Редко кому удавалось подержать в руках вещь, которой тысяча лет. Топор, в буквальном смысле покрытый налетом веков, оказавшись в моей руке, сразу сказал о своем древнем владельце многое. Это был сильный мужчина, потому что предмет весьма и весьма увесист, и мог он орудовать топором не только в хозяйстве, но и в бою. А сколько эти древности расскажут настоящим специалистам – археологам?

Красногорский марийский могильник X века, найденный в прошлом году, после недавно организованной МарНИИЯЛИ экспедиции начал раскрывать свои тайны. Самые первые данные поистине уникальны, а ведь еще идет черновая работа, научный анализ впереди.

Жутковатая находка

Удивительна и предыстория археологической находки. «Марийская правда» уже писала об этом в октябре 2018 года. Напомним, что практически в центре поселка Красногорский при строительстве дома местный житель и помогавшие ему рабочие наткнулись на череп. Такая находка, естественно, не на шутку встревожила, и череп оказался в местном отделении милиции. Новость сразу попала в разряд криминальных, а в прессе появилось жутковатое фото найденного. Но именно так на криминальной истории и была поставлена точка и появилась история археологическая – специалисты разглядели в газете «свою» древность.

- Наши сотрудники тут же выехали на место, — рассказывает главный научный сотрудник направления археология МарНИИЯЛИ, доктор исторических наук Татьяна Никитина, — в результате подтвердилось, что в Красногорском располагался марийский могильник X века. Министерство культуры республики сработало оперативно, в начале этого года могильник взят под охрану государства как объект археологического историко-культурного наследия.

Местный научный мир был взбудоражен этой находкой. И было от чего. Татьяна Никитина, руководившая экспедицией в июле этого года, говорит:

- Для нас это очень интересно, потому что X-XI век – это расцвет марийской культуры. Это период развитых культурных и торговых контактов с Волжской Болгарией и Русью, а также с соседними финно-угорскими народами. Находки этого периода дают огромную информацию для изучения как материальной, так и духовной культуры. Но, знаете, какая была ситуация до нынешнего года? Такие памятники обнаружены и изучались в Нижегородской и Костромской областях, то есть в смежных районах с Марий Эл, а также в Юринском районе на западной окраине расселения мари. А в центре марийской территории мы не имели ни одного вещдока, чтобы говорить о марийской культуре этого периода. Памятники на окраинных территориях проживания марийцев находятся в контактной зоне с другими народами, и культура подвержена воздействию соседей. Очень хотелось посмотреть, какая она в более чистом виде. Потому Красногорский могильник нас очень заинтересовал.

Подарок к 100-летию

Археологи искали доказательства и раньше, проводили разведки, но это же не курганы, а грунтовые могильники, а в их обнаружении элемент случайности и везения всегда превалирует. Но не только это заставило ученых и их помощников работать в экспедиции без обедов и выходных по 12 часов. Впервые им пришлось проводить раскопки в самом центре оживленного населенного пункта, у публики на виду. Оставлять раскопки открытыми было небезопасно. Археологи не столько опасались, что кто-то что-то возьмет из могильника, а скорее того, что любопытствующие просто потопчут, сломают по неведению, много ли надо вещи, которая пролежала в земле тысячу лет?

- Местное население отнеслось очень хорошо, — продолжает Татьяна Багишевна, — особо никто не вмешивался. Может, останавливал страх перед погребенными. Мы работали около двух недель. К нам присоединилась группа из семи волонтеров из Костромской области, с которыми мы работали на Шарьинском марийском могильнике. Люди приехали за свой счет за 400 километров, и спасибо им, потому что пройти верхний современный слой оказалось не просто.

Он небольшой, сантиметров 50, но дался тяжело: там оказались и кирпичи, и старый разбитый асфальт, и всякая выброшенная рухлядь, которую со временем затянуло в землю. Зато потом открылся древний слой – марийское захоронение, которое для ученых отличается удивительным богатством.

- Сама экспедиция проводилась за счет программы «Культурное наследие Марий Эл». И хотя финансирование было небольшим, ведь обнаружен памятник неожиданно, результаты, несомненно, обогатят историю нашего края. Это бесценный дар к юбилею республики. Наша республика уверенными шагами движется к историческому рубежу – 100-летию со дня основания, — говорит директор МарНИИЯЛИ, кандидат исторических наук Евгений Кузьмин, — и научное сообщество вносит свою лепту для достойной встречи этого знаменательного события. Так, готовится фундаментальная многотомная История Республики Марий Эл. На каждом хронологическом отрезке будут представлены новые факты и интерпретации. Последние достижения наших археологов крайне важны для более четкого понимания истории республики и этнической истории народа мари.

Статусное погребение

В июльской экспедиции археологи вскрыли восемь доступных погребений, дальше пока не позволяют работать строения поселка.

- Не терпится услышать, что вы нашли? — спрашиваю Татьяну Багишевну.

- В настоящее время изучено четыре ингумации, то есть трупоположения, и четыре кремации, то есть покойные были сожжены. Все могилы с трупосожжением мужские, причем сожжены мужчины очень статусные. Об этом говорят наборные пояса с металлическими накладками, культовые вещи, такие знаковые украшения, как подвески из птиц, оружие. В каждом погребении обязательно есть втульчатый топор, в двух обнаружены копья. И еще о высоком социальном статусе говорит то, что в головах у всех кремированных мужчин был женский дар, свертки с подношениями – завернутые в одежду украшения. То есть женщина так символически уходила со своим мужчиной.

- Почему на одном могильнике люди захоронены по-разному?

- Пока сказать трудно. Причины могут быть в традициях, разном социальном положении, статусе. Возможно, для воинов существовал один обряд, для ремесленников – другой. Мы данные накапливаем. Что объединяет все погребения – они очень богатые, рядом всегда находим какие-то дорогие по тем временам вещи. А в прошлом году на этом же могильнике мы нашли одно очень странное мужское трупоположение, у мужчины ноги были связаны нарядным наборным поясом. Это говорит не только об особом положении человека, уважении к нему, но и о том, что его побаивались. Кто это мог быть – вождь, кузнец или исполнитель обрядов? Мы еще все эти материалы не анализировали.

- Что дает вам информацию?

- Мы берем все! Покрытия, чтобы определить, во что были одеты люди, это, как правило, мех и войлок. Берем весь антропологический материал, даже жженые кости килограммами, потому что по ним можно получить информацию о половой принадлежности, возрасте, заболеваниях, особенностях обряда погребения. Кремация существовала у многих народов, но у славян и финно-угров она проходила по-разному, и мы всегда из этих деталей вытягиваем максимальную информацию. Например, славяне в определенный период помещали жженные кости в сосуды. Предки коми небольшое количество косточек вместе с разрозненными вещам помещали в засыпь могильной ямы. Если обнаружена кремация марийского населения, то кости лежат скоплением в сопровождении украшений и орудий труда или оружия. И это не случайность, а погребальный обряд, по которому с большой вероятностью можно сказать, чье это захоронение. Вот из совокупности таких данных получается научный этнический портрет.

- В чем особенности древних захоронений?

- В отличие от современных православных, захоронения делались глубиной 70-75 см, не больше. Раньше так мелко хоронили по языческим традициям. Видимо, поближе к небу и солнцу, как и в молитвах.

- Я вижу много изделий и украшений из металла, откуда они?

- Как женщины, так и мужчины носили металлические украшения. Как раз украшения и обереги позволяют нам с высокой точностью определить хронологический период. Что касается металла, это любопытная тема, ведь марийцы жили не в зоне его добычи. Они привозили украшения, но не носили чужие, а делали из них собственные. Ювелиры переплавляли их в соответствии с местными традициями, вносили свой орнамент. А орнамент – это символический ряд, который предназначался не только создавать красивость, но в первую очередь выполнять оберегающую функцию. В древности вышивка выполнялась металлической нитью, изготовленной из оловянисто-бронзового сплава. К сожалению, мы не можем взять вышивку целиком, олово плохо сохраняется. Только на фотоаппарат фиксировали орнамент, и он на глазах у нас рассыпался. И как-то мы с металловедом Сергеем Якуповичем Алибековым попробовали провести эксперимент, чтобы узнать, сколько металла нужно на вышивку. Так вот, массивного браслета достаточно, чтобы расплавить, растянуть в тоненькую нить и расшить целое платье! Это к вопросу, что, несмотря на отсутствие металла в регионе, наши предки научились решать проблему с украшением одежды. Я думаю, что и вышивка нитью в тот период существовала тоже, но, к сожалению, она не дошла до нас из-за плохой сохранности органики.

- А есть ли связь между древним могильником и современным поселком?

- Не думаю, что есть какая-то историческая связь. Древнее жилье у Красногорского могильника мы пока не обнаружили. Но в Красногорском мы и не начинали поиск поселения, так как научные изыскания только в начале пути. Думаю, что захоронения проводились не очень близко к месту проживания. Вероятнее всего, это была сакральная священная зона, связанная с потусторонним миром, которая находилась в некотором отдалении от жилой зоны.
В заключение можем утверждать, что это марийское захоронение X века. В отличие от изученных ранее аналогичных некрополей можно сказать, что в этом могильнике почти нет западных связей, зато наиболее выражены прикамские, даже уральские контакты. Все остальное покажет дальнейшее изучение. В любом случае мы находимся в черновой стадии работы. Для научных выводов может потребоваться не один год.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие