Фото автора

Несмотря на то что в прошлом году захожское кружево вошло в топ-100 шедевров нематериального культурного наследия народов России — «Золотую антологию народной культуры», его потенциал еще до конца не раскрыт. И сегодня местные жители не только возрождают, развивают, но и популяризируют ремесленные традиции Захожья.

Хочешь замуж — начинай плести

В былые времена территория кружевного ремесла Захожье объединяла несколько деревень, окруженных дремучими лесами и непроходимыми болотами. Они находились вдали от больших дорог, чтобы до них добраться, нужно было сделать крюк. Согласно одной из версий происхождения названия Захожье, люди заходили в эти места случайно, когда сбивались с пути, ведущего к пристани на реке Волхов. Из-за замкнутого географического положения захожское кружево было не так популярно, как вологодское, но именно благодаря этому оно и сохранило свою уникальность.

«Четких данных, когда здесь начали плести кружево, нет, — говорит руководитель киришского культурно-исторического центра ремесел «Светелочка», который развивает и сохраняет искусство местного кружевоплетения, Елена Гордеева. — Скорее всего, это произошло несколько столетий назад. Есть сведения, что захожские кружевницы говорили не «плету кружево», а «плету галунцы». Это означает, что в старину здесь делали галуны — кружевные ленты из золотых и серебряных нитей. То есть кружева могли появиться как подражание галунам, которые были популярны в очень далеком прошлом»

Как рассказала Елена Ивановна, девочки из местных деревень начинали плести кружево с семи лет, а к восемнадцати годам у них должен был быть готов комплект кружевного приданого не менее чем из сорока изделий. Если девушка не умела плести кружево, ее называли «беспрокой» и замуж не брали.

Наравне с женщинами

«Сейчас мы плетем кружево по готовым бумажным сколкам, техническим рисункам-схемам, которые закрепляются на валике специальными металлическими булавками, — рассказывает руководительница «Светелочки». — Но изначально мастерицы придумывали и плели узоры без сколков. При этом изделие имело только одну зашивку. Представьте, какой математический склад ума для этого надо иметь! Если изделие получилось красивым, то мастерица иголочки из валика не вынимала и плела по ним еще одно — «плетение поверху»

В результате изделие было не таким точным, как со сколком, но более легким и ажурным. Этот способ плетения кружева остался только в Захожье.


фото автора

Одна из примет захожского кружева — изящные зубчики, которыми украшен край изделий. Но основная его ценность — рисунки с символикой. В списке узоров и «курья лапа», которая сулит богатство, и «медвежья лапа», оберегающая от бед. Вариант «медвежьей лапы» с более сложной композицией называется «тимошина лапа». Его придумал мастер по плетению кружев Тимофей Матвеев, и это свидетельствует о том, что раньше мужчины плели здесь кружева наравне с женщинами.

А еще захожские кружевницы больше уделяли внимания своему дому, нежели себе. Они чаще, чем наряды, делали изделия бытового назначения: полотенца, скатерти, простыни, занавески. Кружево отличалось прочностью, выдерживало множество стирок.

Нитки в основном использовали льняные. Что касается цветовой гаммы, то в Захожье преимущественно плели кружево в пастельных тонах — белом, цвета слоновой кости, небеленого и серого льна.

В поисках утраченных узоров

В истории захожского кружева были времена расцвета и забвения. До 1917 года о существовании этого центра кружевоплетения мало кто знал. После революции в Захожской волости была создана артель «Захожская кружевница», которую местные жители называли кустарней. Когда в тридцатые годы прошлого века районным центром стал рабочий поселок Кириши, захожское кружево какое‑то время называли киришским.

В годы Великой Отечественной войны кружевной промысел был разорен. Приспособления для кружевоплетения уничтожены, уникальные кружевные изделия немцы, отступая, увезли с собой.

После войны искусство местного кружевоплетения восстанавливали по крупицам, используя воспоминания оставшихся мастериц, чудом сохранившиеся в сундуках изделия, найденные на чердаках сколки.

В семидесятые годы в Киришах был создан краеведческий музей. При профтехучилище организовали группу для обучения кружевниц. Работали специализированные мастерские.

Годы перестройки и лихие девяностые, естественно, не лучшим образом отразились на народных традициях. И только в последнее время захожское кружево начало возрождаться. Немалую лепту в это вносит Елена Гордеева, которая в 2019 году и создала культурно-исторический центр.

«Чтобы возродить ремесло, нужно вписать его в современность, сделать живым, актуальным и востребованным, — уверена Елена Ивановна. — Поэтому мы стараемся привлекать туристов. Организуем мастер-классы по кружевоплетению, экскурсионные и образовательные программы. Работаем с молодыми специалистами творческих профессий. В прошлом году у нас проходили практику студенты петербургских вузов. Они не только изучали захожскую традицию, но и с использованием полученных знаний выполняли творческие работы»

Некоторые из таких изделий, например, платки с авторскими принтами, пополнили ассортимент местных сувениров. А недавно вышла книга кандидата искусствоведения доцента кафедры изобразительного искусства СПбГУ Натальи Митрофановой «Захожское кружево. Сплетение времен».


фото автора

Колдун на свадьбе

«Когда мы стали заниматься темой захожского кружева, перед нами открылись и другие культурные слои, — делится руководитель «Светелочки». — Выяснилось, что захожские традиции кружевоплетения тесно связаны с повседневным крестьянским бытом, местными праздниками и обрядами. В итоге при поддержке Фонда президентских грантов и методическом сопровождении областного Дома народного творчества мы подготовили постановку «Захожское сватовство. Невестино приданое»

За основу спектакля взят сюжет картины русского художника, который жил в деревне Чернавино Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии, Василия Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу».

«Все, что мы показываем, действительно происходило в Захожье, один из героев спектакля, колдун Шабара, существовал на самом деле, — рассказывает Елена Гордеева. — Недавно познакомились с краеведом Денисом Арутюновым, он занимается исследованием биографии Василия Максимова. Краевед подтвердил, что художник был знаком с неким Григорием Шабарой, который позиционировал себя как колдун»

Режиссер — искусствовед, художник по текстилю и традиционному костюму — Софья Владыкина внесла в сценарий элементы традиционных обрядов, народные песни, воспоминания кружевниц с использованием местных диалектных выражений. Скажем, песня «Отлетала лебедушка» была записана в деревне Дуняково.

Специально для постановки в мастерской народного костюма «Славутница» были сшиты украшенные кружевом наряды, подобные тем, что носили в то время жители Новоладожского уезда. А мастерицы местной артели «Захожская мануфактура» воссоздали для спектакля сорок изделий, которые, повторим, должны быть в кружевном приданом деревенской невесты.

Несмотря на высокий ценник

«В перспективе мы хотим сделать про колдуна Шабару фильм, соз­дать о захожских традициях серию книг, а также комиксов для детей, — делится планами Гордеева. — При поддержке областного комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка намерены не только увеличить количество носителей кружевного ремесла, но и наладить производство готовых изделий, организовать их сбыт. Сегодня и в наших деревнях, и в Петербурге много «подпольных» кружевниц, которые плетут для себя. Я хочу их объединить, чтобы они работали на заказ. Нам также нужны дизайнеры и маркетологи»

По словам моей собеседницы, несмотря на высокую себестоимость продукции — кружевной узор десять на десять сантиметров мастерица плетет не менее восьми часов, — и, соответственно, высокий ценник, эти уникальные изделия ручной работы сегодня востребованы.

«Особенно в них заинтересованы за рубежом, в странах с развитой промышленностью, где перестали что‑либо делать своими руками, — говорит Елена Ивановна. — Например, недавно у меня были переговоры с торговым представителем Малайзии по поводу экспорта в эту страну захожского кружева»

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7508) от 25.09.2023 под заголовком «Под покровом захожского кружева».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие