Главный среди славянских божеств у руян (ран, ругиян) и остальных славян в XII веке. По крайней мере можно так считать, но это на самом деле не до конца верно и возможно оспорить. Однако культ Свентовита развивался на острове Руян и за его пределами. Зафиксирован в славянской хронике Гельмольда, подробно описан в Деяниях данов Саксона Грамматика и не только. Итак, начнём:
Световит, В. Доллес, 1676 г.
"В храме удивлённому взору представал громадный идол, своей величиной превышавший размеры тела любого из людей, с четырьмя головами на стольких же шеях, из них две были обращены лицом к груди и столько же — к спине. При этом одна из расположенных как спереди, так и сзади [голов] смотрела направо, другая — налево. Они были изображены с бритыми бородами и подстриженными волосами, так что можно было подумать, будто искусство мастера подражало [в этом случае] тому, как ухаживают за своими головами сами ругияне. В правой руке идол держал рог, тщательно выполненный из разного рода металлов, который посвящённый в это таинство жрец ежегодно имел обыкновение наполнять чистым вином, пытаясь по свойствам жидкости предсказать, каким будет урожай в следующем году. Своей согнутой в локте, наподобие лука, левой рукой он упирался в бок. Рубаха его была сделана спускавшейся до голеней, которые были изготовлены из другого сорта дерева и переходили в коленный сустав настолько незаметно, что место соединения можно было различить только ‘при самом внимательном разглядывании’. Ступни, казалось, касались земли, а их опоры были скрыты под землёй. Неподалёку можно было увидеть принадлежавшие идолу уздечку и седло, равно как и множество [других] отличительных знаков [этого] божества. Наиболее удивительным из них был внушительной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо великолепного резного узора, снаружи украшала ещё и блестящая серебряная отделка."
(Саксон Грамматик, 14.39.3)
Из описанного видим, что во власти Свентовита гадания и урожай. Атрибутами являются питьевой рог, уздечка, седло и меч.
"Чаще всего поклонение этому божеству происходило следующим образом: один раз в год, после сбора урожая, жители со всего острова собирались перед тем храмом, в котором находился этот идол, принося ему в жертву скот и устраивая в честь божества торжественный пир. Жрец, который вопреки свойственному всем прочим жителям этой страны обычаю носил длинные волосы и бороду, накануне того дня, когда он должен был совершать богослужение, входил в святилище (что позволялось делать одному лишь ему) и с помощью веника тщательно вычищал его, стараясь при этом не дышать внутри самогó храма. Чтобы не оскорбить присутствующее здесь божество дыханием смертного, каждый раз, когда ему было нужно либо набрать воздуха [в лёгкие], либо выдохнуть его, он выбегал за дверь."
(Саксон Грамматик, 14.39.4)
В данном фрагменте только о грандиозном праздновании после сбора урожая и всё это делалось с почитанием Свентовита. Дальше у Саксона Грамматика есть подробнее о праздновании, но я пропущу и перейду к следующему:
"На содержание идола каждый мужчина и женщина ежегодно в качестве подарка вносил одну монету. Кроме того, ему полагалась третья часть из награбленного и захваченного на войне, поскольку [считалось, что] всё это было добыто и получено с его помощью. Также этому богу принадлежало три сотни коней и столько же сражавшихся на них воиновa, при этом вся их добыча, получали ли они её в бою или во время грабежа, поступала под охрану жреца. На полученные от продажи этих вещей деньги ‘он изготавливал разного рода священные инсигнии и прочие украшения для храма’, которые затем приказывал ‘запирать в сундуки’, где, помимо больших сумм денег, хранилось также и множество лоскутов совершенно изветшавшего от старости пурпура. Также в них можно было обнаружить и большое количество подношений, сделанных как от имени отдельных людей, так и целых народов, обильными жертвами старавшихся снискать себе милость [божества]."
(Саксон Грамматик, 14.39.7)
Вот тут видим связь с военными функциями и больше именно о победах идёт речь. Свентовит не сколько бог войны, сколько бог побед.
"Этому почитавшемуся и получавшему подношения со всей Склавии истукану присылали свои дары даже короли соседних держав, оказывая ему почести, несмотря на то что этим они совершали кощунство. Среди прочих был также и король данов Свено, который, желая заслужить расположение божества, почтил его чашей великолепной работы, показав этим, что ‘чтит чужую веру выше исповедания своей страны’. За это богохульство он позднее поплатился жалкой смертью."
(Саксон Грамматик, 14.39.8)
"У этого божества были святилища и во многих других местах, где также имелись свои жрецы, которые, впрочем, не пользовались таким большим уважением и были куда менее влиятельны. Кроме того, у идола был собственный конь белого цвета, и выдернуть [хотя бы один] волос из его гривы или хвоста считалось нечестивым поступком. Правом пасти его и ездить на нём обладал только жрец, дабы не оскорблять священное животное слишком частым использованием. В Ругии считали, что Свантовит (так звали идола) верхом на этом коне сражается с врагами своего святилища. Лучшим доказательством этому было то, что нередко, проведя всю ночь в стойле, на утро конь оказывался так сильно покрыт потом и грязью, словно на самом деле был в пути и за это время проскакал большое расстояние."
(Саксон Грамматик, 14.39.9)
"При помощи этого коня также делались и предсказания. Это происходило следующим образом: когда [им] было угодно начать войну против какой-либо страны, [жрец] давал своим слугам поручение установить перед святилищем три связки копий, в каждой из которых было по два связанных между собой крест-накрест копья, воткнутых остриями в землю и помещённых на равном расстоянии друг от друга. Когда наступало время отправляться в поход, жрец, сказав слова молитвы, выводил к ним из святилища ‘уже взнузданного’ коня, и, если тот перешагивал через препятствие сначала правой, а уже затем левой ногой, считалось, что для начала войны получено счастливое предзнаменование, если же он хотя бы раз поднимал левую ногу раньше правой, нападение на [выбранную] область отменялось. Равным образом и точное время отплытия они назначали, лишь получив три подряд свидетельства того, что их начинание завершится успешно."
(Саксон Грамматик, 14.39.10)
Отмечаем почитание Свентовита у всех славян и уважение от других народов. Также у него был священный конь и ему служили конные воины. Примечательно, что в тексте есть мифологический фрагмент о Свентовите, ну и не прошли мимо гадания связанного с конём этого божества. Про христианскую пропаганду, что Свентовит это яко бы святой Вит не буду подробно, только приведу в пример один комментарий Л.В. Разумовской к переводу Славянской хроники Гельмольда: "Культ Святовита возник, разумеется, задолго до появления в Саксонии Ново-Корвейского монастыря с мощами св. Вита." Теперь перейдём к другому источнику:
"Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли райской, так как он — самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека — христианина, какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на жертвоприношения Святовиту. С удивительным почтением относятся славяне к своему божеству, ибо они не легко приносят клятвы и не терпят, чтобы достоинство его храма нарушалось даже во время неприятельских нашествий."
(Гельмольд I, 52)
"И с тех пор это заблуждение у ран настолько утвердилось, что Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный в ответах. Поэтому и в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов. Король же находится у них в меньшем по сравнению с жрецом почете. Ибо тот тщательно разведывает ответы [божества] и толкует узнаваемое в гаданиях. Он от указаний гадания, а король и народ от его указаний зависят."
(Гельмольд II, 12)
Из сведений Гельмольда обращаем внимание на главенство, победы, дарование знаний и прорицаний, не смотря на политизированность и христианскую пропаганду в тексте.
А теперь поговорим о его имени. В источниках XII — начала XIII вв. встречаются только следующие написания имени Свентовита (включая все древние редакции Гельмольда и Саксона Грамматика): Zuantevith/Zvantevich/Zuentevich, Szuentevit, Suantovitus. Даже в искажающей его имя "Саге о Кнютлингах": Svanraviz. Написание "Святовит" — это русский "перевод" имени, получивший особое распространение исключительно благодаря переводу Гельмольда Л.В. Разумовской (единственному переводу этого текста уже почти 60 лет). Так же А.Ф. Гильфердинг давал всё в адаптации на русский и у него написание "Святовит" (Свантовит). Однако, если мы говорим о полабском языке, на котором говорили руяне, велеты и ободриты, то правильной формой имени будет Свентовит, что доказывается не только языкознанием, но, как показано выше, и данными письменных источников.
На последок добавлю свои личные ощущения. Я почитаю Свентовита и воспринимаю его действительно, как Бога богов, наисветлейшего в победах и самого убедительного в ответах, если кратко описать. А также он свет и вдохновение для меня, не смотря на этимологию его имени. На этом всё.
Благодарю за подсказки и уточнения Олега Кутарева.