Ярило, или Яровит — в немецких записях также Геровит, Херовит — поклонялись в Поморском Вологоще (Вольгаст) и Обле (Хавельберг). Имя божества имеет вполне определенную этимологию — ствол jar- или jaro-, что означает "сила", "строжесть" и по славянскому названию весны — jar, остальное в современном польском языке в слове "jare". .

Это божество, несомненно, имело воинское владение – в его храме находился золотой щит, который жрец выносил из угла как предзнаменование победы на войне. Празднование его праздника и имени также предполагают связь с царством растительности, еще одним общим знаменателем Перуна .

Неизвестно, была ли в храме статуя божества.

В церкви Св. Петра, там должен быть камень Яровит, который, к сожалению, является надгробием христианских времен, но может свидетельствовать о частичном переселении обрядов в честь Яровита в Св. Питер, по крайней мере в этой области.

Отто, епископ Бамберский, должен был найти жителей Облы, празднующих 10 мая в честь Ярилы. Праздник Ярилы также приурочен к 23/27 апреля – в обоих случаях это торжества в честь весны, но несоответствие дат остается загадочным.

Бог войны и весны

Текст из Белоруссии, датированный 1846 годом. описывает Ярилу как босоногого юношу, одетого в белое одеяние, с венком из трав , несущего в правой руке человеческую голову, а в левой — колосья ржи. Юноша ездит на белом коне — как, среди прочих, Перун и Свентовит, что также подтверждает предложенную аналогию с ураном божеством славян .

Перун и Святой Джордж

Почитание Ярилы, похоже, находит более временное место в культе христианского святого Георгия — день памяти этого святого, 23 апреля, совпадает с празднованием праздника бога Яровита, но это еще не конец. аналогия. Святой на белом коне побеждает дракона – в окрасе коня мы видим прямую аналогию с Ярилой, в драконе косвенную аналогию с боевым божеством славян – Перуном-громовержцем – побеждающим гадюку, чтобы освободить лед- покрытые воды весной .

Перуна и Яровита роднит еще и то, что они оба обладают силой начинать вегетацию и благословлять работу в поле — Яровит своим босоногим шествием, Перун первой весенней бурей, «оплодотворяющей» землю молниями. Без этого символического начала весны фермеры боялись предпринимать какие-либо полевые работы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие