Сравнительная мифология открывает дольно широкие возможности для реконструкций тех языческих систем, о которых дошло недостаточно сведений в надёжных источниках, и помимо некоторых весьма удачных реконструкций каких только бредовых теорий не было подтянуто за счёт подглядывания в сведения к другим народам. Конечно каждому своё, кто-то считает, что все божества одни и те же, и чаще именно эти люди спекулируют сравнительной мифологией, а кто-то выступает против тождеств, считая всех божеств абсолютно разными. На примере Свентовита попробую разобрать и показать наглядно, почему тождества могут быть не обоснованными и всего лишь чьими-то личными домыслами и желаниями выдаваемыми их за истину.
«Начинающиеся боги», «Иллюстрированная древняя Британия», В. Доллезе
Юпитер и Фетида (1811), Энгр. Масло на холсте, 347,03 × 257,18 см (136,625 × 101,250 дюйма). Музей Гране, Экс-ан-Прованс, Франция
1. Свентовит — громовержец?
В источниках полностью отсутствует информация о том, что у полабо-балтийских славян был громовержец. Но тем не менее многие видят связь Свентовита с разными громовержцами и по разным причинам. Например с Индрой (пил сому), с Юпитером (приносили в жертву виноград и был праздник Epulum Jovis, который проводился 13 сентября и был связан с окончанием сбора урожая), далее, довольно популярно мнение, что Свентовит это Перун, потому что громовержцам во многих мифологиях был посвящён четвёртый день недели, а Свентовит был якобы особо связан с цифрой 4, ведь у него было четыре лика, обращённые на четыре стороны света. Выстраивая эту гипотезу, В.В. Иванов и В.Н. Топоров (Исследования в области славянских древностей, 1974, с. 24-30), однако, опирались на дайны, то есть, фольклор балтов, а не на древние источники славян. Но даже и там, хотя речь и идёт кое-где про "четыре Перкунаса", встречается не только 4, но и 7 и 9 Перкунасов, как признают и сами авторы (с. 29-30). В целом связь Свентовита с четвергом как днём Громовержца представляется гипотезой, стоящей на множестве натяжек. И добавлю, что и Перуна с Перкунасом тоже нельзя отождествлять.
Действительно, рог Свентовита можно считать символом власти и возможно сравнить с ритуалом обмена алкоголя, посвящённого Юпитеру (I век до нашей эры, описанный Марком Теренцием Варроном, вино и само возлияние от напитка), но если смотреть на время, когда проводили праздник, то есть мнения, что у балтийских славян это могло быть позже, чуть ли не в ноябре по нашему (Гельмольд II, 12). Я лично свожу праздник Свентовита к осеннему равноденствию, но это мои личные мысли, которые не имеют исторического подтверждения. А касательно Перуна и Перкунаса, эта теория переходит даже в неадекват, когда говорят, что Свентовит, Яровит и Руевит это всё Перун, а как же Поренут и Прове? Получается все перечисленные это Перун, только по мне это всего лишь спекуляции и чьи-то желания. А теперь перейдём к другим совпадениям.
«Один, странник», Георг фон Розен, 1886 г.
2. Другие связи
Продолжим тему напитка и приходим к хтоническому Одину, который пил самый лучший мёд (у Свентовита более вероятно как раз именно медовуха была его напитком), но при этом у Одина статус всеотца, как, собственное, и у Свентовита, а также конь и гадания. Гадание с помощью лошади было известно германским народам (согласно Тациту ) и не только им, а запрет дышать в храме также встречается в зороастризме, где это делалось, чтобы избежать осквернения священного огня. Есть мнение, что Свентовит тождествен Яхве (кстати, изначально он громовержец у иудеев, а позже затмил остальных богов и стал единственным создателем). Если Свентовит это Перун, то готовы признать, что Перун или Тор это Яхве? Касательно того, что Свентовит это якобы св. Вит уже не стоит углубляться, так как это известная христианская пропаганда, которая как минимум не стыкуется датами (подробнее тут Свентовит не св. Вит). Продолжим?
Наша родная Польская Церковь
3. Одно божество
Есть ещё такое видение, что все боги балтийских славян это одно и тоже божество. К примеру А.Ф. Гильфердинг сводил всё так в своих работах и имеются сторонники того, что Свентовит и Триглав это одно божество. Но самое интересное это к примеру по Александру Брюкнеру, что Свентовит, Триглав, Сварог и Дажьбог это одно и тоже божество. Не плохо так всех под одну гребёнку собрали. А теперь вернёмся к Яхве. У Гельмольда есть сведения, как с упоминанием Свентовита, так и не называя конкретно его имени, что есть небесный бог у славян и что Свентовит бог богов, а все остальные от него произошли и полубоги (Свентовит — Бог Богов (vk.com)). Заявочка на создателя и вот тут схожесть с Яхве. Между прочим польские родноверы из «Родной Польской Церкви» именно так и считают Свентовита.
Вот такая солянка из светлого и хтони. Напомню, что Свентовит бог побед, плодородия и прорицаний. Чествовали его осенью и он считается богом богов, как минимум для руян, но и возможно у остальных полабо-балтийских славян, так как есть сведения, что оказывали почести и обитатели других земель.
Благодарю за помощь Олега Кутарева, а так же за его поддержку данной темы.