В селе Ершово вблизи российского города Ишим под открытым небом можно увидеть уникальную выставку оконных наличников «Сибирское узорочье». За ними охотились по всей округе, спасая от погибели. Ведь сейчас все меняют окна на пластиковые. А ведь узоры на наличниках хранят древние знания русского народа и показывают, во что люди верили и о чем мечтали. Рисунки над окнами расшифровывает экскурсовод, передает корреспондент Петропавловск.news с места событий.
Оказывается, смыслы на оконные наличники пошли с вышивок в 17 веке. По ним можно прочитать все, что люди хотели от жизни.
Во-первых, на всех наличниках есть такая волна всемирного потопа. Утром женщина открывает ставни, а вечером закрывает и видит напоминание – не греши. А то Боженька накажет, как он однажды потопил землю, — рассказывает заведующая музеем Ишимского музейного комплекса имени Ершова Надежда Проскурякова тайны домовой резьбы. — И должно быть обязательно три окна, потому что верили в Святую Троицу. Ещё мы видим точки – зёрнышки и водичку. Зёрна, брошенные в землю. Политые водой они рождаются в мировое славянское древо. Раньше верили в древо, которое состоит из трёх частей – крона, ствол и корень, трилистник — явь, навь и правь. На всех наличниках это славянское мировое древо по сей день существует. Правь — праведный мир, живут души праведников, жар птицы, соловей, феникс и так далее, все волшебные. Ствол — это явь, мы явились миру, мы живем. И навь — это наветы, это мир злой, плохой, подземный.
В каждой деревне, конечно, какие-то свои особенности видны в узорах на наличниках.
Я прямо от счастья чуть не упала, когда увидела вот такую красоту с листочками древа жизни.
Вот другая деревня, здесь трилистник. Вот это вверху живет волшебная птица в мире. Солярные знаки и опять зернышки, брошенные в землю. А это еще спицы из колесницы бога грозы Перуна. Он скачет по небу, бросает молнии, чтобы дом не загорелся, такой оберег во время пожара,
— продолжила экскурсовод.
Она рассказала, что счастья в семье без детей вообще не существовало. Это была трагедия, если в семье не было детей.
— Женщину изображали в славянском мире в двух видах — лягушка и двуглавый орёл. Вот лягушка с беременным животом. Это оберег, нужны дети. Вот двуглавый орёл на наличнике, и это совсем не герб нашей страны, это ведь ещё языческий символ — рожаница. Потому что у беременной женщины две головы, две души, два крыла! Вот — рожаница.
Ребенок у нее в животе, — и экскурсовод показала еще один наличник. — Посмотрите, какой уникальный наличник. Здесь только сплошные смыслы и знаки. Вот здесь лягушка, которая рожает. Процесс родов показан. Это всё завуалировано, чтобы не так явно. Здесь у нас двуглавая рожаница со знаками плодородия помогает ей рожать. Вот утреннее солнце, вот — вечернее. Зёрна, брошенные в землю, политой водичкой. А вот это волна всемирного потопа.
А вот это, скорее всего, мы предполагаем, что это ужик-господарик, потому что больше всего и лучше всего помогали сохранять урожай не кошки, а именно ужи. И очень часто ужиков-господариков тоже изображали на наличниках.
Она посетовала, что пластиковые окна сейчас просто уничтожают национальное достояние русского народа. Когда деревянные окна меняют, сосновые наличники сжигают. Здесь наличники с деревень юга Тюменской области собирают уже 15 лет.
Проект «Узорочье сибирских наличников» реализуют при поддержке российского Президентского фонда культурных инициатив. Екатерина Назаренко