Пока деревянных дел мастера трудились над воплощением творческих идей, жители и гости района принимали участие в мастер-классах. Пожалуй, самыми яркими и запоминающимися стали мастер-классы долганских художников, собирателей традиций и ремёсел коренных народов Севера и Сибири Юлии и Евгения Поротовых.

Супруги специально создали и представили в Увате в здании ФОК «Иртыш» новый авторский проект «Белый путь», который включает в себя выставку академической живописи и направления диджитал-арт.

Живут и создают свои произведения Поротовы в Красноярске. Свое творчество художники посвящают родному краю, а особенно теме Крайнего севера, Таймыра и культуре одного из коренных малочисленных народов — долган. Евгений сам является представителем этого исчезающего народа, носителем его культуры и языка.

В 2004 году Евгений и Юлия представляли культурную программу России на Олимпиаде в Афинах, показывали свое творчество на персональной выставке «Аргиш» в Норвегии, представляли Россию на VII Международной Пекинской Биеннале современного искусства в Национальном музее изобразительных искусств.

Что значит для художников искусство, и откуда они черпают вдохновение, супруги Поротовы поделились на творческой встрече с художниками-любителями района, людьми творческих профессий, педагогами Детской школы искусств села Уват.

- Наше отношение к искусству можно выразить словами из «Гимна хакеров по Лукьяненко» автора Алёны Мельник:

«Сомнения стали страстью,
А страсть стала судьбой.
Всё остальное — искусство
В безумии быть собой».

Это очень про нас.

Любой художественный материал, который мы встречаем, стараемся освоить и попробовать в своем творчестве. Когда ты видишь, где ты можешь применить себя, развиться, — дальше уже не можешь остановиться. Так любая творческая задача становится увлекательной игрой.

У нас нет определенного стиля, пристрастия. Если проект требует какой-то одной определенной стилистики, сначала мы ее разрабатываем, а потом выполняем в ней все необходимые задачи. Если чувствуем, что нужно работать по-другому, то с легкостью меняем изобразительный язык. Это увлекательно, всё равно как путешествуя по разным странам, в каждом городе говорить на местном диалекте. Творчество — это бесконечная игра.

Север, Сибирь и искусство коренных народов мы сделали основной темой своего творчества неслучайно. Женя — долган, носитель языка и культуры. Его семья до сих пор разговаривает на долганском языке лучше, чем на русском. Сам Женя — билингв: он одинаково хорошо думает на русском и на долганском, разговаривает свободно на обоих языках. Его мама всё время собирала фольклор на Таймыре, в хатангской тундре, и оставила огромное литературное наследие. Оно нас питает и вдохновляет.

Алтаем и моей семьей мы тоже интересуемся. У меня татары в роду — тоже тюркоязычный народ, как и долганы. Интересна встреча подобных культур. Про Алтай у нас есть отдельная серия работ.

В основном городские жители интересуются северным шаманизмом. Возможно, других художников, вдохновляющихся Севером, увлекает именно эта тема. Но нам она неинтересна. Вообще долганы — православные, они одними из первых среди северных народов приняли православие, еще в царские времена. Конечно, у них есть свое представление о силах природы, и оно сохранилось.

У северных народов, так же как и у русских, есть сочетание православия с язычеством. У русских от язычества остались святки, Масленица. У жителей Севера есть обряд жертвоприношения земле. Когда мы прилетели в Якутию, нас сразу же с самолета повели дать жертву земле — покормить духов. У долган тоже такой обряд есть. У кочевых народов схож уклад: одни и те же потребности, проблемы, и решаются они схожим образом.

Еще один пример — кормление огня. Бывает такое, что охотники в минус 50 едут семь часов на отдаленное стойбище. Они спичками разжигают огонь, чтобы погреться, и этот огонь не кормят. А когда отогрелись, пришли в себя, жизнь свою сохранили, они разводят правильный огонь — и его уже кормят.

Для нас привычно: утром встал, зубы почистил. А долган утром встал, огонь покормил. Потому что это член семьи. Долганы к природе относятся бережно, среди них нет браконьерства. Они считают, что все живые существа равноправны с людьми. И если их убивают, то только по необходимости, и для этого тоже специальные обряды есть.

Для любого художника самое значимое — то, над чем сейчас работаешь. За то и переживаешь. Для нас очень важно сохранение долганского языка и культуры.

С февраля по октябрь 2021 года мы работали над большим и сложным проектом — изданием сказок на русском и долганском языках в современной литературно-художественной обработке. Этот проект мы задумали, когда не стало Жениной мамы Антонины Алексеевны Суздаловой — знаменитого фольклориста, носителя языка и культуры, многие годы собиравшей и бережно хранившей устное наследие своего народа.

Мы вели этот проект полностью самостоятельно: собрали сильную команду писателей и переводчиков, нашли издателя, инвесторов, сами редактировали, создавали дизайн, верстали и иллюстрировали, контролировали печатный процесс.

Хотим продолжать это направление — выпустить целую серию книг и сделать ее доступной для покупки, но нужно найти еще спонсоров.

Еще в нашем творчестве большое место занимает направление ленд-арт. Это очень востребованное направление, мы в нем много работаем. Мы делаем этноплощадки из материалов, которые можно найти в выбранной местности. Они показывают культуру северных народов. Одна наша площадка уже работает в Дудинке.

Ленд-арт — современное направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение неразрывно связано с природным ландшафтом. Это художественная композиция из природных материалов в природной среде.

Также мы занимаемся направлением фэшн-дизайн — разрабатываем современную одежду, обувь и аксессуары ручной работы из войлока. Они тоже посвящены Сибири. У нас было несколько коллекций, нас знают в Москве, Питере. Третьяковка ждет серию наших войлочных панно на выставку. А наша коллекция обуви и аксессуаров «Ветер странствий» 2020 года победила в двух международных конкурсах.

Живописью и графикой, конечно, тоже занимаемся. Причем бывает, что мы работаем над картиной, а она потом перерастает в серию декоративных предметов, интерьерных вещей. А может остаться картиной.

И еще одно огромное направление у нас — цифровая графика и иллюстрация. Все свои иллюстрации мы делаем сразу на компьютере, минуя стадию бумаги.

У каждого человека миссия — расти и развиваться, чтобы стать тем, кем ему предназначено быть. Как у каждого зерна есть программа — расти и развиваться, чтобы стать взрослым растением и сыграть свою, пусть маленькую, роль в развитии планеты. Думаем, что у художника задача такая же — быть лучшим в своем деле, чтобы сыграть свою маленькую роль в развитии культуры. Если мы сами будем совершенствоваться, развиваться, выполнять свое предназначение, тогда получится дать что-то и другим.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие