У гончара в коллекции – десятки сосудов, созданных по прототипу элегантного древнерусского символа – кумгана и квасника, выполненного из глины.

Ростовчанин Михаил Мальцев изготавливает кувшины, как в Древней Руси. У мастера – порядка десятка сосудов, созданных по прототипу старинных русских кумганов и квасников. Гончар поделился с DonDay секретами своей работы, а также необычными экземплярами, сделанными из фарфора и глины.

С гончарным делом Михаил познакомился восемь лет назад. Любовь к керамике у него появилась, когда он заприметил работы известного гончара Александра Поверина. Ростовчанин был удивлен тем, что простая посуда может быть произведением искусства, и решил попробовать себя в этом направлении.

- На гончарное дело меня вдохновили работы Александра Ивановича, — делится Михаил. — Я начал сам изучать принцип работы с керамикой по видео и книгам, в общем, самоучка. Меня это безумно увлекло, все свое свободное время я проводил за гончарным кругом.

Начинал свое обучение гончар с того самого ножного гончарного круга, каким пользовались сотню лет назад. Именно на нем были выполнены первые работы Михаила.

Очень быстро я понял, что кругу не хватает мощности, и мне нужно что-то более профессиональное, — комментирует Михаил. — Тогда я сделал второй железный круг с электродвигателем от стиральной машины.

На своем собственном изобретении гончар проработал около шести лет. Кроме того, печь для обжига посуды мужчина также сделал самостоятельно из 200-киллограммовой бочки и керамоволокна. Михаил работает с тремя материалами: керамика, фарфор и глина. Но, как признается сам мужчина, самым сложным является изготовление посуды из фарфора.

Этот материал должен быть определенной влажности, иначе он будет расползаться или крошиться, — говорит Михаил. — С ним очень много хлопот, материал белого цвета требует аккуратности и чистоты.

Михаил предпочитает работать с глиной. Процесс изготовления может занимать много времени. Вначале глину нужно помять, затем отмерять нужное количество. Чтобы придать форму материалу на круге, достаточно 5-10 минут. Затем изделие подсушивается, переворачивается. В конце добавляется ручка, и после этого посуда высушивается окончательно. Далее затираются все огрехи и неровности, будущая кружка проходит два обжига при температуре не ниже 1 200 градусов. И только через полтора суток готовое изделие достают из печи.

Самые необычные изделия из коллекции Михаила – старорусские кумган и квасник, это такие кувшины с длинным носиком, в которых в 17-м веке хранили воду.

- Меня зацепила древнерусская посуда, и я начал ее воспроизводить. Кумганы и квасники довольно сложны в исполнении, но это того стоит. Некоторые трудности при производстве кумгана могут возникнуть при изготовлении изогнутого носика изделия. Он может получиться слишком длинным или слишком коротким, тогда придется потратить достаточно времени на его исправление,

- говорит Михаил.

Гончар изготавливает разнообразную посуду для чая и салатники из фарфора, красной глины, полуфарфора. Главное, чтобы материал имел низкое водопоглощение после обжига. Как отмечает сам мастер, качественная посуда делается только из высокотемпературных материалов.

Сейчас Михаил делает посуду не только для единичного покупателя, но и для ресторанов и кафе в большом объеме в мастерской «Твоими глазами» в донской столице.

Удивительно, но Михаилу удается совмещать сразу две работы: фотографа и гончара. Ростовчанин не собирается останавливаться на достигнутом. Так, в будущем он хочет освоить изготовление чайников и, возможно, создать свою линию посуды.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие