«Викинги снова пытаются зайти с фланга, и это им удаётся»
В этом сражении мечи и топоры скрестили русская тяжелая дружина XIII-XV веков и подвижные скандинавские викинги. Исторически такое невозможно. Но на фестивале «Кречет» в схватке могут сойтись представители разных эпох. Зрители, приехавшие на фестиваль военно-исторической реконструкции, с замиранием сердца наблюдали за боем. С не меньшим интересом знакомились с доспехами воинов.
«В качестве доспеха используется кожаная броня. Броня из кожаных толстых пластинок, покрытых воском. То есть это представляет собой, фактически, ту же самую кирасу, но более устойчивую к коррозии»
«Кречет» собирает увлечённых исторической реконструкцией людей уже в пятый раз. В этом году количество клубов-участников выросло почти втрое. Здесь, кроме Ивановских реконструкторов, гости из Владимирской, Ярославской и Костромской областей. Вместе со зрителями они погрузились во времена становления Российского государства.
Дмитрий Моклецов, руководитель военно-исторического клуба «Мономах»:
«В городских условиях не каждый день увидишь людей в средневековой одежде, в доспехах. Хотя бы в руках понянчить меч, понять, что это такое, такая тяжесть, попробовать так называемое фланкирование сделать, как сейчас его казаки называют. Просто-напросто пофехтовать мечом, попробовать пофехтовать на копьях, надеть на себя доспех, вот когда ко всему этому прикасаешься реально, руками, когда на себя надеваешь доспех — совсем другие ощущения. Это буквально история наощупь»
Историческая реконструкция затягивает не только мужчин, увлечённых оружием и доспехами. Женщин среди любителей истории не меньше. Они отвечают в развёрнутых лагерях за быт. Его стараются воссоздать с такой же тщательностью и достоверностью. Татьяна Лебедева, например, не так давно в этом деле. Но, как каждый историк, заражает своим увлечением.
Татьяна Лебедева, учитель истории, представитель клуба «Русская дружина», Лежневский район:
«Это Новгород, вятичи. Дело в том, что в XIII веке вятичи, скажем так, ассимилировали Суздальскую землю, Владимирскую, поэтому, по раскопкам, здесь тоже они жили. Поэтому костюмы вот такие. Интересно тем, что уже в это время, во-первых, проникает христианство, и язычество с христианством смешиваются. И появляются интересные украшения, интересные атрибуты костюма»
Среди участников пятого «Кречета» — Ивановский исторический клуб «Харалуг». Они восстанавливают эпоху походов шведских викингов IX-X веков. Прежде чем создавать образ, проводят длительную исследовательскую работу. Только после понимания эпохи в целом, нравов и быта того времени, создаётся оружие или комплект одежды.
Сергей Минченков, руководитель клуба исторической реконструкции «Харалуг»:
«Мы привлекаем древнерусский материал, однозначно, потому что мы находимся на Восточном пути, то есть, как бы, мы путешествуем, мы приплыли на Русь. Поэтому элементы дружинной культуры определённые обязательно заимствуются. Как я сказал, викинги — маргиналы, неопределившиеся, немножко неопределённые. Вот пояс, пояс — это шведский пояс, это как раз шведская Бирка, а сумка — это Шестовица, Южная Русь»
Фестиваль военно-исторической реконструкции «Кречет» не зря привлекает всё большее количество и участников, и зрителей. Даже представителям власти не чужда романтика Средневековья.
Сергей Низов, глава Администрации Ивановского района:
«Мне это самому лично интересно, это действительно интересно. Сейчас вот обсуждали кузню походную, я её никогда не видел, до сих пор вот. Сейчас они будут здесь изготавливать различные свои инструменты, посмотрим, как в походных условиях работало, вот это для меня новое. Я это не видел ещё за предыдущие четыре года»
Виктор Смирнов, председатель Ивановской областной Думы, руководитель Ивановского регионального отделения «Российского военно-исторического общества»:
«Обращение к теме Средневековья Руси, к истории, к истокам Русского государства, которое формировалось, в том числе, и на землях, где сейчас находится Ивановская область, является, безусловно, интересным для молодёжи, не менее интересным, чем другие героические периоды нашей истории»
Всё это только подчёркивает то, что военно-историческая реконструкция — не дань моде; для многих это жизнь — жизнь, как минимум, в двух эпохах.