В мире есть немало древних сооружений, над разгадкой строительства которых ученые бьются до сих пор. Но, оказывается, в самом центре Ульяновска есть мастерская по производству древних драккаров — деревянных кораблей викингов с высоко поднятыми носом и кормой. Перед своим домом их строит историк-реконструктор Владислав Глухов.

Многие даже не подозревают, какова широта его культурных интересов и интенсивность творческой жизни. Корреспондент «Народной газеты» пообщался с ульяновским викингом и узнал, как ему удалось в одиночку выстроить целую флотилию драккаров и русских ладей.

Родом из прошлого

Любовь к кораблям у Владислава Глухова появилась еще в детстве: свою первую лодку он построил уже в 12 лет, с тех пор корабли навсегда запали в душу, а конструирование судов стало делом всей его жизни.

Наше государство фактически и образовалось благодаря кораблям, с помощью них осуществлялась торговля и взаимодействие с развитыми государствами: Византией, Персией, — рассказывает Владислав, показывая нам строящийся красавец-драккар, декорированный изысканной резьбой. С норвежского языка слово drakkar переводится как «дракон». Внешне корабль и впрямь напоминает огромное сказочное существо. Уже исторически установлено, что в Старой Майне находились поселение варягов и важный торгово-экономический перевалочный пункт

Действительно, берега самого древнего российского села Старая Майна до сих пор помнят ладьи скандинавов и древних булгар. В Старой Майне сходились сразу три великих торговых пути: из варяг в арабы, который проходил непосредственно по самой Волге, из Средней Азии в Булгарию и путь из Булгарии в Киев. Многие археологи выдвигают гипотезу о том, что даже Киев моложе Старой Майны на целых двести лет, а в качестве доказательства предъявляют найденные здесь археологические находки: серебряные украшения скандинавов, перстни булгар, хазарские дирхемы и монеты из разных концов света.

 121

У драккара обязательно должен быть ростр (от лат. rostrum — клюв, выдающаяся часть, нос корабля), который сооружался в виде головы какого-либо животного, обычно в виде головы дракона. Его было принято убирать с носа корабля, когда судно приближалось к дружественным землям. Обычно викинги нападали на врагов рано утром. Представляете, из тумана вылезает такая голова — конечно, это вызывало неподдельный страх и ужас. Такие «украшения» присутствовали только на боевых драккарах, на грузовых судах их чаще всего не было,

— делится Владислав

Драккар своими руками

Чтобы со всей достоверностью воссоздать древнее судно, Владислав долгое время изучал историческую литературу, эскизы и гравюры старинных лодок, советовался с преподавателями педуниверситета, который сам и окончил.

Раньше не было никаких чертежей, но были выдающиеся мастера. Каждый корабль получался по индивидуальному проекту, но всегда соблюдались общие принципы постройки кораблей, — отметил мастер. — Главное условие — чтобы корабль был устойчивым, мореходным. Традиционно корабли делали из дуба и покрывали смолой, сейчас в основном я делаю из сосны

Для обшивки ладьи используются доски, укладывающиеся внахлест. Славяне скрепляли их деревянными гвоздями (нагелями) и сшивали вываренными в смоле корневищами елей. Викинги же фиксировали доски уже железными гвоздями-клепками. Затем вся конструкция конопатилась (волосами у викингов и пенькой — у славян), а потом смолилась. Уникальные обводы и способ сборки «внакрой» создавали небольшую воздушно-пузырьковую прослойку, которая повышала скорость движения судна, особенно при большой скорости при попутном ветре (эффект глиссирования).

 120

С годами старинная технология скандинавов модернизировалась — на смену архаичным материалам пришли доступные по цене аналоги. Сегодня вместо веревок используют металлические клепки, а дорогостоящую и дефицитную смолу заменяют современными жидкостями: герметиками и специальными лаками.

Производство древних кораблей — драккаров — отлажено преимущественно на специализированных предприятиях, да и их по пальцам перечесть не только в России, но и в мире. Наиболее известными в нашей стране являются заводы в Петрозаводске и в Липецкой области. А вот желающих построить драккар в одиночку еще меньше, их фактически нет. Иногда в тяжелой и кропотливой работе нашему мастеру на выручку все же приходят сыновья и даже соседи, ведь заказы поступают со всей нашей необъятной Родины.

Судна, вышедшие из-под топора Владислава, продуманы до мелочей, они не только представлены в музейных экспозициях и исторических клубах, но и принимают участие в историческом кинематографе. Так, ладьи мастера образца VIII — X веков принимали участие в съемках документального фильма «Русь. От рассвета до заката» и в известном сериале «Рюриковичи. Первая династия».

Под контролем ГИМС

Каждый корабль мастера оформлен по закону и регистрируется в базе данных Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) МЧС РФ. Потом они проходят ходовые испытания, на которых проверяется их устойчивость и грузоподъемность. Если все хорошо, ладье присваивается судовой номер и выдается технический паспорт. Например, обязательно проверяется соотношение длины, ширины и высоты бортов судна, а количество пассажиров не должно превышать 12 человек. Для сравнения: раньше в ладью садились по 20 — 30 воинов, которые ходили на них в торговые и боевые походы.

Владислав не только любит строить суда, конечно, он любит и путешествовать. Для этого мастер прошел специальное обучение по специальности «капитан маломерного судна», чтобы самому протестировать свои творения на водных просторах.

Под историческими парусами — в будущее

Владислав Глухов создал и продолжает создавать новую достопримечательность Ульяновска, однако за все эти годы так и не нашел заинтересованности со стороны городских чиновников к своему делу.

Когда мы проводили народный опрос, главной ассоциацией к словосочетанию «парусный корабль» у отвечавших в лучшем случае был фильм «Хозяин морей», а в подавляющем большинстве — «Пираты Карибского моря» и Джек Воробей. Пора изменить ситуацию!

Мои корабли находятся в музейных коллекциях, исторических клубах по всей России. Обидно, что в нашей области, расположенной на Волге и имеющей непосредственное отношение и к варяжским поселениям, и к развитию торговли в Древней Руси, мое увлечение никому не нужно, полное безразличие,

— с грустью признался Владислав

Возможно, в администрации города все же появятся люди, готовые поддержать инициативу ульяновского викинга и задержать драккары в Симбирской гавани. Согласитесь, в год празднования 375-летия Симбирска-Ульяновска драккар как музей-выставка мог бы поднять интерес к нашему городу как к туристическому центру и служить образовательным и куль­турно-историческим центром.

Зачем это нужно городу сейчас, зачем нужно всем нам? Глухов убежден, что это нужно не нам, как ни пафосно это прозвучит, а нашим детям. Тем, кто скоро придет нам на смену.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие