Сегодня хочу затронуть подробней одну тему, из-за которой есть разные мнения. Собственно далее я буду цитировать перевод Гельмольда (Славянская хроника) и писать тоже своё мнение.


Свентовит, Андрей Шишкин, 2017

"У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и рощи, как Прове, бог ольденбургской земли, — они не имеют никаких идолов. Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого Бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов."

(Гельмольд I, 83)

Больше всего в данном фрагменте текста бросается в глаза известия о едином Боге. По началу, при прочтении появляются мысли о том, что речь идёт о небесном Боге и намёк на то, что в понимании славян, это такой же Бог, как и к примеру у христиан, но при этом в славянских землях развит классический политеизм. Исходя из текста можно подумать, что этот небесный Бог главнее Свентовита, но если сравнить, что пишет Гельмольд о Свентовите, то вот:

"Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли райской, так как он — самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека — христианина, какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на жертвоприношения Святовиту. С удивительным почтением относятся славяне к своему божеству, ибо они не легко приносят клятвы и не терпят, чтобы достоинство его храма нарушалось даже во время неприятельских нашествий."

(Гельмольд I, 52)

"И с тех пор это заблуждение у ран настолько утвердилось, что Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный в ответах. Поэтому и в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов. Король же находится у них в меньшем по сравнению с жрецом почете. Ибо тот тщательно разведывает ответы [божества] и толкует узнаваемое в гаданиях. Он от указаний гадания, а король и народ от его указаний зависят."

(Гельмольд II, 12)

Получается, что единый (небесный) Бог это и есть Свентовит. Но есть одно но. Дело в том, что имена божеств балтийских славян до XI века не разу не упоминались. Первый о ком начали писать это Сварожич, соответственно Свентовит появляется в источниках примерно через сто лет в XII веке. Руяне политически стали очень влиятельны с какого-то времени, часть лютичей под ними ходила, а судя по житиям Оттона, и поморяне Щецина тоже имели какие-то обязательства перед ними. Касательно ободритов, там никогда не было сильного общерегионального язычества, а половина князей в XI-XII веках были христиане. Хотя мы говорим только о вероятности — но очень логично думать, что Редегост до примерно 1067 года и Аркона с какого-то времени не позднее первой половины XII века получали значение общеязыческого главного святилища региона, а их хозяева вполне могли пытаться продвигать и свою теологическую повестку. Из всего следует вопрос, только у руян он был Богом Богов или же действительно его статус развился до Бога Богов у всех балтийских славян? Ответа к сожалению нет, но однозначно единый (небесный) Бог без имени это Свентовит.

Благодарю за подсказки и уточнения Олега Кутарева, а так же за его поддержку данной темы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие