Бытует мнение, что славянский Свентовит это ныне cв. Вит или даже наоборот руяне были христианами и отпали назад в язычество заменив cв. Вита на Свентовита. Рассмотрим источники, разные мнения и сделаем вывод.
Световид, илл. к книге Мифология славянская и российская А.С. Кайсарова., 1804
Гельмольд из Босау (он писал дважды):
"Дошедшее от предков древнее предание рассказывает, что во времена Людовика II из Корвейи вышли известные своей святостью монахи, которые, стремясь спасти славян, обрекли сами себя ради проповеди слова Божьего на грозившие им опасности и смерть. Пройдя много славянских земель, они пришли к тем, которые называются ранами, или руянами, и живут в сердце моря. Там находился очаг заблуждений и гнездо идолопоклонства. Проповедуя тут со всей смелостью слово Божье, они приобрели (для христианства) весь этот остров и даже заложили здесь храм в честь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и в память св. Вита, покровителя Корвейи. Потом же, когда по попущению Божьему дела изменились, то раны отпали от веры и тотчас же, изгнав священников христиан, сменили веру на суеверие. Ибо св. Вита, которого мы признаём мучеником и слугой Христовым, они за бога почитают, творение ставя выше Творца. И не найти под небесами другого такого варварства, которое ужасало бы священников и христиан больше (нежели это). Они гордятся одним только именем св. Вита, которому посвятили величайшей пышности храм и идола, ему именно приписывая первенство между богами."
(Гельмольд I, 6)
"Старое предание вспоминает, что Людовик, сын Карла, пожаловал некогда землю руян св. Виту в Корвейе, потому что сам был основателем этого монастыря. Вышедшие оттуда проповедники, как рассказывает, обратили народ руян, или ран, в веру и заложили там храм в честь мученика св. Вита, которого почитает эта земля. После того же как раны, они же руяны, с изменением обстоятельств отклонились от света истины, среди них возникло заблуждение, худшее, чем раньше, ибо св. Вита, которого мы признаём слугой Божьим, раны начали почитать, как бога, поставили в честь его громадного идола и служили творению больше, чем творцу. И с тех пор это заблуждение у ран настолько утвердилось, что Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный в ответах."
(Гельмольд II, 12)
А теперь комментарии Л.В. Разумовской к фрагментам:
"Корвейский монастырь был основан в 622г. в Амьене. В 822г. , при Людовике Благочестивом (а не Людовике II, т.е. Немецком, как ошибочно указывает Гельмольд), монахи — выходцы из этого монастыря — открыли Новую Корвею, обитель на р. Везер в Саксонии. Сюда были якобы перенесены из Франции мощи св. Вита. Об основании Новой Корвеи рассказывает Титмар (кн. VII, гл.13). Гельмольд смешивает здесь культ христианского св. Вита и языческого божества Святовита, которому поклонялись раны, и другие прибалтийские славяне. Культ Святовита возник, разумеется, задолго до появления в Саксонии Ново-Корвейского монастыря с мощами св. Вита."
То есть у Титмара об обращении руян ни слова, он вообще не писал о руянах. Тоже самое можно сказать об Адаме Бременском, у него ничего нет про это, но он писал о руянах. У Видукинда Корвейского (Деяния Саксов) нет упоминания христианизации Рюгена. Это христианская пропаганда от Гельмольда направленная на описание большей христианизации язычников. Самое интересное, что о происхождении легенды нет известий. Есть упоминание Гельмольдом миссии к руянам, а сам монастырь ничего не упоминает о миссии. Историками считается, что это сфабриковано монахами из Корвейи, знавшими славянский язык и участвовавших в походе против лютичей в 1114 году. Узнав об острове, монахи воспользовались сходством св. Вита и Свентовита для христианской выгоды. Тем более раньше 1168 года нет документов свидетельствующих о христианизации Рюгена. Ну и согласитесь, что похоже на чудеса пройти через все славянские земли, дойти до Рюгена не тронутыми и совершить там проповедь.
Можно ещё привести пример одной схолии от Адама Бременского:
"Говорят, что в это время в город Ретру пришли из чешских лесов два монаха. Когда они стали открыто проповедовать там слово Божье, то их по решению язычников сначала подвергли различным пыткам, а затем, как они того и хотели, обезглавили во имя Христа. Их имена не известны людям, но мы твёрдо верим, что они непременно записаны на небесах."
(Адам III, 20 (19), Схолия 71 (72))
Из данной схолии мы можем отметить, что очень сомнительная легенда о монахах с Корвейи. Их возможно постигла бы та же участь, что и чешских монахов в Ретре. Тем более именно венды-лютичи больше всех балтийских славян сопротивлялись христианизации. И были ревностны даже если, кто-то другой принимал христианство. Так Рюген объявил поморян врагами, когда Поморье после второй миссии Оттона Бамбергского приняло крещение. Так же, нам эта схолия полезна тем, что показывает сомнительность ещё одной поздней предложенной теории прихода проповеди св. Вита из Чехии.
Теперь кратко рассмотрим кто такой св. Вит. Это христианский мученик из Сицилии. Мальчик чья история по сути считается легендой III века. Но самое интересное, как некоторые утверждают о том, что Свентовит это св. Вит объясняя тем, что св. Вита почитают только в бывших славянских землях и нынешних славянских странах, якобы это не простое совпадение. Но очевидно, что мученик Италии не может быть славянским божеством, тем более распространение его было позже, чем нам пытался предъявить тот же Гельмольд. В 756 году мощи св. Вита появились в Париже, в 836 году в Корвее и далее по Германии, а ещё позже в Праге и всей Чехии. То есть происходит нестыковка того, что на Рюгене в VIII-IX веках появился св. Вит, когда по Европе ещё начинал только распространяться этот христианский культ.
Ну и на последок рассмотрим ещё Саксона Грамматика:
"Поняв, что у них нет сил , чтобы вступить в бой (с неприятелем), ни (надежды) получить откуда-нибудь помощь, арконцы уступили необходимости и сдались данам при условии сохранения им жизни и в обмен на свой переход в христианство, выговорив себе при этом также и право оставить (у себя в городе) ту статую, которой все они поклонялись. Ведь, как известно, именно в этом городе находился знаменитый идол, который благоговейно почитался горожанами и которому совершали обильные подношения их соседи. Его ошибочно называли именем Святого Вита, и он был оставлен, поскольку местные жители не осмеливались полностью отказаться от своей старой веры. И когда для совершения соответствующего торжественного обряда им было велено погрузиться в воду, они устремились в пруд скорее для того, чтобы утолить там свою жажду, чем движимые религиозным рвением, под видом святого таинства освежая свои измождённые осадой тела. Одновременно с этим арконцам дали и предстоятеля для местной церкви, который должен был научить их более цивилизованной жизни и преподать им основы новой веры. Однако после того, как Эрик ушёл из города, вместе со священником его покинула и его религия. Забыв о своих чувствах к находящимся у данов заложникам, арконцы снова вернулись к поклонению своей статуе, показав (тем самым), сколь (искренни) они были, принимая перед этим веру в (истинного) Бога."
(Саксон Грамматик, 14.1.6)
Этот отрывок очень близких событий того времени, но перед тем как был организован Вендский Крестовый Поход и была разрушена Аркона. И он показывает, что не принимали руяне христианства до падения Арконы, но им приходилось в сложных ситуациях идти на хитрость и обман ,что бы потом продолжать оставаться в своей вере. Так что не было христианства у руяна до 1168 года и тем более св. Вита до Свентовита. Делаем вывод, что Свентовит это не св. Вит. На этом всё.