"Когда к нам приходят люди и открывают себя, свою семью, свою историю, мы понимаем: это и есть самое главное, ради чего мы занимаемся всем этим делом, — говорит руководитель студии традиционного костюма "Русские начала" Татьяна Валькова. — Мы действительно открываем людям Русский мир. Ведь если мы забудем, кто мы такие, то просто перестанем существовать. Поэтому мы и называемся "Русские начала"


Фото : Александр Бурый

"Чаще всего люди не знают, что такое русская традиция, — продолжает Татьяна Валькова.— Мы порой знаем традиции других народов лучше, чем свои собственные. С удовольствием отдыхая в других странах, изучаем культуру, наследие, костюм. А когда рассказываешь, что потратил две недели своего отпуска на изучение традиционного русского костюма в одном из старейших городов Русского Севера, Каргополе, — люди удивляются. И хорошо, если не крутят пальцем у виска. Был такой случай: я как раз рассказывала о Каргополе, а люди по незнанию посчитали его греческим курортом"


Фото: Александр Бурый "Русские начала" собирают коллекцию подлинников традиционных костюмов

Изучение и возрождение русской традиции — дело довольно хлопотное и совсем не быстрое. На протяжении почти двадцати лет преподаватели и мастера "Русских начал" ездят в этнографические экспедиции, собирают информацию о костюме и обо всем, что с ним связано, скрупулезно создают реплики и реконструкции, участвуют с ними в фольклорных конкурсах и фестивалях. Своей задачей участники коллектива считают сохранение традиционных знаний о жизненном укладе предков и их "трансляцию" из прошлого в настоящее.

Начало "Русским началам" было положено еще в конце прошлого века. Архитектор и плотник-реставратор Петр Карелин придумал создать в Москве православный центр, в котором люди занимались бы возрождением русских традиций: мужчины — плотницким делом, а женщины — рукоделием. Традиционное русское рукоделие — это все, что связано с традиционным текстилем: ткачество, костюм, вышивка. Люди приходили в центр учиться пониманию русского костюма, шить вручную, вышивать. Постепенно стал складываться замечательный коллектив увлеченных людей. Татьяна Валькова пришла в центр в 2000 году ученицей, но совсем скоро перешла в преподаватели, а в дальнейшем стала руководителем студии рукоделия.


Фото: Александр Бурый Длина рукава старинных рубах могла достигать 3 метров

В "Русских началах", как это ни удивительно, нет профессиональных швей и вышивальщиц, то есть людей со специальным образованием. Архитекторы, бухгалтеры, филологи, преподаватели университетов, музыканты, врачи и домохозяйки приходят сюда изучать историю народного костюма и учиться создавать традиционную одежду своими руками. Для некоторых процесс обучения становится большим испытанием, пройти до конца которое удается не каждому. Помимо желания нужны еще терпение и упорство. К примеру, вышивка крестом Вологодской губернии сродни старинной росписи, где все стежки по изнанке направлены строго в одну сторону. Не у всех, даже с университетским математическим образованием, получается справиться. В студии эту двустороннюю вышивку иронично называют "высшей математикой для женщин". Иногда многотрудная вышивка удается только благодаря морально-волевым качествам вышивальщицы.

В XXI веке первое, с чего приходится начинать обучение, — это правильно держать иголку, восстанавливать привычку к кропотливой работе. Новичков сажают на швейку — почти забытое ныне приспособление. В одном из вариантов его применения мастерица садится на донце швейки, чтобы зафиксировать ее на месте, булавкой прикалывает один конец ткани к подушечке на вертикальном столбике, а второй — натягивает для более удобного и быстрого шитья или вышивания. Еще один серьезный курс, отнимающий немало времени, — обучение тому, как шили в старину. Благо собранная в студии за многие годы коллекция подлинников традиционного рукоделия довольно обширна и постоянно пополняется.

Лучшие ученики студии со временем вырастают в мастеров, остаются в коллективе или уходят в самостоятельное плавание, создавая в других городах уже свои "Русские начала". Те, кто идет со студией по жизни много лет, становятся одной большой семьей, где царит удивительно добрая и душевная атмосфера.


Фото: Александр Бурый Вышивка тамбуром, он же — "мышиная тропка"

С песней по жизни

К традиции все приходят по-разному. Например, Татьяну Валькову привела в студию... песня. Сначала она выступала в составе фольклорного коллектива студентов-филологов, затем — в фольклорной семейной студии "На Поварской слободе". С 80-х годов XX века начала ездить в экспедиции и вскоре поняла, что для нее важна не песня, не слово, а традиционный текстиль. Татьяна в шутку называет себя поющим и шьющим филологом.

К экспедиционным удачам коллектива Татьяна Валькова относит историю с селом Безводным Нижегородской области. Впервые они попали туда в 2002 году в канун Троицы, как впоследствии выяснилось, престольного праздника села, который отмечался до 30-х годов ХХ века. Участники студии смогли собрать большое количество нужной информации, записать песни с мужским голосом, что само по себе редкий случай. Старожилы рассказали им историю про красивую традицию села — так называемую народную часть праздника Троицы. Село Безводное находится на самой высокой точке правого берега Волги, с которой открываются замечательные по красоте виды. И на этом берегу расположены плоские поляны, которые называют венцами. Вот на эти венцы выходили когда-то в старину люди водить троицкие круги, то есть хороводы, и исполнять троицкие песни.

"И мы за год сшили костюмы села Безводного, выучили вместе с местными жителями эти песни и в 2003 году собрались все вместе на праздник, — вспоминает Татьяна. — Это было невероятно здорово — вдруг село опять запело. Я помню это впечатление. Было ощущение, что ты с Божьей помощью сделал что-то необыкновенно хорошее. Старики со слезами на глазах вспоминали, как они в детстве хороводы водили. Наступили сумерки, а везде раздавались песни и слезы от счастья катились просто градом..."


Фото: Александр Бурый Забытое приспособление для облегчения шитья — швейка

А через несколько лет с помощью местного священника в воскресной школе удалось организовать музей села. Были найдены предметы старины, собрана экспозиция. К сожалению, коллектив недолго наслаждался правильной работой. В селе многое изменилось со временем. Более половины жителей — это уже не коренное население. Но как когда-то давно, участники студии и сейчас стараются на Троицу оказаться в селе Безводном. Чтобы напомнить людям о том, что они — безводненцы, что у них пели такие песни и носили такие наряды.

Песня, как правило, сопровождает выступления коллектива на различных фестивалях и конкурсах. Но одним из главных и значимых мероприятий мастера считают Всероссийский фестиваль "Русский костюм на рубеже эпох" в Ярославле. "Русские начала" — неоднократный лауреат и обладатель Гран-при этого фестиваля. Однако с 2019 года коллектив принял решение больше не участвовать в конкурсной программе, а ограничиться лишь внеконкурсным показом новых коллекций. "Русские начала" из Москвы и коллектив "Параскева" из Санкт-Петербурга слишком высоко подняли профессиональную планку в номинации "этнографический костюм", вследствие чего "распугали" других потенциальных участников.


Фото: Александр Бурый Руководитель студии — лауреат премии "Душа России" Татьяна Валькова

Надень народное на день России

"Русские начала" создают коллекции не только для того, чтобы демонстрировать их на выставках и фестивалях. Главная задача, ради чего работают мастера, — вернуть традиционный костюм в жизнь, чтобы люди вспомнили и поняли, какая уникальная традиция была у русского народа. Самое интересное, что наши современники, видя воссозданный старинный костюм на живых людях, а не на музейных манекенах за стеклом, удивляются и поражаются, насколько он красив и удобен.

Несколько девушек из коллектива приняли решение выбрать традиционный костюм для важного события своей жизни — свадьбы. Работа над костюмами начиналась за год-два: выбирался сам наряд, затем ткани, затем девушки шили костюмы вручную.

"И это красиво и очень правильно, когда традиционный костюм помогает начать семейную жизнь. Такое венчание запоминается на всю жизнь",

— говорит Татьяна Валькова.

Участники коллектива не раз замечали, как даже самые заядлые скептики преображаются после облачения в традиционный костюм. Меняется не только внешний вид, но и "самочувствие" человека, будто просыпается какая-то глубинная память. Даже говорить люди начинают иначе. Современная женщина, надевая одежду, которую носили ее предки, становится намного интереснее и красивее. Такой наряд очень "собирает" человека — в нем уже не сделаешь каких-то лишних, грубых движений.

"С другой стороны, в костюме я могу позволить себе то, чего в обычной жизни не делаю, — говорит Татьяна Валькова. — Например, сделать человеку замечание: "Ой, Манька, чой-то у тебя там... " Когда надеваешь простой портяной сарафан, ты сам становишься проще"


Фото: Александр Бурый Каждая мастерица собственноручно создает и демонстрирует костюм

В 2017 году в коллективе родилась идея выбрать один день в году, когда все люди, не стесняясь, наденут народные костюмы и выйдут на улицы родного города, поселка, деревни. Такая мысль появилась после посещения праздника в Валенсии, где традиции не прерывались и люди с удовольствием надевают национальный костюм на определенные праздники.

"У нас же подобная традиция в рамках страны, за исключением отдельных сел и деревень, отсутствует. Хотя из-за обилия фольклорных коллективов может возникнуть обратное впечатление. Проблема в том, что в большинстве своем такие коллективы одеты в стилизованные национальные костюмы. То, что иронично можно назвать "рашен деревяшн". Мы же выступаем за чистую традицию и правильный костюм",

— говорит Татьяна Валькова.

Лучшего дня для подобного мероприятия, чем 12 июня, трудно придумать. Так появилась акция, названием которой стал удачный каламбур — "Надень народное на День России". Объединившись с Военно-историческим обществом, студия "Русские начала" уже два года подряд удивляет и восхищает случайных зрителей живой красотой настоящего русского костюма. А еще — неформальной и душевной атмосферой мероприятия. Поддержал затею исполнением народных песен и фольклорный ансамбль Андрея Сергеевича Кабанова.

В 2018 году от московских властей поступило предложение организовать масштабное шествие по улице Тверской. Но студия отказалась. Набрать большое количество коллективов с правильными, аутентичными костюмами довольно сложно, и хорошая идея может превратиться в маскарад. В планах студии в 2019 году продолжить акцию. Здесь надеются, что когда-нибудь она станет поистине всенародной.


Фото: Александр Бурый Вышитые намышники на рубахе

Фантазия в рамках традиции

Создание современных коллекций старинных одеяний начинается с большой исследовательской работы. Иногда от замысла до воплощения проходит несколько лет, потраченных на сбор материала. Если костюм относится к рубежу XIX–XX веков, то мастера стараются поехать в этнографическую экспедицию. Посмотреть места бытования людей, которые носили изучаемые одежды, возможно, зафиксировать какие-то воспоминания. А если повезет, то даже найти сохранившиеся экземпляры. Несмотря на то, что на дворе XXI век, в деревнях еще можно найти людей, которые расскажут, чем занимались и во что одевались их мамы в 20-е годы прошлого века, можно найти вещи, передаваемые из поколения в поколение и бережно хранимые в сундуках. Когда речь идет об истории более древнего костюма, то мастера обращаются к архивам, старинным книгам, многие из которых сейчас переиздаются. Например, могут помочь воспоминания путешественников XVIII века с описанием костюмов и даже гравюрами.

Музейные фонды — это настоящие кладовые костюмных сокровищ. Давно работающий коллектив студии знаком с хранителями русских текстильных коллекций Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, многих северных музеев. В них проводится работа с письменными и художественными источниками, с этнографическими образцами: снятие кроя, отрисовка эскизов, освоение незнакомых техник вышивки. И только после тщательного изучения и осмысления материала наступает момент создания костюма.

"Мы никогда не стараемся делать копии. Копия в костюме невозможна, так как нет тех ниток, тех тканей, тех красителей",

— рассказывает Татьяна Валькова.

Первое, что создают мастера, — это реплики. То есть похожий наряд, но из современных материалов.

"Для себя мы решили так: совсем не обязательно, если, к примеру, наша рубаха будет в точности повторять ту рубаху, с которой мы работали, — продолжает Татьяна. — От одной рубахи мы возьмем орнамент, от другой — ткань пестрядь, от третьей — вариант оформления. Мы настолько погружаемся в традицию, что начинаем мыслить как мастерицы прошлого. И получается живая картинка". Мастера такой прием работы называют "фантазия в рамках традиции"

Реплики костюмов из коллекции "Московский женский костюм XVII века" напоминают ожившие гравюры Федора Солнцева (см.: "Русский мир.ru" № 10 за 2016 год, статья "Солнечный мастер". — Прим. ред.). Это самая красивая и самая дорогая коллекция "Русских начал". Дорогая не только по стоимости материалов — а это шелковые и парчовые ткани, жемчуг, камни, золотная нить, — но и по количеству затраченного времени. В уникальной технике объемной вышивки "сажение по бели" выполнено большинство головных уборов этой коллекции. Бель — это скрученная белая веревка, которая по предварительной разметке пришивается на материал в два-три ряда. А в канавку между рядами уже вшивают ("сажают") жемчуг, рубленый перламутр, бисер. В итоге получаются красивейшие объемные узоры роскошной вышивки, которой в старину помимо костюма, обуви и головных уборов украшали оклады икон, церковную утварь, обложки книг.

Второй вариант воспроизведения костюма — это создание реконструкции. Реконструирование может предполагать воссоздание целой вещи по сохранившемуся кусочку ткачества или вышивки. Другой уровень реконструкции — это соединение разрозненных вещей, хранящихся порой в разных музеях, но бытовавших в одно время и на одной территории, в один костюмный комплекс. Так было с коллекцией, посвященной костюму Олонецкой губернии. Ее создание — попытка мастеров представить крестьянские праздничные костюмы женщин, проживавших на этой земле двести-триста лет назад.

"Мы работали с рубахой в одном музее, с намышниками (вышивка, расположенная вверху рукава рубахи — на мышце. — Прим. авт.) — в другом, с сарафаном — в третьем, с головным убором "сорока" — в четвертом, — говорит Татьяна. — Мы берем на себя огромную ответственность, соединяя эти вещи в один комплекс, и говорим — это наша реконструкция. Иначе наши современники могли бы никогда не увидеть подобный костюм.Но за всем этим стоит колоссальная работа по изучению подлинников"


Фото: Александр Бурый Преподаватель по вышивке Ольга Климова

При изготовлении реплик и реконструкций мастера студии учитывают особенности создания вещи в тот или иной период времени. К примеру, если костюм бытовал во времена, когда в русской деревне еще не было швейной машинки, то он создается полностью вручную! Если же машинка уже была — а это примерно конец XIX — начало XX века, — то и вещь может быть сшита на ней.

Интересная особенность отдельных предметов, найденных в Каргопольском районе: они полностью шиты на руках, но пара декоративных машинных строчек присутствует. Как шутят в студии — мастерица пошла к соседке, у которой уже была машинка, и украсила свою вещь отстрочкой. Получается, что к швейной машинке сначала относились не как к утилитарной вещи, ускоряющей процесс шитья, а как к вещи, позволяющей сделать сшитое вручную изделие более актуальным и даже модным.

"Вышивала пав"

С вышивкой мастера студии работают очень осторожно. Если на подлинной вещи она располагалась в конце рукава женской рубахи, то ее никогда не перенесут, к примеру, на мужскую рубаху или на подол изделия. Непросто обстоит дело и с трактовкой старинных вышитых символов. Смысл многих из них давно утрачен. В старину навыки рукоделия передавались, что называется, "из рук в руки" — от матери к дочери или от бабушки к внучке, а значения символов вышивки — "из уст в уста". После драматических событий начала ХХ века традиция прервалась. По словам специалистов Российского этнографического музея, с трактовкой вышивки опоздали на 100–150 лет. Поэтому в наше время серьезные исследователи не говорят о конкретном значении того или иного вышитого знака.


Фото: Александр Бурый Вышивка для начинающих — мережка

Исключение составляют символы, понятные изначально и не нуждающиеся в трактовке. К примеру, известный многим народам знак, который сейчас называется свастикой. По словам мастеров студии, в старину на Пинеге его называли просто "зайчиком".

"Это символ бесконечности, солнца, благополучия. Поэтому его так много на одежде молодых женщин и свадебных рубахах на Русском Севере. Иногда он встречается в храмах на богородичных иконах. Пугаться этого не надо, но и ажиотажа вокруг него устраивать — тоже",

— рассказывает Татьяна Валькова.

Она замечает, что

"действительно, были времена, когда вышивка обозначала что-то конкретное. Но мы уже так давно православный народ, и кто нам сказал, что изображение женской фигуры с букетами и с воздетыми вверх руками — это Лада или Макошь, а не Параскева Пятница или Богородица? Это все очень условно"

Другой любимый символ мастериц прошлого и настоящего — птицы или, как их называли в старину, павы. В коллекции студии есть необычная женская свадебная рубаха. Как правило, низ рубахи — стан — это четыре полотнища с одинаковой вышивкой. Мастерице из прошлого, которая шила эту рубаху, было неинтересно вышивать одно и то же. Поэтому на каждом полотнище разные сюжеты, но все они связаны с птицами. В более позднее время, когда мастерицы-вышивальщицы начали учиться писать, они стали подписываться — "вышивала пав".

Преподаватель по вышивке, заместитель руководителя студии "Русские начала" Ольга Климова рассказывает:

"Вышивая, нельзя было отвлекаться. Неслучайно вышивали Великим постом. Удивительно то, что вышитые предметы, которыми мы восхищаемся спустя столетия, созданы, по сути, детьми. Ведь основное время для вышивки — до свадьбы. А запасти приданого надо было немало: несколько десятков рубах, сорок полотенец, постельное белье, верхнюю одежду"

В одной из самых распространенных техник вышивки, тамбур, вышита мастерами студии коллекция сарафанов-кумачников Ошевенской волости Каргопольского уезда. Название "тамбур" пришло в Россию в XIX веке из французского языка и означает "барабан". Видимо, из-за сходства с этим музыкальным инструментом хорошо натянутой на пяльцах ткани, по которой затем вышивали специальной иглой-крючком. Однако на Руси такая вышивка была известна и ранее и имела свои названия: "в петлю", "косичкой", "в цепочку". Самое трогательное прозвище она получила у каргопольских мастериц: мелкие стежки-петельки, соединенные в причудливые узоры, напоминали им мышиные тропки.


Фото: Александр Бурый Девичья повязка с золотным шитьем

"В одной из экспедиций в село Архангело Каргопольского района нам показали старинную, вышитую "мышиной тропкой" юбку, по верху которой были вышиты слова — "вышивала Авдотья своей дочери Иринье носи счастливо не утеряй", — рассказывает Ольга Климова. — А вечером мы были в гостях в семье, которая занимается своим генеалогическим древом. Да вот незадача — не могут одно имя узнать. Была в семье Авдотья, а как звали ее дочку — неизвестно. В разговоре выяснилось, что знакомая нам юбка — из этой семьи. А недостающее имя дочки, таким образом, — Иринья"

Вышивая, современные мастерицы иногда играют в игру под названием "Вышей свою мечту". Перед началом вышивки загадывают свое самое заветное желание. И нередко мечты сбываются.

Самая заветная мечта коллектива "Русские начала" — создание школы русского костюма, которой, к сожалению, до сих пор нет в нашей стране. Сохранить созданные с невероятным мастерством и упорным трудом коллекции, сохранить саму идею по изучению и возрождению русской традиции, воспитать преемников и передать полученные знания. Для этого нужно не так много — здание, где могли бы разместиться учебные классы, мастерские, фонды, выставочный зал и небольшой магазинчик, в котором любой заинтересовавшийся традицией человек мог бы найти все: от иголки до картуза. Мечта поменьше, но не менее важная — чтобы в России начал издаваться хотя бы один журнал, посвященный традиционному русскому костюму.

"Мы действительно открываем людям Русский мир, — говорит Татьяна Валькова.— Через погружение в традицию происходит понимание своих корней, появляется чувство собственного достоинства. Если мы забудем, кто мы такие, то просто перестанем существовать...". Услышанная когда-то давно фраза "не нами заведено, не на нас и закончится" стала девизом коллектива. Постичь праздник живой красоты традиционного костюма, сохранить и передать в будущее все, что оставили нам наши предки, — жизненно важное стремление мастеров "Русских начал"

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие