1988, стр. 231]

Проводятся всесторонние археологические исследования, обогащенные лепкой и обжигом Горшков, изготовлением инструментов и украшений из рога и кости, строительством и обустройством хижин древними способами. Они используются для воссоздания жизни и занятий населения того времени. Визуализация всей материальной и природной сферы-животных одомашненных сельскохозяйственных угодий, периодически заполняемых людьми эпохи [постановка в исполнении археологической молодежи] дает представление об истории и в Лазнове. Епископин, по общему признанию, был большим поселением, дважды укрепленным оборонительными валами, защищенными глиняной облицовкой от возможности их воспламенения, доступ к которым защищали воды озера, а поселение на острове состояло из 100 хижин. Лазнов, напротив, мы можем оценить на несколько-до десятка хижин. Эти оценки основаны на том факте, что такие поселения тогда строились в форме замкнутого круга или овала [по соображениям безопасности]. Раскопки, которые позволили бы воссоздать форму поместья ii. особенности его застройки были бы еще одной предпосылкой происхождения людей, проживающих здесь. [Славяне или восточногерманский народ].

Епископская экономика

clip image012

Основными разделами экономики жителей Бискупина были сельское хозяйство и животноводство. Вырубка лесов, покрытых относительно пологими склонами долин реки Гасавки, соединяющей озера Гасавское, Венецианское и Скарбеницкое, создавала благоприятные условия для развития сельского хозяйства. В Лазнове территория была заселена склонами долины реки Лазновянки. — В районе этих озер жители Бискупина и окрестных сезонных поселений возделывали поля с помощью системы накаливания и чередования. Чередование паровых культур заключалось в том, что большая площадь пахотных земель была разделена на несколько частей, одна из которых обрабатывалась, а другие обрабатывались. На парах паслись стада коров и овец, удобрение которых удобряло почву. Перед тем, как приступить к выращиванию, обжигали заросшую паром растительность.

В лесах, окружающих сельхозугодья и пары, жители Бискупина использовали традиционную технику обработки земли. на определенном участке леса были вырублены кустарники и деревья меньшего размера. После высыхания их сжигали. Пожары также полностью уничтожали большие деревья или загорали их кроны. Загорелые стволы самых больших деревьев во время возделывания обходились стороной. В слое золы и обгоревшей лесной подстилки легко радовались борозды, в которые сено зерно.

Подготовленные таким образом поля использовались в течение двух или трех лет, и после того, как почва была очищена, они были оставлены, по крайней мере, на несколько лет, перемещаясь в другие, прилегающие лесные районы.

Много времени и энергии занимало жителей Бискупина защита полей и посевов от диких животных и птиц. Можно предположить, что поля были защищены всевозможными засеками и заборами.

С ранней весны до поздней осени большинство жителей Бискупина находились за пределами поселения . Это включало земледелие, сохранение урожая и разведение домашних животных. Вокруг Епископина образовался ряд сезонных открытых поселений.

Группа населения численностью от 700 до 1000 человек, населявшая Епископин и сателлитные поселения, занимала площадь около 25 км2, из которых интенсивным хозяйством занималось не более 1500 га.

Сельское хозяйство

Ежегодно высаживались поля площадью 150-200 га. землю обрабатывали конъюгативным способом, а также методом копания. Мы знаем из Бискупина два типа рал-так называемые кривогрудые и рыльчатые. Они были сделаны из дерева для кривогрудых Раков, запряженных волами или коровами. Шиловидный радл использовался для создания борозд в земле для посева зерна и, по-видимому, тянулся людьми с помощью привязанного к нему шнура или ремешка.

Большинство полей были засеяны пшеницей. Жители Бискупина знали целых четыре ее вида: плоскую, полбу, пшеницу обыкновенную и мелкозернистую. Также выращивали ячмень многорядный и обыкновенный, а также просо. Просо можно было выращивать на участках у усадьбы „садовым " методом.

Зерно измельчали на больших, в основном из гранитных жерновах с помощью каменных разбрасывателей. Перед измельчением зерно сушили или поджаривали у костра, чтобы сделать его более рассыпчатым.

На участках возле поселка выращивали бобовые, масличные и льняные культуры. Для выращивания использовались деревянные и роговые мотыльки, сделанные из оленьих рогов. Из бобовых выращивали кельтский Боб, съедобную чечевицу и горох обыкновенный. Эти растения обеспечивали большое количество растительного белка. Из масличных культур-Мак, Инианка и репа масличная. Репу, из которой выжималось масло, можно было употреблять как овощ. Лен в Бискупине использовался в основном как волокно. Найденные семена льна, смешанные с Инианкой, указывают на выдавливание из них масла.

Разведение

Очень важную роль в экономике тогдашнего населения играло животноводство среди костей, обнаруженных при раскопках, до 90% составляли кости сельскохозяйственных животных.

В Бискупине разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз и собак. Древесную смолу и дегтя отливали бронзой, выплавляли железо и отливали бусинки. Тканые и окрашенные ткани. Строили хижины, вырезая долбанки (лодка, выдолбленная из одного ствола дерева). Строились повозки и т.

Польский конек-близкий родственник лесного Тарпана, который в ледниковый период распространился по всей Европе. В Центральной Европе он жил дико на протяжении всего Средневековья, но уже в XVII веке он сохранился только в zwierzyniec Zamojskie недалеко от Замостья, упраздненного в конце XIX века. Из скрещиваний последних экземпляров с различными породами домашней лошади возникли польские лошади, из которых в 1936 году в Беловежи началась реституция формы первичных признаков, в настоящее время продолжается в Пепельне. Одомашненный Тарпан разводили жители поместья в Бискупине.

Вересковая овца примитивная короткохвостая порода, обитающая в северо-восточных районах Европы, происходящая от муфлона самой маленькой дикой овцы. Естественные популяции муфлона без примесей чужой крови в настоящее время встречаются только на Сардинии и Корсике. Овца вересковая характеризуется седым открытым руном, масса свиноматок ок. 32 кг, триков ок. 45 кг это порода, очень устойчивая к плохим условиям жизни. Епископские овцы были ок. 60 см в холке. Их разводили за счет овчинного мяса, давали также около 50 — 60 литров молока в год; при двукратной стрижке в год одна овца могла обеспечить 1,5-2 кг. шерсть.

Скот использовался наиболее широко. Он поставлял молоко, мясо, а также тяговое усилие, а также удобрения. Редко убивали телят и молодняк крупного рогатого скота. Разводимый скот принадлежал к короткорогим породам и был не очень высоким — рост, рассчитанный в холке, составлял чуть более 100 см. Предполагается, что каждая корова давала в среднем около 700 литров молока в год. Быков разводили на мясо и кастратов в качестве тягловой силы.

Выращенные козы напоминали современных. Эти животные не менялись в течение тысяч лет. У них были длинные прямые рога и коричневато-серая неравномерная окраска. Одна коза давала ок. 80-100 литров молока в год.

Собаки помогали охранять стадо, они были среднего размера. На многих сохранившихся костях сохранились следы собачьих зубов.

На нынешних экспериментальных участках произрастают четыре вида пшеницы: лен, кельтский Боб и льняное семя. (Льняное семя или льняное семя один из его сорт выращивается как масличное растение, семена содержат ок. 30% жира-быстросохнущее масло-как покос.)

clip image020
clip image022

Плотник

Плотницкие навыки населения бронзового века-единственные из наиболее изученных. Использовались бронзовые и железные топоры, не отказываясь одновременно от топоров и каменных топоров. Как показали опыты, сосну диаметром 25 см можно было срубить каменным топором за 20-25 минут. При рубке дерева топор забивали под углом 50° на уровне колен дровосека и короткими ударами отделяли от ствола длинные занозы. Хорошо известны породы древесины и их пригодность для строительства и изготовления бытовой техники. Например, для строительства хижин из-за прочности использовался труднодоступный твердый дуб, а открытый деревянный бассейн был сделан из липы, которая лучше всего подходит для этого.

Хата

clip image014

Как бы то ни было в бронзовый период, однако древесина постоянно обрабатывалась каменными инструментами, поэтому тот же принцип строительства, применяемый в настоящее время, дает здания лучше законченные. Летково-Сумская конструкция дошла до наших дней. Он включает в себя использование столбов (латов), связанных сверху и снизу горизонтальными балками; поля между столбами заполняются короткими балками, то есть сумиками. Площадь хижины была ок. 80 м 2. в хижинах не было окон, единственное внутреннее освещение получалось через дверь, которая помещалась в южной стене. Деревянные стены были заделаны мхом и глиной, а плетеные двери утеплены шкурами животных. У входа с обеих сторон был вестибюль. В нем хранились сельскохозяйственные принадлежности и инструменты, а зимой также скот, пасущийся летом на окрестных пастбищах. За вестибюлем располагалась палата с очагом, сложенным из полевых камней, и общей для всей семьи ложем. В хижине не было потолка, дым от костра скапливался на чердаке и постепенно проникал сквозь соломенную кровлю ( в Бискупине из тростника).. Дымоходы на домах появились только в XII веке; в течение всего этого периодакурные хижины были единственным типом домов во всем славянстве. [Збигнев Жидлинский, деревянное строительство, Лодзь 1973, стр. 7]

clip image016

Деревянный пол был залит глиной. Треть поверхности была покрыта ложами, — часто двухуровневыми. В летнее время жители чаще всего находились вне зданий, занимаясь земледелием, земледелием, собирательством, охотой и рыболовством. [Витольд Хенсель, древняя Польша, Варшава, 1988, стр. 231 и карта XXXII; и раннесредневековая славянство, Варшава, 1987, стр. 518.]

clip image018

Собирательство

Питание дополнялось сбором дикорастущих растений. Квиноа, лебеда, борщ, щавель и молодая крапива использовались для приготовления супов. Собирали фундук, ежевику, малину, боярышник, терн и бузину. Желуди и Бучина были пищей для свиней, однако в неурожайные и предновские периоды их также можно было измельчать на жернах и есть людьми. Леса давали грибы, землянику и черные ягоды. Диким пчелам подбирали мед. Травы, такие как хвощ, зверобой и мята использовались для лечения некоторые из дикорастущих растений обеспечивали натуральные красители.

Охота

Как мы уже упоминали, около 10% костей, найденных в Бискупине, принадлежали диким животным. Были пойманы различные виды животных, обеспечивающие как мясо, так и мех. Чаще всего охотились на оленей и косулю. Эти животные также поставляли рога, используемые для изготовления инструментов. Для изготовления инструментов в основном использовались кости диких животных, которые были более устойчивы к ударам и изгибу, чем кости домашних животных.

Также охотились кабаны, медведи, волки, лисы, зайцы, барсуки, рыси, выдры и бобры.

Для охоты на животных использовались дротики и Луки. Наконечники копья и стрел были сделаны из рога и кости, реже из бронзы. При охоте с нагонкой дичь загоняли в водно-болотные угодья, где обездвиженную легко можно было убить. Также использовались различные виды ям, ловушек, вырытых на дорожках для водопоев и ловушек.

Рыболовство

Ловили удочками, косяками и сетями. Во время раскопок были обнаружены большие крючки для удочек из бронзы. Некоторые костяные иглы также могли служить крючками. Многие открытые поплавки и грузила свидетельствуют о широком использовании сетей для рыбалки. Поплавки для сетей чаще всего имели круглую или прямоугольную форму и делались из сосновой, реже Березовой и Тополиной коры.

Сети были развернуты с помощью лодок-долбанков. Из Бискупина известна лодка-долубанка, которая после частичного разрушения использовалась для строительства волнореза. Лодки-зубила не меняли свою форму на протяжении многих веков-от неолита до Средневековья, что очень затрудняет их датировку. Во время раскопок также были обнаружены небольшие весла, сделанные из цельного куска дерева.

Некоторые из обнаруженных костяных наконечников могли использоваться в качестве косяков. Косяки использовались для укола донной рыбы, например угрей, а также для ловли, особенно зимой, в прорубях. После весенних паводков в дуплах на окрестных лугах оставалось значительное количество рыбы, которую с помощью косяков можно было легко выловить. Чаще всего ловили лещей, плотву, окуня, щуку и сома. Сохранившиеся, очень большие круги щуки и сома указывают на то, что это были экземпляры весом от нескольких до нескольких десятков килограммов. Самому старому сому, обнаруженному среди "лужицких" костных останков, было 32 года, и он весил несколько десятков килограммов.

Гончарство

Глина была одним из основных, широко используемых сырьевых материалов. В зависимости от потребностей использовалась глина без примесей, извлеченная из местного месторождения, или добавлялись различные примеси песка и щебня, или органические материалы, такие как трава, солома или щетина. Посуда из глины была очень хрупкой и при перемещении или при контакте с огнем часто ломалась. Поэтому домашний "сервис" нужно было постоянно пополнять. Фрагменты керамики — самый многочисленный исторический материал в Лазнове.

clip image010 1

Для изготовления небольших тонкостенных сосудов, вымешанных из одного куска глины, использовалось „жирное” сырье и без примесей. Гораздо больших навыков требует изготовление большой, так называемой ресурсной и кухонной посуды. Они были склеены из последовательно, спирально склеенных роликов. Затем поверхность сосуда была сглажена. Расположенные в основном в верхней части ушного горшка, они были встроены в стенку для так называемого шип.

Большие сосуды имели в основном шероховатую поверхность. Меньшие, с гладкой поверхностью, часто были богато украшены. Иногда, очень редко, поверхности посуды были окрашены.

Было обычным делом украшать керамику глубоко гравированным орнаментом, наполненным белой известковой массой. Таким образом, она была инкрустирована m.in. чаша со сценой охоты на оленей. Посуду обжигали на открытых Топках и Печах, где температура доходила до 700° С. перед обжигом посуду сушили в прохладном, проветриваемом месте. В зависимости от размера блюда и погоды, сушка длилась от нескольких до дюжины дней. Гончарное дело населения бронзового века пржеворской культуры достигло высокого уровня. Некоторые методы и методы, используемые в этой области производства, до сих пор составляют тайну Гончаров раннего железного века.

Обработка волокна, ткачество и плетение

В настоящее время трудно воспроизвести способ обработки льняного волокна. Можно предположить, что лен был пропитан, а затем с помощью так называемого ткацкого меча „обмочился". Овечья шерсть для плетения получалась путем выщипывания флиса. Для стрижки овец жители Бискупина также могли использовать бронзовые и железные ножи. Таким образом, полученная шерсть после расчесывания была готова к прядению. Прядили деревянным веретеном, утяжеленным глиняным пряжей. Многочисленные находки пролетов из района всего поселения свидетельствуют о том, что почти все жительницы лужицкого Бискупина умели передвигаться. Также находки ткацких Весов указывают на распространенное мастерство плетения. Льняные и шерстяные ткани изготавливались на вертикальных ткацких мастерских. В ходе раскопок было обнаружено деревянное основание мастерской. В это основание были встроены так называемые staciwa, то есть рама, на которой была расстегнута основа. Иногда каркас ткацкой мастерской встраивали в прорезанные в балках улицы проемы. Для нагрузки основы в ткацком цехе использовалось от 10 до 16 ткацких Весов. В Бискупине было найдено 9 ткацких Весов, взятых из одной мастерской. Внутри хижин царил полумрак, поэтому при благоприятной погоде мастерские выносили и ткали снаружи. Из сплетенных материалов шили с помощью коричневых и костяных иголок простые наряды.

Подобная техника плетения использовалась в плетении, и хотя в Бискупине не сохранились плетеные изделия, по отпечаткам на глине, а также по способу изготовления дверей в хижины мы знаем, что эта техника была широко известна. Предположительно, из соломы и камыша были сотканы различные виды матов и контейнеров, например, для зерна. Также из плетения и некоторых корней были сотканы кобели и корзины.

Обработка кожи

Много времени жители Бискупина посвящали обработке шкур. Для их изготовления использовали, в частности, золу и дубовую кору. Сохранились также многочисленные инструменты, используемые для обработки, такие как: скребки для ребер, костяные и каменные трекпады, костяные и бронзовые шила, обрамленные костяными ручками. Для резки шкур использовались бронзовые и железные ножи и кремневые осколки с острыми краями. Из шкур меховых животных шили одежду на зиму. Шкурами покрывали кровати и покрывали ими. Они также использовались зимой для герметизации плетеных дверей. Толстые коровьи шкуры разрезали на прочный пояс, и, возможно, из них шили и зимнюю обувь. Летом ходили в лаптях из липового глотка или босиком.

Обработка кости и рога

Более половины инструментов, обнаруженных в Бискупине, были сделаны из рога и костей диких животных. Как мы уже упоминали, кости диких животных из-за своей конструкции более устойчивы к ударам и изгибам для смягчения рога и кости перед их обработкой использовались натуральные кислоты, которые делали твердое сырье пластичным, и их можно было резать, строгать, а также выдолблять в них отверстия. Предположительно, Рог и кости перед обработкой замачивали в течение нескольких недель в творожном молоке или закапывали в яму с листьями щавеля. Инструменты из рога и кости широко использовались. Из этого сырья изготавливались мотыги различной формы, молоты и клинья, скребки и трекпады, шила и иглы, наконечники стрел и копья.

О верованиях

О торговых контактах с украшениями или одеждой мы будем что-то знать после проведения раскопок. Ссылка в этих вопросах Лазнова на Епископина рискованна, торговля – тесно связана с географическим положением. Верования, одежда и украшения-это вопрос родовых отношений. В XX веке этнологи зафиксировали в Польше более двадцати разновидностей народных костюмов. О верованиях мы кое-что узнаем после осмотра кладбища; начиная с того, что было в XIX веке среди археологических памятников пржеворской культуры.

Составление и фото с Бискупиной Здислав Стасяк

Поиск

Журнал Родноверие