Традиция сжигать или топить изображенную Морану в конце зимы – это обычай, сохранившийся в Чехии, Польше и Словакии

В словенском фольклоре богиня Морана не сохранилась в первозданном виде. Мы узнаем ее в мифическом существе Море, где сохранился корень прежнего имени божества. Морана — панславянская богиня смерти и зимы, в традиции она также предстает как Морена, Маржена и Мора. Морана — славянское старообрядческое олицетворение смерти, подобно Персефоне у греков, Прозерпине у римлян и Мориген или Моргане у кельтов.

Мора, по народному поверью, угнетает человека и вредит животным по ночам. Мора также означает «трудный сон», и это слово до сих пор присутствует в поговорке «его угнетало море». Мы можем предположить, что мора в смысле дурного сна более позднего происхождения и что она исходит от демона Моры, являющегося остатком прежней богини смерти. Моро представлялась высокой женщиной в белом, которая могла по желанию менять свою форму, чаще всего в лошадь или оборотня, что делало ее хтоническим существом.

Мора, трутамора или морская нога — это также шестилистный знак, который люди вырезали на дверях домов или колыбелях, чтобы отогнать это мифическое существо. С этой целью также вырезались пентаграммы (в этой роли пентаграмму также называют трутаморой) и другие знаки.

22
Пентаграмма, вырезанная на колыбели как защита от Мары.

Название происходит от индоевропейского корня mor-, означающего смерть. Некоторые гидронимы также происходят от этого корня, например, реки Мура и Морава на Балканах. Реки и моря, или сама вода, представляли границу между миром живых и загробной жизнью в индоевропейской традиции. Как обычно, море означало и место загробной жизни.

Противоположностью Мораны считается богиня Жива (Весна, Дева, ...), которая, скорее всего, является частью романтических представлений, поэтому мы не можем сказать об этом точно, так как и у других славян, и у нас, словенцев, только богиня Мокошь появляется в традиции (см. Мокошь ). У западных славян (чехов и поляков) известен обычай погружать в воду или сжигать соломенную куклу под названием Маржена. С уничтожением куклы символически прощается зима (Морана) и начинается весна (Мокошь, Весна?). Морана могла появиться и вместо Макоши, или вместо того женского божества, которое вместе с Перуном и Велесом составляло трио важнейших богов, представляющих все три мировые сферы. Если Морана знаменовала гибель растений, то логично, что, с другой стороны, вся растительность была оживлена ​​другим женским божеством весны.

Помимо смерти, Морана также ассоциируется с плодородием, так как имеет много общего с водой. Некоторые даже связывали ее с Церерой и называли богиней зерна. Это отстаивали и известные русские семиотики Вьечеслав Иванов и Владимир Топоров, которые подчеркивали, что Морана изначально была аграрным божеством. Вероятно, потому, что ее изображение было сделано из соломы и украшено колосьями и цветами.

Литература

∙ Овсек, Д.Дж.: Славянская мифология и верования. – Domus, 1991
∙ Баич, А.: Морана, богиня смерти. V: Солнце — старейшина словенского народа. Материалы конференции по словенскому наследию. – Свевлад, 2007
∙ Менцей, М.: Значение воды в представлениях древних славян о загробном мире и загробном мире. – Словенское этнологическое общество, 1997 г.
∙ Келемина, Дж.: Басни и сказки словенского народа: с мифологическим введением. – Общество св. Мохорджа, 1930 г.

Поиск

Журнал Родноверие