Мальчиком Иван Водясов увидел, как отец стрижет лошадей. Подражая ему, сын взял нож и срезал хвост и гриву у деревянного коня. У этой деревянной игрушки они были из мочала.


Фото : Андрей Семашко

Позже Иван, ставший известным резчиком, часто сожалел о том испорченном тавлинском коне. Был он большой, стоял на платформе с колесиками, а изготовил его якобы сам отец-основатель тавлинской резьбы Николай Иванович Мастин. Эту историю любят рассказывать юным резчикам экспериментальной детской художественной школы села Подлесная Тавла, которое населяют эрзяне.


Фото: Андрей Семашко За спиной Александра Гаушева творения нескольких поколений тавлинских резчиков

Тавлинская игрушка вырезается из липы. И хотя липа в окрестностях Подлесной Тавлы не слишком хороша для работы, из других мест дерево не берется. Принципиально. Так завещал Мастин, и на том твердо стоит нынешний директор школы, Александр Петрович Гаушев.

Липа — очень мягкий материал. Но мягкость эта обманчива. Ребятам из Подлесной Тавлы можно лишний раз не объяснять, что после летних каникул, когда руки отвыкают от резца, на ладонях появляются мозоли: навыки терять нельзя. Поэтому учитель художественной школы Евгений Миронов привычно напоминает своим подопечным не забывать о резцах и деревянных тавлинских конях.


Фото: Андрей Семашко Угловатость и брутальность — отличительные особенности тавлинской игрушки

— Помните, что, управляя резцом, надо рассчитывать напор так, чтобы он вовремя остановился!

— дает наставления Евгений ученикам на последнем занятии в мастерской школы перед каникулами.

В руках его плоский резец, которым он режет очередного коня. Только стружки летят! Рядом лежит мочало, из которого будут сделаны хвост и грива.

— Приятно пахнет?

— улыбается Евгений.

— Нас на выставках всегда по запаху липы и мочала узнают. В наших игрушках не используются клей и лак!

Евгений Миронов когда-то убегал с уроков в общеобразовательной школе, чтобы больше времени проводить в художественной. Впрочем, обычно так поступают все мальчишки в Подлесной Тавле. Короткая тропинка между двумя школами хорошо утоптана.

Первые занятия в художественной школе начинаются с простейшего: обстругивания круглых палочек и усвоения правил техники безопасности.


Фото: Андрей Семашко Резец в руках мальчишки из Подлесной Тавлы появляется с самых ранних лет

— За ребятами нужен присмотр! Уйти нельзя ни на минуту,

— объясняет Евгений, продолжая строгать коня.

— Они увлекутся, а в руке-то — резец! Но у нас в школе есть традиция. Видите? Вокруг стола сидят ученики разных возрастов. И восьмилетние, и пятнадцатилетние. Это делается для того, чтобы помимо учителя старшие ребята наблюдали за младшими. Поэтому родители за мальчишек спокойны. Ага! Порезанный палец у нас появился! Даниил, что там у тебя?

Сидящий на дальнем краю стола Даниил, вырезавший языческую маску, показывает окровавленный мизинец. Кстати, эти языческие маски школе заказывают театры, студии, коллекционеры, музеи. Эрзяне раньше поклонялись языческим божествам, потому маска — один из популярных сувениров.


Фото: Андрей Семашко Даниил Ацапкин обсуждает с учителем каждый образ из задуманной им многофигурной композиции

Работа прежде всего

— Бывает, ученик порезал палец, испугался и — пропал на месяц,

— вздыхает Евгений.

Даниил горячо заверяет, что он — "не такой". Это кочкуровские, горяйновские или городские такие, а он родился в Подлесной Тавле. Порезать палец для него — ерунда. Евгений Миронов смеется, откладывает своего коня в сторону и забирает у Даниила языческую маску. Пятнышки крови на изделиях не принято затирать наждачной бумагой. Ее тут принципиально не используют. Красное пятно на маске Евгений удаляет плоским резцом и старательно выравнивает поверхность. Затем возвращает маску Даниилу и предупреждает, чтобы тот глубоко и много резцом не забирал, когда волосы на бороде будет вырезать. "Рука устанет, может дрогнуть", — объясняет Евгений и возвращается к своему коню. Так в школе заведено: какие бы разговоры ни велись, а руки должны работать. Об этом директор школы Александр Петрович Гаушев говорил Евгению с самого детства. Сейчас Александр Петрович стоит рядом и слушает своего бывшего ученика с грустью. Как бы не стало это занятие последним, вздыхает он.


Фото: Андрей Семашко Без наказов Евгений Миронов учеников на летние каникулы не отпустит

— У нас проблема со старшими классами. Старшеклассники ездят учиться в городские школы. А когда сделали пятидневное обучение, то оказалось, что по субботам нельзя заниматься. После семи вечера нельзя. В каникулы — нельзя! Как затащить после семи уроков в школу? Проблема!

— сокрушается Гаушев.

— А еще у них домашнее задание, работа по дому, огороды, родители... Самых одаренных ребят я не вижу в нашем классе... А теперь у нас новая беда. Основную общеобразовательную школу в Подлесной Тавле в следующем учебном году хотят закрыть. Да у них просто физически не хватит времени и сил заниматься резьбой, если они станут ездить на автобусе в другую школу. Вот, посмотрите. Два часа резьбы — и уже все в поту.


Фото: Андрей Семашко У юного мастера Ивана Гангеева впереди будет еще много лошадок

А когда-то Александр Петрович вместе со своими учениками устраивал походы на берега речки Тавлы. Жгли костры, пекли картошку, слушали сказки о мордовских лесных и водяных волшебницах Виряве и Видяве, образы которых использовали потом в деревянных игрушках. Именно тогда и были созданы шедевры, которые прославили тавлинскую школу резьбы.

Творческие споры

...Сельский сапожник с самодовольной улыбкой сидит перед ящиком с инструментом. Игрушка так и называется "Сапожник". А вот "Упрямец": босой старик ведет упирающуюся козу. Вот два старика, которые тешатся петушиным боем. Вот дед у ворот стоит, а рядом — молодухи поют частушки. Все эти работы Александр Петрович помнит стоящими на пенечках. Каждый год 9 Мая в Подлесной Тавле проходила выставка работ юных резчиков. Деревянные игрушки ставились прямо на пеньки в школьном парке. На каждой работе — ярлычок с именем юного мастера и названием композиции. Белые деревянные игрушки удивительно празднично смотрелись на фоне нежной майской зелени. Приглашенные на выставку сельчане ходили и качали головами. Чего придумали озорники! Ведь авторов работ они еще недавно ловили в своих садах и огородах! А теперь люди в деревянных игрушках и сценках узнавали себя, своих знакомых, свою жизнь: вот сенокос, свадьба, проводы весны, разговор у плетня, дед с внуком, мужики и бабы толкут пшено, мнут лен, возятся с пчелами, плотники в перекур толкуют о своем. А вот ссорятся и дерутся пряхи!

Но почему у коренастых фигурок треть объема занимают головы, а руки, ноги, платье лишь грубовато обозначены? И при этом кисти рук, ступни и пальцы явно преувеличены? Кто-то из сельчан, глядя на это, руками разводил: умора какая-то! А тогдашнего руководителя студии резчиков, Николая Ивановича Мастина, который отвадил ребят от улицы, усадив с резцами за чурбаки, называли чудаком. Ребята и их учитель не обижались и каждую весну снова открывали выставку в парке.


Фото: Андрей Семашко На площадке перед зданием Подлеснотавлинской экспериментальной детской художественной школы проводят фестивали резьбы по дереву

Сегодня ученики Мастина уже внуков имеют. Но у многих из них щемит сердце, когда они проходят парком и вспоминают время своего увлечения резьбой по дереву. Андрей Тыднев-Соболев, когда к нему приходит Гаушев попенять на то, что он перестал вырезать игрушки, только отмахивается. Он говорит Александру Петровичу, что хороших новых работ в стиле тавлинской игрушки нет. Раньше работы были без орнамента, без декорирования. Игрушка грубовата была, а сейчас — одна гладкость. Вот какую прекрасную работу сделал Петр Бочкин под названием "Первый трактор" с множеством фигур! Повторил ее кто?

—Ты покажи новые работы. Чтобы я заплакал над ними!

— требует Тыднев-Соболев.

— Ты когда в школе был последний раз? Да ты сто лет не видел новых работ, о чем ты говоришь! Приходи, покажу, фамилии назову,

— горячится Александр Петрович и перечисляет одаренных односельчан: Антон Гаушев, Сергей Гаушев, Артем Маслаков, Иван Гангеев...

Но Андрею Тыдневу-Соболеву эти имена ни о чем не говорят. И он продолжает вспоминать: вот когда он учился в школе резьбы, то тавлинские деревянные игрушки славились на всю страну. Петр Бочкин, Виктор Борискин, Петр Рябов, Иван Водясов, Виктор Киушкин, Геннадий Чиндяскин... Сам Андрей славу тавлинского резчика не приобрел, зарабатывает на жизнь на стройках. И говорит, что школу надо переоборудовать и учить в ней ребят строительным навыкам. А резьба по дереву пусть останется как увлечение. Директору школы такой взгляд не нравится. Он обижается.

— Да ты сам вышел из этих стен! Не потерялся в этой жизни! Да и кто вообще потерялся? Скажи!

— негодует Александр Петрович.


Фото: Андрей Семашко Сценки для игрушечных композиций берутся из жизни родного эрзянского села

Андрею нечего возразить. Родителей у него не было, воспитывала его бабушка. Открывшаяся в 1979 году в Подлесной Тавле школа юных резчиков спасла его от улицы и голода. В школе не только осваивали инструмент и дерево, но и читали вслух книги, вели разговоры о жизни, запекали в печи мясо. Школа тогда располагалась в здании бывшего медпункта, в старой саманной избе. Работали на деревянных чурбаках. Сидели на пеньках. Инструмент был самый примитивный — прямой резец. А ножи точили на ремнях. Затем размещались в бывшем пищеблоке школы, в старых избах, которые сами ребята ремонтировали. Заодно перекладывали печки и вычищали чердаки. На чердаках и хранили деревянные игрушки. Часть из них потерялась при переездах, иные кто-то утащил. А другие лишились фрагментов. Утраченные детали Александр Петрович потом восстановил, когда игрушки готовились для экспозиции в музее в новом, трехэтажном здании школы.

— Школа — это свет в жизни! Что я там получил — пригодилось! Мне Николай Иванович Мастин говорил: терпения тебе, терпения и терпения,

— признается Андрей Тыднев-Соболев.

Такие споры у Александра Петровича Гаушева с бывшими учениками школы возникают часто. Он всех своих воспитанников считает талантливыми. Иначе не расходились бы их деревянные игрушки по всему свету.


Фото: Андрей Семашко Основатель школы тавлинской резьбы Николай Иванович Мастин первоначально отводил игрушкам роль наглядного пособия для уроков

Старое и новое

Когда я рассказываю Евгению Миронову о сцене между Гаушевым и Тыдневым-Соболевым, то он улыбается, продолжая вырезать своего коня.

— Взрослые мастера работают одни дома, в закуточке,

— говорит Евгений.

— Но приходят в школу — посидеть во время занятий, пройтись по музею деревянных игрушек. Делают они это, когда у них творческий кризис и нужно почерпнуть новые идеи. Ученики в присутствии взрослых дядей, которых они знают с детства, ведут себя непринужденно. Тыднев-Соболев — редкий гость. А вот выпускник школы Геннадий Чиндяскин заходит.

Геннадий — известная личность в школе тавлинской резьбы. Его самая первая работа, "Сенокос", побывала на выставке ВДНХ СССР, где тавлинские игрушки получили бронзовую медаль. Сейчас "Сенокос" выставлен в музее школы.


Фото: Андрей Семашко Ну кто поверит, что скамейки для отдыха во дворе школы вырезаны детскими руками?

А еще Геннадий знаменит тем, что сильнее всех порезался ножом на занятиях. Случилось это поздно вечером, долго пришлось машину искать, чтобы в больницу в райцентр отвезти.

— Геннадий был мастером по движущейся игрушке. Он разрабатывал интересные конструкции,

— хвалит своего бывшего ученика Александр Петрович.

— Я его уговорил поступать в Пензенское художественное училище. Числился Геннадий когда-то и преподавателем в нашей школе, но увлекся поездками на полуостров Ямал, где вырезал на праздники ледяные городки. Поменял дерево на лед. Но в последние годы решил вернуться к дереву. Вот и приходит в школу.

Геннадий в школе всегда разглядывает неудачные работы учеников, заброшенные в угол. Чиндяскин в свое время прославился тем, что подбирал неудачные игрушки своих товарищей и доводил их до совершенства. А сейчас он изучает забракованные работы, потому что свежий взгляд ребенка способен увидеть то, что не видит взрослый мастер. Ведь простодушием, непосредственностью и едким юмором всегда отличалась тавлинская игрушка. Это делало ее по-настоящему народной.

Александр Петрович считает, что по мастерству его новые ученики давно превзошли прежние поколения мастеров, когда игрушка была грубее, примитивнее. Сейчас работа более тонкая, детализированная. Прежней угловатости в тавлинской игрушке меньше стало. С эстетической точки зрения игрушки выигрывают, но лишаются своей народности, традиционности.

На это и указывают Александру Петровичу его бывшие ученики, приходящие оценить творчество своих преемников:

"Нас Мастин учил не сувениры, а игрушку делать!"

Евгений Миронов в споры мэтров благоразумно не вмешивается. И считает, что его ученикам только на пользу пойдет послушать рассуждения легендарных мастеров промысла.


Фото: Андрей Семашко Коллекция первых резцов с рукоятками в виде зверей займет место в школьном музее

Евгений уже отпустил учеников и почти закончил вырезать своего коня. Грива и хвост у него из мочала. На плоских боках — солярный знак и узоры из маленьких треугольников. Тавлинский конь — символ села, он красуется на гербе района и является одним из самых популярных сувениров. Александр Петрович ставит тавлинского коня на ладонь и объясняет: солярный знак означает бога Солнца. В помощь эрзянам он послал орла и коня. Конь прибежал к людям быстрее и стал им главным помощником.

— Каждый ученик Подлеснотавлинской детской художественной школы,

— говорит Гаушев,

— начинает свою деятельность с вырезания тавлинского коня. Про весь мир не скажу, но во многих странах покажи этого коня, сразу скажут — это Тавла!

Александр Петрович бережно переставляет тавлинского коня на стол — к другим похожим коням, которых здесь уже целое стадо. Он запускает руки в свою шевелюру, потом бьет себя ладонями по коленям, вскакивает, снова садится. Гаушев сам похож на персонажей тавлинской игрушки. В таком возбужденном состоянии коллеги и ученики видят его с того самого дня, как стало известно о закрытии общеобразовательной школы. Отдав сорок лет жизни тавлинской игрушке, Александр Петрович даже спрашивает вслух сам себя, зачем он с ней связался, и ругает того, кто его втянул в эту аферу.

"Я с самого начала считал это авантюрой!"

— гремит он.

Вся Подлесная Тавла знает, кого он имеет в виду.


Фото: Андрей Семашко Все ученики Евгения Миронова (в центре) родились в Подлесной Тавле: Даниил Киушкин, Даниил Ацапкин, Артем Маслаков, Валерий Чингаев, Богдан Маслаков, Иван Гангеев

Отец-основатель

Рукоятка прямого плоского резца сделана в форме птичьей головы. А вот резец с рукояткой, которая изображает быка. А вот полукруглый резец с ручкой в виде медведя. Из чего сделана ручка, хозяин инструмента Николай Иванович Мастин вспомнить не может. Липа, яблоня?

"Ольха!"

— подсказывает ему Гаушев.

"А это — дуб!"

— Породу дерева, из которого сделана ручка резца, изображающая волчью пасть, Николай Иванович припоминает без подсказки.

Вот короткая пила с яблоневой рукояткой в виде рыбы. Вот прямой резец с длинной деревянной рукояткой, в которой только при большом желании можно узнать Михаила Топтыгина.

Написано вдоль ручки на эрзянском языке:

"Из рода медведей младший"

Это Николай Иванович Мастин сочинил про себя.

Николай Иванович Мастин — первый директор Подлеснотавлинской детской художественной школы. Он придумал резцы с ручками, изображающими зверей, чтобы дети развивали свое воображение. Но эти диковинные резцы ржавеют уже несколько лет на полке в сарае. Александр Петрович Гаушев находит удобным и безопасным для детской руки только косой резец для угольчато-выемчатой резьбы с рукояткой в виде птицы. А все остальные он считает неудобными и опасными для детских рук. Недовольный Николай Иванович прячет резцы с диковинными рукоятками в холстину. Все это он слышал от своего преемника много раз. И не согласен с тем, что его идеи с резцами сочли фантазиями.


Фото: Андрей Семашко Отец тавлинской игрушки Николай Мастин

Николая Ивановича Мастина зовут отцом-основателем. Если бы в далеком 1974 году в Подлесную Тавлу не приехал молодой учитель рисования, то никакой бы тавлинской игрушки не было. Это его фамилию постоянно вспоминали в своих рассказах и Тыднев-Соболев, и Чиндяскин. Это его богатой фантазии принадлежат сюжеты многих игрушек. Это он ввел традицию не использовать клей, лак, гвозди и заклепки в тавлинской игрушке.

В 1970-е годы основной костяк учителей в Подлеснотавлинской общеобразовательной школе составляли пожилые люди, которые, бывало, пропускали уроки по болезни. Так что Николаю Ивановичу приходилось подменять коллег. Он преподавал рисование, черчение и труд. И решил развивать в ребятишках художественную жилку. Поначалу он занимал их поделками из глины. Но ковши, кружки и солонки энтузиазма у школьников не вызвали. А вот деревянной игрушкой ребята по-настоящему "заболели"! Помогло этому и то, что в 1970-е годы возродился интерес к творчеству великого эрзянского скульптора Степана Эрьзи, прославившегося работами из аргентинского дерева квебрахо. Юных резчиков из Подлесной Тавлы стали называть наследниками Эрьзи и приглашать участвовать в выставках.


Фото: Андрей Семашко Такие сюжеты для своих работ тавлинцы принесут с летних каникул

В ученики Мастин брал всех желающих, в том числе и ребят из неблагополучных семей. И не боялся им давать в руки топор и нож. Других инструментов у него тогда не было. Он же заинтересовал ребят изготовлением движущихся игрушек, которые работали с помощью рычагов, коленчатых валов и шестеренок.

Поначалу тавлинские изделия упрекали за подражание знаменитой богородской игрушке. Тогда Мастин подсказал ребятам: нужно внимательно всматриваться в быт своего родного села. Ребята стали зарисовывать своих соседей, различные сценки из сельской жизни, старинные предметы и орнаменты.

За липой Мастин с ребятами в лес ходили с двуручными пилами. В село липу привозили на санях, запряженных лошадьми. Места в саманной избе, где располагалась тогда школа резчиков, не хватало, так что ученики консервировали липу в сараях своих родителей. Те ворчали, конечно, но терпели. На занятия ребята шли с двумя липовыми поленьями под мышкой. Чтобы ученикам не было скучно, Николай Иванович на занятиях играл на гармошке и рассказывал сказки.


Фото: Андрей Семашко Александр Гаушев с учениками чувствуют себя наследниками своего земляка, великого скульптора Степана Эрьзи, чей портрет висит над его рабочим столом

Приезжего учителя рисования в селе открыто называли чудаком. Мастин не обижался. Сам он гордится, что ни одной своей тавлинской игрушки он не продал. И всегда отговаривал от этого своих учеников. Говорил, что тавлинская игрушка не должна стать простым сувениром для туристов. Однако фантазии сельского учителя быстро вошли в противоречие с суровой реальностью. И свою трудовую деятельность Николай Иванович завершил в должности кочегара школьной котельной. Но статус отца-основателя тавлинской школы резьбы за ним остался. Как и статус сельского чудака.

Единственный человек, который внимает новым творческим идеям Николая Ивановича, — это Александр Петрович Гаушев. Директор Подлеснотавлинской экспериментальной детской школы знает, что у Мастина хранятся уникальные деревянные игрушки, сделанные первыми учениками школы, и первые зарисовки быта односельчан. Но не за этим он приходит в дом на окраине села. Свой архив Николай Иванович все равно передаст школе. Директор школы хочет получить ответ на другой вопрос: как этому чудаку удалось в 1979 году найти в Саранске его, 24-летнего парня, и уговорить вернуться в родное село Подлесная Тавла? Александр Гаушев тогда нашел престижную работу, связанную с прокладкой высоковольтных линий. Зарплата, перспективы... А тут является из Подлесной Тавлы чудак и в какие-то два часа уговаривает его вернуться в родное село к чурбакам, резцам и саманной избе. Даже спустя сорок лет Александру Петровичу непонятно, как это тогда удалось Мастину. Словам Николая Ивановича о том, что нашел он Гаушева потому, что оценил, как тот резьбой украсил родник, который посвятил памяти погибшего друга, Александр Петрович не верит...

Ответ на загадку, которая мучает директора школы, знает все село. Тавлинский конь. Александр Петрович напоминает символ Подлесной Тавлы: он силен, вынослив и предан идее сохранить маленькую деревянную игрушку, родившуюся в эрзянском селе. Именно это сказочник Мастин и угадал в нем когда-то.

А то, что общеобразовательную школу в селе закроют, Николай Иванович проблемой не считает. В Подлесной Тавле одна школа. Резчиков. Хватило бы липы на горе, а ученики в селе всегда найдутся. Ведь не зря он всю жизнь искал место для рождения новой игрушки

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие